ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа I и II видов»

Центр дистанционного образования

Конспект урока по русскому языку в 8 классе

«Вводные слова»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Дениченко Наталья Сергеевна

Смоленск

2013

Тема урока: Вводные слова.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы: беседа, работа с таблицей, анализ языкового материала.

Цели:

1) дать понятие о вводных словах;

  1. развивать умение выделять вводные слова на письме.

  2. воспитывать уважительное отношение к поэтическому слову.

План урока.

  1. Оргмомент (1 мин.).

  2. Объяснение нового материала (10 мин.).

  1. Закрепление (26 мин.).

  2. Итог урока (5 мин.).

  3. Домашнее задание (3 мин.).

Таблица и задания представлены учащимся в виде раздаточного материала.

Ход урока.

I. Сегодня на уроке мы познакомимся с вводными словами. Запишем тему урока в тетрадь.

II. Сравните:

Выглянет солнце.

Наверное, выглянет солнце.

Говорят, выглянет солнце.

К счастью, выглянет солнце.

Как в высказываниях отразилось мнение говорящего?

Слова, выражающие отношение говорящего к сообщаемому, называются вводными.

  • Не являются членами предложения и не связаны грамматически с членами предложения.

  • Интонация вводности. Попробуйте прочитать предложение передавая интонационные особенности.

Обратите внимание, какие значение могут выражать вводные слова.

Вводные слова

Значение

Примеры

1. Отношение к сообщаемому

Неуверенность: кажется, наверное, пожалуй, не правда ли

уверенность: конечно, несомненно, безусловно, разумеется, в самом деле

предположение: очевидно, вероятно, видимо, по всей вероятности, может быть

возможность: возможно, может, может быть, должно быть

радость: к счастью, к радости, на радость, на счастье

удивление: к удивлению, к изумлению, страшное дело, удивительное дело

сожаление: к несчастью, по несчастью, к огорчению

страх: к ужасу, на беду, чего доброго, не ровен час

стыд: к стыду, нечего греха таить

2. Последовательность изложения

Во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом, наконец.

3. Указание на источник

сообщения

По словам, по сообщению, по сведениям, по мнению, по утверждению, по-моему

  • На письме выделяются запятыми.

1) ВС, … .

2) …, ВС, … .

3) …, ВС.

Наверное, выглянет солнце.

Выглянет солнце, наверное.

Солнце, наверное, выглянет.

Придумайте и запишите свои два примера.

  1. Закрепим умение выделять вводные слова на письме. В этом нам помогут фрагменты из произведений А. Т. Твардовского, поэта ХХ века, с которым вы знакомились на уроках литературы.

Задание 1. Выпишем вводные слова, определим их значение. Объясним постановку знаков препинания.

1) Между прочим, он любил носить шляпу, что в нашей местности, где он был человек «пришлый», не коренной, выглядело странностью и даже некоторым вызовом, и нам, детям, не позволял носить лаптей, хотя из-за этого случалось бегать босиком до глубокой осени…

2) Кроме того, он любил и умел петь, смолоду даже отличался в церковном хоре.

3) Это долго не удавалось мне, и я пережил тогда, пожалуй, первое по времени горькое сомнение в своих способностях

4) Он, может быть, единственный из советских поэтов, чье непосредственное влияние я всегда признаю и считаю, что оно было благотворным для меня.

5) Это, конечно, и определило существенное отличие теперешнего «Василия Теркина» от того, прежнего «Васи».

(А. Т. Твардовский. Из «Автобиографии»).

Задание 2. Расставь знаки препинания. Определи значение вводных слов. Прочитайте, сохраняя интонацию вводности.

1) Может в списке наградном

Вышла опечатка.

2) Видно бомба или пуля

Не нашлась еще по мне

3) …Не беда, // Что в глаза его быть может

Не увидит никогда…

4) Едет дальше Вася Теркин, —

Это был конечно он.

5) В скобках надобно пожалуй

Здесь отметить, что усы,

Если есть у генерала,

То они не для красы.

6) Было бито, бито, бито,

И, казалось, что там бить?

7) Вот так наверно

И война, и все пройдет…

( А. Т. Твардовский. Из поэмы «Василий Теркин»).

Итак, назовем значения вводных слов, которые нам здесь встретились.

Задание 3. Составьте предложения, рассказывающие о А. Т. Твардовском, используя вводные слова. Какое значение они будут выражать?

IV. Итог урока.

Сегодня мы познакомились с вводными словами и делали это на примерах из творчества А. Т. Твардовского. Давайте обобщим наши знания.

Для чего мы используем вводные слова в речи? (Выражаем свое отношение к сообщаемому).

Как они выделяются в устной и письменной речи? (в устной речи — интонацией, на письме — запятыми).

Приведите примеры вводных слов, выражающие

— отношение к сообщаемому;

— последовательность изложения;

— указание на источник сообщения.

V. Домашнее задание.

1) Выучить определение вводных слов.

2) Спиши, расставляя знаки препинания. Определи значение вводных слов.

1) Быть может кто-нибудь иной

Расскажет лучше нас,

Как горько по земле родной

Идти, в ночи таясь.

2) Нет, друзья, любовь жены —

Сотню раз проверьте,—

На войне сильней войны

И быть может смерти.

3) И однако на войне

Первый ряд — пехоте.

4) Казалось мальчик не лежал,

А все еще бегом бежал

Да лед за полу придержал…

5) И в наших будут жить они потомках,

Что может нас оставят за чертой.

6) Наверно, вы песню тогда нам споете.

7) Придет иная красота

На эти берега.

Но видно людям та и та

Нужна и дорога.

(А. Т. Твардовский).

Список использованной литературы

1. Русский язык. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / [Л. А. Тростецова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. — М.: Просвещение, 2010.

2. Твардовский А. Т. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1-6. М.: Худож. лит. 1977-1983.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here