МБОУ «Гимназия»
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Расти и развиваться здоровым»
в 3 классе
«Как звук попадает в ухо.»
подготовила
учитель начальных классов
Кулешова Наталья Викторовна
г. Черногорск
2014
Тема занятия: Как звук попадает в ухо.
Тип занятия: открытие новых знаний.
Цель: расширить представления учащихся об органе слуха;
Задачи:
1.закрепить знания детей о строение органа слуха.
2.развивать умение работать в группе, наблюдать, делать выводы, добывать информацию;
3.воспитывать толерантное отношение друг к другу, интерес к предмету.
4.создать условия для доброжелательного отношения в деловом общении.
Формирование УУД:
1. Личностные УУД:
— умение анализировать результаты учебной деятельности;
— способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.
2.Регулятивные УУД:
— выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности;
— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— устанавливать причинно-следственные связи.
3.Познавательные УУД:
— искать и выделять необходимую информацию;
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;
— строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;
-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
4. Коммуникативные УУД:
— умение работать в парах, группах;
— совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
— формулировать и объяснять задание;
— грамотно задавать вопросы;
— слушать и понимать речь других.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: оборудование для опытов, индивидуальные карточки проверки знаний, мультимедийная установка
Ход урока
1. Организационный момент.
«Живая пословица»
На карточках отдельные слова – составить пословицу
«Здоровому все здорово.»
— Как вы понимаете эту пословицу?
2. Повторение изученного
Игра «Угадай голос» . 1 ребенок встает спиной к классу и угадывает тех, кто называет его имя.
-Как вы узнали, кто сейчас говорил? (По голосу) Что помогло? (Уши)
— На прошлом занятии мы с вами говорили о том, как устроены наши уши. Давайте вспомним это.
Мультимедиа, 2-3 ребенка рассказывают у доски, остальные по ходу рассказа заполняют индивидуальные карточки «Строение уха»
3. Постановка учебных задач.
— Теперь мы знаем, как выглядит ухо, как оно устроено и как называются его отдельные составные части. Как вы считаете, есть еще что-то, что нам предстоит узнать? (ответы)
-Сформулируйте цель нашего урока. (Варианты ответов детей)
— Цель нашего занятия: узнать, как звук попадает в ухо и что происходит потом.
4. Открытие нового знания.
-Чтобы ответить на этот вопрос мы будем проводить опыты.
.Практическая работа.
— Вспомним правила проведения опыта.
Этапы памятки «рассыпались» — нужно собрать в правильном порядке. Коллективное обсуждение этапов работы.
-
Внимательно прочитать порядок проведения опыта
-
Проверить все ли оборудование на месте
-
Распределить роли, стараясь, чтобы все принимали участие
-
Зарисовать опыт, сделать вывод
-
Рассказать об этом одноклассникам
— На столе у каждой группы лежит карточка – помощник с информацией, которой вы можете воспользоваться. Работать вы будете в группах. Распределиться вам поможет цвет ваших карточек.
-Давайте еще раз вспомним цель опытов. (Определить, как звук попадает в ухо)
Станция 1.
Опыт «Звуковая пушка»
Вывод: Колеблющиеся предметы производят звук. Колебания передаются другому предмету по воздуху.
Станция 2.
Опыт «Ложка — колокольчик»
Вывод: Колеблющиеся предметы издают звук. Колебания и звуки передаются через другой предмет.
Станция 3.
Опыт « «Гитара» из пластиковой коробочки»
Вывод: Колеблющиеся предметы издают звук. Чем больше колебания, тем громче звук.
Дети выходят к доске, рассказывают о проведенном опыте, прикрепляют на доску вывод.
5. Закрепление
— Как звук попадает в ухо.
Дети с опорой на схемы подводят итог урока.
6 . Рефлексия учебной деятельности на уроке
Подведем итог нашей работы.
— Какую цель урока мы с вами ставили?
— Как вы считаете, мы выполняли их?
— Что было трудно? Интересно?
Оцените результаты вашей работы (на обороте инд. карточки)
— Я всё понял и могу объяснить другому.
— Я всё понял.
— Понял, но нужно ещё повторить.
— У меня ещё есть вопросы.
—Я вам приготовила карточку с интересными сведениями об органе слуха. По желанию вы можете это прочесть
Это интересно!
Самые чувствительные уши у летучей мыши. Если человеческое ухо может воспринимать колебания в пределах от 16 до 20 тыс. колебаний в секунду, то у летучих мышей — около 1 млн. в секунду.
Шум губителен для всего живого. Его воздействие проверено многочисленными опытами. При повышенном шуме мыши теряли аппетит, слабели и погибали, куры переставали нестись.
Жертвой шума становится слух. Правда, вредное влияние шума на слух даёт себя знать не сразу. Чаще всего он действует незаметно, постепенно. Поначалу будто не о чем беспокоиться. Ну, разве что ты стал чуть больше уставать. Или ни с того ни с сего начались головные боли. Но много позже это может пагубно сказаться на твоём слухе. Шум — помеха не только здоровью, но и любому делу.
Ушная сера
В слуховом канале вырабатывается ушная сера. Это желтоватое, немного липкое вещество, гopьковатое на вкус, убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью. Так что ушная сера полезна.
Какие кости в организме человека самые маленькие?
Это кости расположенные в среднем ухе, — молоточек, стремечко и наковальня. С их помощью, а также с помощью других органов колебания воздуха (звука) превращаются в сигналы и передаются в мозг.
После карусели у многих кружится голова.
Чтобы понять это, проведём опыт. Нальём в стакан воды. Аккуратно, но достаточно быстро будем перемещать стакан по кругу, затем поставим стакан на стол. Стакан находится в покое, но вода в стакане какое-то время продолжает вращение.То же самое происходит с нашими полукружными каналами, когда мы катаемся на карусели или кружимся на одном месте. Мы перестали кружиться, жидкость в полукружных каналах всё ещё движется. Волоски продолжают сообщать мозгу о движении, хотя мы уже стоим на месте. Мозг получает два противоречивых сообщения и не может точно определить о положение головы. Вот почему после карусели у многих кружится голова. Когда жидкость в полукружных каналах останавливается, мозг получает правильную информацию, человек вновь обретает равновесие.
Где находятся мышцы, которые позволяют шевелить ушами?
Такие мышцы находятся на затылке. Но у 98% людей они не работают. Наши предки млекопитающие могли шевелить ушами, но для человека эта способность оказалась излишней. Животные шевелят ушами для того, чтобы определить, откуда идет звук. А как поступает в этих случаях человек?
Два уха.
Вам нужны два уха, чтобы понимать, откуда пришёл звук. Звук, возникший справа от вас, достигает правого уха первым. В правом ухе он звучит чуть-чуть громче. Головной мозг это отмечает и говорит вам, откуда пришел звук.
Используемая литература:
1.Методические указания к комплекту лабораторного оборудования для изучения свойства звука
Производитель: Cornelsen Experementa
Страна происхождения: Германия