Автор: Кондратьева Елена Вениаминовна, учитель начальных классов МОУ СОШ п. Верхнемарково
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 класс
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Технологическая карта изучения темы «Зона Арктических пустынь»
Тема
Зона Арктических пустынь | |
Цели
| Образовательные: Дать учащимся общее представление о природных зонах, показать причины последовательной смены природных зон России в направлении с севера на юг; формировать умение определять существенные признаки природной зоны; формировать умение определять приспособленность обитателей зоны арктических пустынь к условиям жизни; формировать умение выявлять значение природы данной зоны для человека. Воспитывать бережное отношение к природе, понимание влияния деятельности человека на природу зоны арктических пустынь |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
| Предметные: сформировать представление учащихся о природной зоне Арктики, познакомить с географическим положением, климатическими особенностями, установить зависимость между климатом растительным и животным миром Личностные: Метапредметные: учить ставить цель, планировать свою деятельность, оценивать свою деятельность Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Арктика, пустыня |
Ресурсы: — основные
— дополнительные |
— Плешаков А.А. учебник
— презентация «Зона Арктических пустынь» — лампочки для рефлексии |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Технология проведения
Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД | |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: -организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). 2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
| Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.
| Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
| 1. Прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
«Знаешь – говори, не знаешь – слушай». — Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
| Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация знаний Цели: — организовать актуализацию знаний; -организует выполнение учащимися заданий — организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Двое учащихся у доски соревнуются: кто быстрее найдёт данный географический объект.
Фиксируют индивидуальное затруднение | Учитель называет горы, моря, реки, озёра России Организует фиксирование индивидуального затруднения Организует обобщение актуализированных знаний. Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности | 1. Игра «Я знаю географические объекты» 2. Найди лишний географический объект
| Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция ; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением) |
Самоопределение к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне
|
(Просмотр ролика)
|
Формулирование учителем общих целей урока | «На свете нет ничего лучше, чем путешествие!»,- так воскликнул знаменитый французский писатель Ж. Верн. Вас тоже сегодня ждет необычное путешествие. А куда мы совершим наше путешествие попробуете сказать вы. Посмотрите ролик и попробуйте сформулировать тему урока или хотя бы попытаться немного рассказать о природной зоне, куда мы совершим путешествие. Ролик «Природная зона» О какой природной зоне мы будем с вами говорить? Что особенно интересного вы увидели в ролике. Сформулируйте тему урока Что мы должны сегодня узнать? Чему научиться? Сегодня мы совершим путешествие на Северный полярный круг к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, и побываем в Арктике. (СЛАЙД)
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Осознанное выполнение заданий, прослеживание связи между целью и мотивом способствуют формированию личностных УУД
|
III. Работа по теме урока Цели: Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
Находят острова и читают названия
Ответы-рассказы обучающихся о полярных ночи и дне, о белом медведе, тюлене, морже, о гаге, о птичьем базаре, о растительном мире
| Показывает зону арктических пустынь
Организует выявление места затруднения. Организует подводящий диалог. Помогает, если возникли затруднения
Организует усвоение учениками нового материала | Каким цветом изображается на карте зона арктических пустынь?
-Что такое пустыня? (СЛАЙД) Давайте разберемся, почему же эту зону называют пустыней. Что кроме Северного Ледовитого океана и его морей входит в эту природную зону? (Острова) Заранее подготовленное 1. сообщение о климате.(СЛАЙД) Как вы думаете, если такой суровый климат, то какой может быть растительный и животный мир? 2.Сообщение о животном и растительном мире (СЛАЙД) Сообщение о связи человека и Арктики (СЛАЙД) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
|
Физкультминутка Цель: организовать отдых учащихся как смену деятельности с мыслительной на физическую.
| Выполняют движения | Показывает движения | Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки — балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе все в кружок- Получается снежок. Мы деревья побелили, Крыши пухом замели, Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли. | Повышение концентрации внимания, настрой на обучение; активизация мыслительной деятельности, развитие эмоциональной, двигательной памяти (Личностные УУД) |
VII. Закрепление изученного материала Цели:— Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
| Слушают
Просмотр ролика, его анализ
Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. | Читает стихотворение
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Послушайте стихотворение Резвится звёзд поток, искрясь, То распадаясь на лучи, То закружит как серпантин, То радугой, то лисий хвост
Просмотр ролика «Северное сияние» Ваши впечатления? Понравилось? Полярное сияние – это свечение частиц воздуха. На планете «Солнце»происходят различные вспышки, взрывы, из-за которых появляются частицы солнечного ветра. Каждая частица имеет свой цвет: зеленый, желтый и т.д. Лучше его видно в полярную ночь. А теперь самостоятельно выполним работу в рабочих тетрадях с.25 № 2, 3
Перед вами тест выполните его, пожалуйста. Инструкция: Внимательно прочитай вопрос и выбери правильный ответ, обведи его номер кружком. Возможно правильных ответов будет несколько и тогда обведи кружками все номера правильных ответов. Проверка (СЛАЙД)
| Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
|
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Учащиеся анализируют свою работу, выясняют, соответствовал ли урок поставленной цели, достигли ли они положительный результат. Отвечают на вопросы учителя.
Делают самооценку |
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. | — Наше путешествие подошло к концу пора подвести итоги работы нашего путешествия -Какую цель ставили? Достигли цели? — Какая тема урока была? — Мы совершили с вами путешествие на Крайний север и узнали, как живет ледяное царство Арктики. — Почему Арктику необходимо охранять и защищать?
— Оцените свою деятельность на уроке. Если вам было все понятно и интересно поднимите (зажгите) зеленую лампочку, если что-то вам было сложно и что-то не усвоили зажгите красную лампочку, а сли урок не понравился, было не интересно белую лампочку | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Источники:
-
http://stihidl.ru/poem/186250/
-
http://www.menobr.ru/materials/727/28753/
-
http://www.menobr.ru/materials/727/28753/
-
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е.. нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»:1-4 классы.-М.:ВАКО, 2008.-256 с.
-
Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».4 класс.-М.: ВАКО, 2013.-384с.