ЧУ ОО СОШ «РОСИНКА»
ЗАПАДНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ
______________________________________________________________
Искусство танца — Балет
Учебно-исследовательская работа
Автор работы:
Салимова Александра
Ученица 3 класса
Руководитель:
Наумова Н.Г.
Учитель начальных классов
Москва
2013 — 2014
Оглавление
3 | |
Глава 1. История развития балета………………………………………………………….. | 5 |
|
|
| 8 |
1.3. Балет как искусство ………………………………………………………………….. | 10 |
1.4. Балерина Диана Вишнёва………………………………………………………………. | 11 |
Выводы……………………………………………………………………………………….. | 19 |
Глава 2. Практическая часть проектной работы…………………………………………… | 20 |
2.1. Описание практических методов, используемых при создании продукта работы | 21 |
2.2.Описание продукта работы …………..………………………………………………… | 22 |
Выводы……………………………………………………………………………………….. | 23 |
Заключение…………………………………………………………………………………… | 24 |
Список источников и литературы………………………………………………………… | 25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Введение
Балет — вид сценического искусства: музыкально-хореографическое театральное представление, в котором все события, характеры и чувства персонажей передаются с помощью танца. Балетный спектакль создаётся совместными усилиями композитора и балетмейстера, разрабатывающего хореографию и продумывающего движения каждого актёра. Предшественниками балета были театрализованные праздничные шествия и танцы на придворных балах и рыцарских турнирах. Это особое искусство, которое способны оценить люди высокой духовной культуры и развития. Они приходят в театр, чтобы соприкоснуться с красотой, под которой подразумевается как красота движений тел танцовщиков, так и музыка, декорации и костюмы, которые позволяют познать культуру эпох и времени, показанного на сцене.
В данной работе мы хотели узнать, как возникал балет? Какие великие балерины прославили этот вид искусства? Можно ли общаться и передавать друг другу информацию с помощью танца? Как влияют занятия балетом на характер человека?
Мне очень нравится балет, потому что я люблю танцевать. Когда я посещаю театр, у меня много восторга от того, что я вижу. У меня захватывает сердце и мне кажется, что сейчас я попаду в настоящую сказку. Когда открывается занавес и начинают танцевать балерины, такие воздушные и красивые, то мне тоже хочется стать такой же, как они. Я как будто попадаю по-настоящему в тот мир, где живут герои балета, словно становлюсь одной из них. Балет — это прекрасный, необыкновенный мир, частью которого мне тоже хочется стать. Поэтому я считаю, что моя работа актуальна как для меня, так и для тех ребят, которые любят балет и хотят больше узнать о его истории и развитии.
Данный проект реализуется в предметных рамках занятий по хореографии.
Объект исследования: история балета.
Предмет исследования: развитие балетного искусства.
Гипотеза исследования: изучая историю балета, смогу применять упражнения в постановке танца
Цель: изучить историю развития балетного искусства
Для реализации поставленной цели, нами были выдвинуты следующие задачи:
1.Теоретические.
Собрать информацию по теме исследования.
2. Практические.
Разучить движения танца из балета
Изготовить буклет
В работе используются следующие методы:
Анализ и обобщение собранной информации.
Обобщение и систематизация данных, полученных в ходе теоретического исследования.
Отработка упражнений и движений для танца
Практическая значимость данной работы определяется тем, что материал проекта может быть использован при подготовке классных часов и постановке классических танцев для учащихся
Глава 1. История развития балета
1.1 Из истории хореографии
Сущность и понятие хореографии понятие хореография (от греч. choreo — танцую) охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений. Многие считают, что хореография — это танец или хореография — это балет, но, по мнению Захарова Р. понятие хореография гораздо шире. В него входят не только сами по себе танцы, народные и бытовые, классический балет. Само слово «хореография» греческого происхождения, буквально оно значит «писать танец». Но позднее этим словом стали называть все, что относится к искусству танца. В этом смысле употребляют это слово большинство современных деятелей танца. Хореография — самобытный вид творческой деятельности, подчиненный закономерностям развития культуры общества. Танец — это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики.
Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага. Все это, впрочем, можно увидеть и в наше время, в искусстве народов Африки, например. Описание танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и нравах различных народов . Танец — один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Народ создает в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме. С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии . Новые темы, новые образы, иная манера исполнения появились в танцах народов нашей страны после Великой Октябрьской социалистической революции. Есть масса лирических, героических, комических, медленных и плавных или вихревых, огневых, коллективных и сольных плясок, в которых ярко и убедительно раскрывается образ наших современников. В многочисленных ансамблях народного танца, профессиональных и самодеятельных, мы видим танцы, посвященные различным темам и историческим событиями в жизни народа. С профессиональным искусством танца мы встречаемся еще в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете, на льду, иногда — в драме. Любой начинающий хореограф может соприкоснуться к специфике всех этих видов хореографии . Самой сложной формой профессиональной хореографии считается классический балет. Балетный танец основан на народном танце, который в свое время проник в салоны высшей знати. Развитие танцевальной техники в салонах пошло по иному направлению, чем это происходило в народе: ведь народ танцевал на лужайке или на земляном полу хижин, а знатные дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным придворными танцмейстерами.
В конце эпохи Средневековья итальянские князья уделяли большое внимание пышным дворцовым празднествам. Важное место в них занимал танец, что породило потребность в профессиональных танцмейстерах. Мастерство ранних итальянских учителей танцев произвело впечатление на знатных французов, которые сопровождали армию Карла VIII, когда в 1494 он вступил в Италию, предъявив свои претензии на трон неаполитанского королевства. В результате итальянские танцмейстеры стали приглашаться ко французскому двору. Танец расцвел в эпоху Екатерины Медичи, супруги Генриха II (правил в 1547–1559) и матери Карла IX (правил в 1560–1574) и Генриха III (правил в 1574–1589). По приглашению Екатерины Медичи итальянец Бальдасарино ди Бельджойозо (во Франции его называли Бальтазар де Божуайё) ставил придворные представления, наиболее известное из которых носило название Комедийный балет королевы (1581) и обычно считается первым в истории музыкального театра балетным спектаклем. В царствование трех французских королей – Генриха IV (1533–1610), Людовика XIII (1601–1643) и Людовика XIV (1638–1715) – учителя танцев проявили себя как в сфере бального танца, так и в тех его формах, которые развивались в рамках придворного балета. В Англии в ту же эпоху, т.е. в царствование Елизаветы I, шел аналогичный процесс, нашедший выражение в постановках т.н. масок при дворе в Уайтхолле. В Италии техника профессионального танца продолжала обогащаться, появились первые труды по танцу (Il Ballarino Фабрицио Карозо, 1581 и Le Gratie d’Amore Чезаре Негри, 1602).
В середине 17 в. наметился отход от строгих форм, присущих придворному балету. Балетные артисты выступали теперь на сцене, приподнятой над уровнем зала и отделенной от зрителей, как это было, например, в театре, построенном кардиналом Ришелье в начале 17 в. Этот театр в итальянском стиле находился в его дворце и имел просцениум, что открывало дополнительные возможности для создания сценической иллюзии и зрелищных эффектов. Так вырабатывалась чисто театральная форма танца.
В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигали особого великолепия как в Париже, так и в Версальском дворце. «Король-солнце» появился, в частности, в роли Солнца в Балете ночи (1653). Многие сохранившиеся поныне особенности балетных танцев объясняются происхождением балета, стилем поведения первых его исполнителей – придворных, обученных благородным манерам. Все дворяне были знакомы с искусством фехтования, и многие его приемы использовались в танцах: например, «выворотность», т.е. такое положение ног, при котором они от бедра до стопы повернуты наружу. Обязательные позиции ног, головы и рук в балете также напоминают позиции фехтовальщиков. В 1661 Людовик XIV создал Королевскую академию музыки и танца, объединившую 13 ведущих танцмейстеров, которые были призваны блюсти танцевальные традиции.
Балет стал распространяться по Европе. К середине 18 в. княжеские дворы повсеместно стремились подражать роскоши Версаля, одновременно во многих городах открывались оперные театры, так что танцовщики и учителя танцев, которых становилось все больше, легко находили себе применение. Не только во Франции, но и в других странах хореографы предлагали важные для развития балета новшества. В Австрии Франц Хильфердинг (1710–1768) одним из первых создавал постановки, где сюжет излагался средствами мимики и танца. Итальянский педагог, Дженнаро Магри, издал подробный учебник театрального танца, каким он стал в последние годы перед падением старого режима во Франции.
1.2 История балетной туфельки
Красивые атласные туфельки с жестким носком, без каблука, на ленточках. Когда видишь, на балерине пуанты, кажется, что она в них родилась. Но поначалу не существовало ни обуви, ни слова «пуанты», а был лишь французский термин – танцевать sur les pointes, что значит – танцевать на кончиках пальцев. Пуанты были изобретены в то время, когда балетный танец начал формироваться в отдельное направление хореографии. С развитием балетного искусства постепенно менялось представление о мастерстве танцоров, само понимание балета, и, соответственно, появлялись новые костюмы и обувь. Если первоначально балет был разновидностью придворных танцев, где каждый мог похвастаться своим умением исполнять причудливые па, то позднее он превратился в особый вид искусства, ставший прерогативой профессионалов. Само слово «балет» (франц. ballet, итал. balletto) произошло от позднелатинского ballo – танцевать. Принято считать, что впервые слово «balletto» стал употреблять итальянец Доменико да Пьяченца (около 1400 – около 1470), служивший учителем танцев и хореографом при дворах влиятельных итальянских сеньоров, а впоследствии основавший первую танцевальную школу в Ломбардии. Совместно с несколькими своими учениками он написал одну из первых книг об искусстве танца – «De arte Saltandi et choreas ducendi», в которой вместо слова danza впервые использовал слово ballo, хотя оба эти слова по-итальянски обозначают «танец». И все же балет в том виде, в каком мы знаем его сейчас, родился не в Италии, а во Франции. Первый балетный спектакль, объединивший музыку, слово, танец и пантомиму – «Цирцея, или Комедийный балет королевы» – был поставлен в Париже при дворе Екатерины Медичи итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо в 1581 году. С тех пор во Франции стал развиваться жанр придворного балета (маскарады, пасторали, танцевальные дивертисменты и интермедии). Балет XVI века представлял собой пышное зрелище с исполнением церемонных испанских танцев – паваны, сарабанды. Во времена Людовика XIV спектакли придворного балета достигли наивысшего великолепия, включали в себя сценические эффекты, придававшие зрелищу характер феерии. Людовик XIV и сам не был чужд музе танца: в 1653 году, еще в четырнадцатилетнем возрасте, он выступил в роли Солнца в «Балете ночи» Ж.-Б.Люлли, после чего его стали называть «Король-солнце». Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их сформулировал балетмейстер Пьер Бошан (1637-1705 гг.), работавший с Люлли и возглавивший в 1661 году Королевскую академию музыки и танца, а затем и Парижскую оперу.
Он записал каноны благородной манеры танца, в основу которых положил принцип выворотности ног (en dehors). Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны. Выполнение движений осуществлялось на основе пяти позиций ног и трех позиций рук (port de bras). Все па классического танца являются производными от этих позиций ног и рук. Так началось формирование балета, развившегося к XVIII веку из интермедий и дивертисментов в самостоятельное искусство. Первые балеты ставились силами придворных и почти не отличались от других дворцовых представлений. Маски, тяжелые платья и туфли на высоких каблуках, и, конечно же, корсеты мешали женщинам выполнять сложные движения. Поэтому мужские танцы отличались тогда большей грациозностью и изяществом. Соответственно и первая балетная труппа Парижской оперы состояла исключительно из мужчин, первые женщины появились там лишь в 1681 году. На революционные для своего времени изменения в сценическом костюме отважились две известные танцовщицы XVIII века – Мари Камарго (1710-1770 гг.) и Мари Салле (1707-1756 гг.) Камарго, поскольку первой из женщин начала исполнять кабриоли и антраша, ранее считавшиеся принадлежностью техники исключительно мужского танца, укоротила юбки (всего лишь чуть выше щиколоток!), устранив громоздкие фижмы и тяжелый каркас («панье»), чтобы иметь возможность свободнее двигаться. Также она заменила и обувь, так как высокий каблук мешал выполнению пируэтов и заносок. Ее конкурентка по сцене Салле в балете-пантомиме «Пигмалион» выступала в юбке без обручей, «присборенной по античному образцу», и с распущенными волосами, чем снискала успех у английской публики, но была освистана во Франции. Объясняется это тем, что в Париже тогда на пике моды был пышный костюм в стиле рококо, а в более «прогрессивном» Лондоне уже давно пропагандировался «греческий вкус и римский дух», характерные для нового стиля – ампира. Таким образом, можно констатировать, что на протяжении веков сценический костюм оставался всего лишь более свободным, а иногда и фривольным, вариантом обычного костюма своего времени. И изменялся он, по большей части, в соответствии с общими модными тенденциями. Так, например, в эпоху Великой французской революции каблуки исчезают не только у балетной обуви, но и у обычной – в моду входят римские сандалии и мягкие туфли из шелка или кожи, напоминающие современные балетки. Примерно таким были и предшественники современных пуант, они фиксировались на ноге с помощью лент и образовывали складки под носком стопы. Такая обувь позволяла выполнять сложные прыжки и вращения, а так же зрительно удлиняла ноги.
1.3 Балет как искусство
Каждое искусство своими средствами рассказывает людям о человеческих переживаниях, мыслях, чувствах, о всевозможных событиях — реальных, сегодняшних и исторических или фантастических. И каждое искусство по-своему условно. И быть может, музыкальный театр — опера и особенно балет — наиболее условен.
Балет лишен слова. Его основа — танец. Но танец состоит из отдельных движений, которые можно сравнить с буквами, слогами, словами. И как из слов в литературе получаются предложения, фразы, из которых могут возникнуть рассказы и поэмы, романы и стихи, так в балете из отдельных движений возникают танцы, составляющие балет-спектакль, который может рассказать и о разных событиях, и о различных состояниях души героев. Рассказать безмолвно. Только движением тела, выражением лица артиста.
Но чтобы стать таким артистом, который способен вести разговор на языке танца, нужно обладать особыми природными данными, одаренностью и долго (девять лет!) учиться в специальной школе.
Декорации не только создают определенное место действия, но и атмосферу, которая помогает зрителю почувствовать и понять характер героев, идею произведения. Особую роль играет в балете костюм. Он должен отличаться легкостью и своим цветом и формой отвечать личности каждого персонажа. Но при этом лишь намеком и очень условно он может приближаться к бытовому или историческому костюму: балетный артист на сцене должен быть одет так, чтобы его костюм не мешал, а помогал движению. Все авторы спектакля — композитор, балетмейстер и художник — отталкиваются от содержания, изложенного в литературной форме. Но каждый из них создает как бы самостоятельное произведение своего искусства — музыкального, танцевального, изобразительного. Однако самостоятельность этих произведений относительна. Они должны гармонически сливаться друг с другом, и только тогда, при наличии талантливых исполнителей, возникнет целое — балет, балетный спектакль.
1.4 Балерина Диана Вишнёва
Диана Вишнева родилась в Ленинграде 13 июля 1976 г. В шестилетнем возрасте Диана начала заниматься в хореографическом кружке во Дворце пионеров, а в 1987 г. поступила в Академию русского балета им. Агриппины Вагановой. Ее первым педагогом была Л.В. Бельская, в выпускном классе – Л.В. Ковалева. В 1994 г. подающая надежды ученица едет в Лозанну на всемирно известный конкурс Prix de Lausanne. Это международное состязание проводится в швейцарском городе Лозанна каждый год и считается на сегодняшний день самым престижным конкурсом молодых танцовщиков всего мира. Возрастной ценз участников – 15-17 лет. Призерам предоставляется право стажироваться в одной из государственных балетных школ, сотрудничающих с Лозанной (в их числе Лондонская Королевская и Нью-Йоркская). Диана танцует в Лозанне миниатюру «Кармен», специально поставленную для нее Игорем Бельским, художественным руководителем Академии, и получает высший приз – Gold Medal. Строгость судей этого конкурса можно оценить даже по беглому исследованию списков лауреатов: четырнадцать лет до этого Золотую медаль получали только мальчики, а после – вплоть до настоящего времени – высшая награда не присуждалась.
С победы на конкурсе начинается бурный рост карьеры Дианы Вишневой. Последний год обучения она совмещает со стажировкой в Мариинском театре, где ей сразу же дают сольные партии. Еще будучи стажером, в 1995 г. она танцует партию Китри в балете «Дон Кихот». Образ этой юной Китри до сих пор невозможно забыть. По-детски угловатая, свежая своей юностью, терпкая своим неповторимым стилем… За эту роль в 1996 г. Диана была награждена призом «Бенуа де ля данс».
Еще являясь студенткой Вагановской академии, в марте 1995 г. Вишнева выступила в Торонто в гала-концерте, посвященном памяти Рудольфа Нуреева. В концерте она танцевала в паре с Владимиром Малаховым. Премьер трех известнейших мировых балетных трупп, Малахов в лице юной балерины обрел прекрасную партнершу, сотрудничество с которой будет продолжаться долгие годы.
В 1995 г. Диана закончила училище и была принята в балетную труппу Мариинского театра, где ее педагогом-репетитором стала О. Ченчикова. В это время на сцену Мариинки начинают возвращаться балеты Джорджа Баланчина, постановку которых патронирует Нью-Йоркский фонд Баланчина. Вишнева получила роль буквально в первой же со времени прихода ее в труппу премьере. Февраль 1996 г., первый показ «Symphony in C» Баланчина, Работа у станка
2.1 Описание продукта работы — фотокнига
Разучивание движений танца «Снежинки» в исполнении Салимовой Александры. В балетной студии Перед выступлением Выводы
В практической части работы был разучен танец «Снежинки», который был продемонстрирован на Новогоднем празднике. Исполнение танца было отснято на видео, а также были отсняты все занятия по подготовке танцевального номера, и на их основе был создан буклет (прилагается). Таким образом, задачи практической части работы были полностью реализованы.
Заключение
Каждое искусство своими средствами рассказывает людям о человеческих переживаниях, мыслях, чувствах, о всевозможных событиях. Танец состоит из отдельных движений, составляющих балет-спектакль, который может рассказать обо всем безмолвно: движением тела и выражением лица артиста. Это способ невербального самовыражения танцором, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений. В ходе исследования удалось выяснить, что балет — искусство довольно молодое. Ему немногим более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь человека с древнейших времен. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. Сельские пляски не подходили придворным дамам и кавалерам. Их одеяния, как и залы, где они танцевали, не допускали неорганизованного движения. Специальные учителя — танцмейстеры — старались навести порядок в придворных танцах. Они заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения танца и руководили группами танцующих. Постепенно танец становился все более театральным. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом. В нашей стране очень любят хореографическое искусство. Из года в год растет число самодеятельных танцевальных коллективов, повышается уровень их мастерства. В наше время балет остается все тем же волшебным искусством, в котором при помощи танца могут рассказать обо всех человеческих эмоциях. Он продолжает развиваться и расти, меняясь вместе с миром и не теряя своей актуальности.
Список источников и литературы:
Худеков С.Н., История танцев.- СПБ, 2003 Блазис К., Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы.- М., 1999 Классики хореографии. Отв. ред. Б. И. Чесноков.- СПб, 2000
Список интернет источников: http://vishneva.ru/ http://www.akterstudio.ru/arti