Окружающий мир (3-й класс)
Урок 26.
Тема: Шаг из моря на сушу
Цели:
-
Ознакомить с особенностями строения и образом жизни рыб и земноводных.
-
Уметь перечислять особенности рыб и земноводных.
Оборудование: иллюстрации рыб и земноводных, аквариум с рыбками, плакат «Шаг из моря на сушу» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов | |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
|
– На прошлом занятии мы говорили о достоинствах и недостатках наружного скелета. Можно ли, обладая таким скелетом, быстро двигаться или быть крупных размеров? (Наружный скелет не даёт возможности быстро двигаться. Большим также не будешь.) – Как же быть? (Наверно, необходимо, что бы скелет стал внутренним.) – Внутренний скелет представлен позвоночником, и поэтому таких животных назвали … (Позвоночные.) – Чем удобен внутренний скелет? Какие возможности открываются перед его обладателями? Давайте с ними ознакомимся. Рассмотрите рисунок на с. 96. (Внутренний скелет состоит из подвижных частей – костей. У таких животных большая возможность в различных движениях. Такой скелет растёт вместе с животным, не требуется его замена.) – Какие недостатки у такого скелета? (Такой скелет не защищает тело животного снаружи.) – Разделите этих животных на группы: карась, щука, тритон, лягушка (рисунки). Классифицируют по группам. – Почему у вас столько разных мнений? Какой у вас возникает вопрос? (Мы не знаем, куда отнести тритона.) Составляется план. План (примерный)
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали?
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
|
Работа в учебнике. Работа в группах. – Давайте проведём исследование, для этого разделимся на группы. Задание для групп: рыбы, земноводные. Прочитайте текст (рыбы – с. 97–98, земноводные – с. 98–99). • Где живут эти животные? • Как они выглядят? • Чем покрыто их тело? • Как передвигаются эти животные? • Как они дышат? • Какие органы чувств у них есть? • Как размножаются? Ключевые слова вынести на доску. Отчёт по заданиям: Рыбы: живут в воде, тело покрыто чешуёй, передвигаются с помощью плавников и изгибов тела, они видят, слышат, чувствуют запахи, есть особый орган – боковая линия, дышат жабрами, размножаются, откладывая икру. Земноводные: живут на суше, размножаются в воде, откладывая икру. Тело покрыто кожей, передвигаются прыжками, но могут и плавать, дышат лёгкими и кожей.
– Каждой команде придумать свои вопросы для другой команды. – Выделите те признаки, которые позволяют рыбам жить в воде, а земноводным на суше. (Рыбам помогают жить в воде признаки: чешуя, плавники, боковая линия, жабры. Земноводным помогают жить на суше признаки: кожа, лёгкие, конечности.) – Как ответим на вопрос урока? – Давайте познакомимся с другими представителями рыб и земноводных. Заслушивают сообщения.
– Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали?
| Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. |
2 2 3 1 1. Работа в учебнике. – Вопросы на с. 99. – Задания из рабочей тетради на выбор.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ТОУУ |
ΙV. Домашнее задание.
|
Чтение текста темы 22, задание на выбор из рабочей тетради. Подготовить сообщения о пресмыкающихся по желанию.
|
|
V. Итог урока. | 4 – Как вы думаете, почему рыбы и земноводные хорошо заселили воду и сушу?
– Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили?
|
|