Нусинская основная общеобразовательная школа

Открытый урок по русскому языку.

4 класс.

Тема: Части речи. Повторение.

Учительница: Г.З.Ногманова.

Части речи.

Цели урока:

1.Обобщить знания об именах существительных, прилагательных и глаголах.

2.Развивать умение распознавать части речи и правильно их употреблять.

3.Развивать орфографическую зоркость.

Оборудование: карточки, компьютер, мультимедийный проектор.

Материал: учебник русского языка.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Метод: частично поисковый.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение целей урока

Учитель читает стихотворение О. Высотской «Весёлая грамматика»:

Существительное «школа»,

«Просыпается» глагол.

С прилагательным «весёлый»

Новый школьный день пришёл.

Мы наречием «отлично»

На уроке дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

После школы, как известно.

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья «ох» да «ах»!

Встали «мы» — местоименье.

Бьёт числительное «семь».

За ученье, без сомнения,

Приниматься нужно всем.

«Ни» и «не» — у нас частицы,

Нам их надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи!

II. Проверка домашней работы

Упражнение 61, стр. 29. — Почему медведь получил такое название? Учитель читает рассказ Н. Сладкова «Сорока и медведь»: «- Эй, Миша-медведь, на вопрос ответь.

  • Какой вопрос, Стрекотуха?

  • А почему тебя медведем зовут? Глухаря — понятно: он весной глухой. Зайца-беляка понятно: он зимой белый, а вот медведь не понятно!

  • Хе-хе! Бестолковая ты птица. Медведь — значит мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан…»

III. Чистописание

а) Массаж рук.

Чищу овощи для щей. (Хлопаем в ладоши.)

Сколько нужно овощей? (Разводим руки в стороны.) Три картошки, две морковки.

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.(Массируем пальцы левой рт

Потеснись-ка ты, капуста, От тебя в кастрюле густо! (Массируем пальцы правой)

Раз! Два! Три! (Хлопаем в ладоши.)

Огонь зажжен. (Потираем ладони.)

Кочерыжка, выйди вон!

б) Работа в тетради.

ЛаШ ЛоШ Лп- Жпь Лпт Жтп илло илм, От топота, копыт пыль по полю летит.

в) Работа со скороговоркой
Ладони поочерёдно ударяют о край стола то внутренней , то тыльной стороной.

IV. Работа по теме урока

1.а) Запишите отгадки:

Два берёзовых коня

Вихрем с горки мчат меня,

Ну а на гору опять

Мне их надо поднимать. (Лыжи.)

Лежат поросятки,

Привязаны к грядке.

Хороши зелёные,

А зимой солёные. (Огурцы.)

В поле из роз отдохнуть я прилёг.

Розу сорвать ни одну я не мог.

Розы цвели, но секрет их таков:

В каждом цветке по сто узелков. (Ковёр.)

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. (Град.)

Когда сухо — клин,

Когда мокро — блин.

Одна нога –

И та без сапога. (Зонт.)

  • На какой вопрос отвечают эти слова? (Что?)

  • Что они обозначают? (Предмет.)

  • К какой части речи эти слова относятся? (К имени существительное

б) По слайдам повторяем об именах существительных.

2. а) На доске записаны слова:
СЫТЫЙ, ГРУСТНЫЙ, ОСТРЫЙ, СВЕТЛЫЙ, МЯГКИЙ.

  • Запишите слова, противоположные по смыслу. (Голодный, весёлый, темный, твердый.)

  • На какой вопрос отвечают эти слова? (Какой?)

  • Что они обозначают? (Признак предмета.)

  • К какой части речи относятся? (К имени прилагательному.)

б) По слайдам повторяем об именах прилагательных.

3. а) Упражнение «Кто что делает?» На карточках написаны слова. Напишите, кто что делает. Художник, баянист, портниха, врач, огонь.(Рисует, играет, шьёт, лечит, горит). -На какой вопрос отвечают эти слова?(Что делает?). -Что обозначают слова? (действие предмета) —Какая часть речи? (Глагол) б). По слайдам повторяем о глаголах.

V. Физкультминутка. Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем как зайки Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули!

VI. Закрепление пройденного материала.

1. Работа по учебнику. Упражнение 62, стр. 33. — Найдите в тексте имена существительные с безударной гласной в корне. Спишите.(Осенью, цветы, в лесу, на дереве, труженик, на краю, вершины, берез, по воде).

-Найдите в тексте глаголы с безударной гласной в приставках. Спишите.(Затрещит, застучит, оголились, облетели).

— Прочитайте все прилагательные в тексте. Обратите внимание на правписание окончаний. Спишите.(Ранней, поздние, на сухом, старый, развесистый, легкие, пожелтевшие, певчие, осенние).

2. Выполните письменный звуко – буквенный разбор слова дрозд. Дрозд-[дрост] 1 слог, 5 букв, 5 звук. [ д] [р ] [с ] [ т ] – согласные звуки. [ о] – гласный звук. [ д] [р] – звонкие согласные . [ c] [ т] – глухие согласные.

3. Разберите предложение по членам предложения и по части речи. Застучит на сухом дереве труженик дятел. Готовятся к отлету певчие птицы.

VII.Словарно – орфографическая работа.

1) Аукцион. – Назовите как можно больше признаков слова « хозяйство». Кто назовёт последний признак, выигрывает.

( Это существительное; отвечает на вопрос «что?»; среднего рода; в единственном числе; трёхсложное; в нём 6 согласных звуков;2 согласных звонких звука; 4 глухих; второй слог ударный; 2 звука мягких; 4 звука твёрдых).

2) Послушайте предложения. Выпишите однокоренные слова к слову «хозяйство». Выделите в них корень хозяй-:

«Особенно ценили мы в бабушке её хозяйственность: она умело и экономно вела домашнее хозяйство. В магазине мы купили хозяйственный инвентарь для работы в саду: лопаты, грабли, вилы. «Хороший хозяйственник говорили люди о моём отце, который вот уже десять лет руководит хозяйством рыболовецкой артели». (ХОЗЯЙСТВО, ХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ, ХОЗЯЙСТВЕННИК (выделены корни).

VIII.Домашнее задание. —Упражнение 67, стр. 35.

IX. Итог урока.

— Какие части речи мы знаем?

На какие вопросы отвечают имена существительные?

  • Что они обозначают?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

  • Что они обозначают?

На какие вопросы отвечают глаголы?

  • Что они обозначают?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here