Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе
Основы религиозных культур и светской этики.
Основы православной культуры, автор – Костюкова Т.А.,Воскресенский О.В.,Савченко К.В.М,Дрофа.2014г.
Время занятия: 40 минут
Тип урока: изучение нового материала (понятия)
Метод обучения: поисковый, словесный
Раздел: Не совсем обычный урок.
Тема урока: Монастыри.
Цель урока: формирование у учащихся представлений о русском монашестве и монастырях как религиозных и культурных центрах.
Задачи урока:
-формирование представлений о монастырях, жизни в них, о монашестве;
-развитие представлений о роли монастырей в русской истории и культуре, в духовной жизни;
-закрепление ключевых понятий курса; развитие ценностного отношения к истории и культуре;
-развитие представлений о нравственных и духовных ценностях;
-совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы
-разных типов, построения связного высказывания;
-развитие интереса к изучению предмета.
Оборудование: проектор, мультимедийная доска.
Формировать УУД :
Коммуникативные УУД:
-умение правильно участвовать в коллективной деятельности;
—выработка способов взаимодействия учебного сотрудничества;
Познавательные УУД:
— проникнуть в смысл высказывания — слушание;
-извлечь нужную информацию (полно или частично),
-умения пользоваться различными источниками информации;
— умение ориентироваться в своей системе знаний;
— находить ответы на вопросы.
Регулятивные УУД:
— умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
— проговаривать последовательность действий на уроке;
— выработка способов взаимодействия учебного сотрудничества;
Личностные УУД
— умение проводить параллели между светской жизнью и жизнью в монастырях
С. Есенин ЗА ГОРАМИ, ЗА ЖЁЛТЫМИ ДОЛАМИ… За горами, за желтыми долами, Протянулась тропа деревень. Вижу лес и вечернее полымя, И обвитый крапивой плетень. Там с утра над церковными главами, Голубеет небесный песок, И звенит придорожными травами, От озер водяной ветерок. Не за песни весны над равниною Дорога мне зеленая ширь — Полюбил я тоской журавлиною, На высокой горе монастырь. Каждый вечер, как синь затуманится, Как повиснет заря на мосту, Ты идешь, моя бедная странница, Поклониться любви и кресту. Кроток дух монастырского жителя, Жадно слушаешь ты ектенью, Помолись перед ликом спасителя, За погибшую душу мою.
| Познавательные УУД: — проникнуть в смысл высказывания — слушание; -извлечь нужную информацию (полно или частично),
| |
2. Актуализация знаний, постановка учебной задачи.
| — Кто догадался, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке?. -Сегодня мы познакомимся с православным монастырём (слайд 1). -На какие вопросы вы хотели бы получить ответ, изучая данную тему? -Итак, сегодня мы ответим на вопросы: -Что же такое монастырь? Кто живёт в монастырях? Кто такие монахи? Почему люди уходят в монастырь? Какова цель их жизни?
| Регулятивные УУД: — умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; — проговаривать последовательность действий на уроке.
|
3.Исследовательская работа через создание проблемной ситуации.
| -Кто знает, что такое монастырь? (слайд 2) — Как вы думаете, а кто живёт в монастырях? (монахи и монахини). Определение слова «монастырь»: Монастырь-это место, где живут монахи (монахини) или иноки (запись в тетради). Монахи (мужчины) живут в мужском монастыре. А монахини (женщины) – в женском. А кто такие иноки? Кто такие монахи или иноки? Ответ найдём в учебнике на с. 159. Значит, слово «монах» и слово «инок» в своих исторических корнях имеют значение один. На Руси монаха называли иноком. Подберем однокоренные слова. Инок — однокоренное слово — иной (не такой, не как все люди).Почему не такой, как все? | Коммуникативные УУД: -умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение; —строить высказывание в определенном стиле; |
4.Работа с учебником | — Мы выяснили понятие слова монастырь и какие виды монастырей бывают. А теперь закрепим наши знания чтением в учебнике на стр.157-159. 1.Прочтём о монахах и иноках. Работа с иллюстрациями в учебнике. — Рассмотрите внимательно иллюстрации в учебнике. Ответьте на вопросы. — Расскажите, что вы видите перед входом в монастырь. — Как вы думаете, зачем монастырь обнесен такими мощными стенами? — На что похожи монастыри внешне? — Можно ли после ответов на эти вопросы сделать вывод, что монастыри выполняли оборонительную функцию во время военных испытаний? — Назовите монастыри, которые вы знаете. ( показ слайдов из электронного приложения к учебнику в разделе «Все объекты. Монастыри России») 2. Рассказ о поединке Пересвета и Челубея. Выразительное чтение учителем. Работа с иллюстрациями а) Как изображен на иллюстрациях поединок Пересвета с Челубеем? б) Какими красками передается драматизм поединка? в) Как художники изображают напряжение боя и решимость каждого из воинов победить? г) Кто из изображенных участников поединка монах? Почему вы так решили? Чтение вслух (абзац «Иногда после того, как в уединенном месте…»). — Что такое ЛАВР? (крупнейшие мужские монастыри). — Ребята, как вы думаете, что носят монахи?(показ слайдов 3-6) — Рассмотрите внимательно репродукцию картины А. М. Васнецова «Монастырь в Московской Руси» в учебнике (с. 160). Объясните, о каких моментах жизни монахов она рассказывает.
| Познавательные УУД: -умения пользоваться различными источниками информации; — умение ориентироваться в своей системе знаний; — находить ответы на вопросы.
|
|
| |
5.Физкультминутка | У меня спина прямая У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.) Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.) Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь. (Повороты туловища.) Раз, два. три. четыре. Три. четыре, раз. два. (Наклон вперед и выпрямиться.) Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.) Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.) Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.) Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.) Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.) Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.) И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.) Повернись туда — сюда! (Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.) Раз. два. три. четыре (Повороты туловища.) Три. четыре, раз. два.
| Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка |
6.Работа в парах
| Монашеское облачение (слайды 3-6) — Ребята, как вы считаете, кто же управляет монастырём? (архимандрит, игумен, игуменья)- (слайд 7-8) Расставить подписи как называются части монашеского облачения, и что они символизируют? (электронное приложение «Все объекты. Жизнь в монастыре»).Упражнение «Установи соответствия». 2 учащихся работают у интерактивной доски.
| Коммуникативные УУД: -умение правильно участвовать в коллективной деятельности; — выработка способов взаимодействия учебного сотрудничества |
-Монастыри на Руси всегда служили центрами культуры и просвещения. В них открывались школы, писались, переписывались и хранились книги, развивалась музыкально-хоровая культура. «Книгохранилище в монастыре» (Работа с электронным приложением «Книгохранилища монастырей»)2 учащихся работают у интерактивной доски, остальные на местах в парах вставляют пропущенные буквы и изучают статью.
| ||
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке
8.Домашнее задание
| — Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Какие задачи на уроке ставили? -Удалось ли решить поставленные задачи? — На какие вопросы вы получили ответы? — Остались ли ещё моменты, интересующие вас по теме урока? — Что было сложно? — Как вы думаете, легко ли быть монахом? — Смогли бы вы хотя бы некоторое время пожить в монастыре?
Вопрос № 3, с. 168
| Личностные УДД: — умение проводить параллели между светской жизнью и жизнью в монастырях. |