Нусинская основная общеобразовательная школа
Открытый урок по русскому языку.
4 класс.
Тема: Части речи. Повторение.
Учительница: Г.З.Ногманова.
Части речи.
Цели урока:
1.Обобщить знания об именах существительных, прилагательных и глаголах.
2.Развивать умение распознавать части речи и правильно их употреблять.
3.Развивать орфографическую зоркость.
Оборудование: карточки, компьютер, мультимедийный проектор.
Материал: учебник русского языка.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Метод: частично поисковый.
Ход урока
I. Организационный момент и сообщение целей урока
Учитель читает стихотворение О. Высотской «Весёлая грамматика»:
Существительное «школа»,
«Просыпается» глагол.
С прилагательным «весёлый»
Новый школьный день пришёл.
Мы наречием «отлично»
На уроке дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
После школы, как известно.
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья «ох» да «ах»!
Встали «мы» — местоименье.
Бьёт числительное «семь».
За ученье, без сомнения,
Приниматься нужно всем.
«Ни» и «не» — у нас частицы,
Нам их надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
А потом у тёплой печи
Повторяем части речи!
II. Проверка домашней работы
Упражнение 61, стр. 29. — Почему медведь получил такое название? Учитель читает рассказ Н. Сладкова «Сорока и медведь»: «- Эй, Миша-медведь, на вопрос ответь.
-
Какой вопрос, Стрекотуха?
-
А почему тебя медведем зовут? Глухаря — понятно: он весной глухой. Зайца-беляка понятно: он зимой белый, а вот медведь не понятно!
-
Хе-хе! Бестолковая ты птица. Медведь — значит мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан…»
III. Чистописание
а) Массаж рук.
Чищу овощи для щей. (Хлопаем в ладоши.)
Сколько нужно овощей? (Разводим руки в стороны.) Три картошки, две морковки.
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.(Массируем пальцы левой рт
Потеснись-ка ты, капуста, От тебя в кастрюле густо! (Массируем пальцы правой)
Раз! Два! Три! (Хлопаем в ладоши.)
Огонь зажжен. (Потираем ладони.)
Кочерыжка, выйди вон!
б) Работа в тетради.
ЛаШ ЛоШ Лп- Жпь Лпт Жтп илло илм, От топота, копыт пыль по полю летит.
в) Работа со скороговоркой
Ладони поочерёдно ударяют о край стола то внутренней , то тыльной стороной.
IV. Работа по теме урока
1.а) Запишите отгадки:
Два берёзовых коня
Вихрем с горки мчат меня,
Ну а на гору опять
Мне их надо поднимать. (Лыжи.)
Лежат поросятки,
Привязаны к грядке.
Хороши зелёные,
А зимой солёные. (Огурцы.)
В поле из роз отдохнуть я прилёг.
Розу сорвать ни одну я не мог.
Розы цвели, но секрет их таков:
В каждом цветке по сто узелков. (Ковёр.)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град.)
Когда сухо — клин,
Когда мокро — блин.
Одна нога –
И та без сапога. (Зонт.)
-
На какой вопрос отвечают эти слова? (Что?)
-
Что они обозначают? (Предмет.)
-
К какой части речи эти слова относятся? (К имени существительное
б) По слайдам повторяем об именах существительных.
2. а) На доске записаны слова:
СЫТЫЙ, ГРУСТНЫЙ, ОСТРЫЙ, СВЕТЛЫЙ, МЯГКИЙ.
-
Запишите слова, противоположные по смыслу. (Голодный, весёлый, темный, твердый.)
-
На какой вопрос отвечают эти слова? (Какой?)
-
Что они обозначают? (Признак предмета.)
-
К какой части речи относятся? (К имени прилагательному.)
б) По слайдам повторяем об именах прилагательных.
3. а) Упражнение «Кто что делает?» — На карточках написаны слова. Напишите, кто что делает. Художник, баянист, портниха, врач, огонь.(Рисует, играет, шьёт, лечит, горит). -На какой вопрос отвечают эти слова?(Что делает?). -Что обозначают слова? (действие предмета) —Какая часть речи? (Глагол) б). По слайдам повторяем о глаголах.
V. Физкультминутка. Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем как зайки Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули!
VI. Закрепление пройденного материала.
1. Работа по учебнику. Упражнение 62, стр. 33. — Найдите в тексте имена существительные с безударной гласной в корне. Спишите.(Осенью, цветы, в лесу, на дереве, труженик, на краю, вершины, берез, по воде).
-Найдите в тексте глаголы с безударной гласной в приставках. Спишите.(Затрещит, застучит, оголились, облетели).
— Прочитайте все прилагательные в тексте. Обратите внимание на правписание окончаний. Спишите.(Ранней, поздние, на сухом, старый, развесистый, легкие, пожелтевшие, певчие, осенние).
2. Выполните письменный звуко – буквенный разбор слова дрозд. Дрозд-[дрост] 1 слог, 5 букв, 5 звук. [ д] [р ] [с ] [ т ] – согласные звуки. [ о] – гласный звук. [ д] [р] – звонкие согласные . [ c] [ т] – глухие согласные.
3. Разберите предложение по членам предложения и по части речи. Застучит на сухом дереве труженик дятел. Готовятся к отлету певчие птицы.
VII.Словарно – орфографическая работа.
1) Аукцион. – Назовите как можно больше признаков слова « хозяйство». Кто назовёт последний признак, выигрывает.
( Это существительное; отвечает на вопрос «что?»; среднего рода; в единственном числе; трёхсложное; в нём 6 согласных звуков;2 согласных звонких звука; 4 глухих; второй слог ударный; 2 звука мягких; 4 звука твёрдых).
2) Послушайте предложения. Выпишите однокоренные слова к слову «хозяйство». Выделите в них корень хозяй-:
«Особенно ценили мы в бабушке её хозяйственность: она умело и экономно вела домашнее хозяйство. В магазине мы купили хозяйственный инвентарь для работы в саду: лопаты, грабли, вилы. «Хороший хозяйственник говорили люди о моём отце, который вот уже десять лет руководит хозяйством рыболовецкой артели». (ХОЗЯЙСТВО, ХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ, ХОЗЯЙСТВЕННИК (выделены корни).
VIII.Домашнее задание. —Упражнение 67, стр. 35.
IX. Итог урока.
— Какие части речи мы знаем?
— На какие вопросы отвечают имена существительные?
-
Что они обозначают?
На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
-
Что они обозначают?
На какие вопросы отвечают глаголы?
-
Что они обозначают?