Урок чтения в 3 классе
«Введенский. Когда я вырасту большой»
учителя начальных классов
средней школы №1 с.Мартук Актюбинской области
Камхен Ю.Б.
Тема: Введенский «Когда я вырасту большой».
Цели: 1) способствовать формированию понятия о произведении;
2) развивать мышление, память, речь, умение анализировать текст;
3) воспитывать нравственно-эмоциональную вдумчивость, способствовать воспитанию чувства прекрасного.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, мелодии композиторов, видеоролик.
Ход урока.
I Организационное начало урока.
Психологический настрой:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело.
II Разминка.
1) Артикуляционная разминка
— Щечки.
— Конфетка.
— Язык.
— Берете в зубы ручку и произносите какую-либо фразу, слов на 10-15. Потом вынимаете ручку, и произносите ту же самую фразу. Потом работаете с новой фразой… (чтобы не думать над текстом, можно взять стихотворение Наша Таня громко плачет).
— Пофыркайте как лошади. «Тпру»…
2) Дыхательная гимнастика
— Набрать воздуха столько, чтобы на одном дыхании произнести стихи
Йод хороший, йод не злой.
Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»
Жук летает над лужком,
Он устал ходить пешком.
Индюку и лучший друг
Честно скажет: «Ты – индюк!»
3)Буриме.
— Сравнение с произведениями поэта.
— И.Бунин мечтал стать писателем. Он очень любил произведения Л.Толстого и восхищался им. Однажды даже вскочил на коня и бросился скакать в его имение. Но так и не доехал. После ночного сна испугался своей затеи и вернулся.
Иван Алексеевич Бунин «Первый снег»
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
Николай Алексеевич Некрасов «Снежок»
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
III Проверка дз.
Викторина по Свифту и Гулливеру.
— Как думаете, о чем мечтал Джонатан Свифт?
IV Сообщение темы и задач.
1)- А о чем мечтаете вы?
— Закончите предложение:
Когда я вырасту большой, …
2) Интервью с учителями
— О чем вы мечтали в детстве?
— Кем хотели стать?
— Мечтали ли вы о путешествиях? Куда?
— Как представляли себе мир за пределами Мартука?
3) Сегодня мы начинаем новый раздел.
— Как он называется?
— Давайте попробуем предположить, о чем будет этот раздел?
— Сейчас мы познакомимся с первым произведением этого раздела — стихотворением Александра Ивановича Введенского «Когда я вырасту большой» и узнаем, о чем мечтал будущий поэт — маленький Саша Введенский.
V Вступление.
Вступительное слово об авторе.
— Александр Иванович Введенский родился в Петербурге. Его отец был экономист, мать – врач. И, наверное, по их наставлению после окончания школы он поступает сначала на юридический факультет Петроградского университета, потом на китайское отделение Восточного факультета в том же университете(изучал традиции, обычаи и язык Китая), но бросает и его. Ведь самая главная мечта его жизни – писать стихи. Он познакомился и подружился с Даниилом Хармсом, тоже будущим знаменитым поэтом. Вместе они писали стихи для детских журналов «Ёж» (Ежемесячный журнал) и «Чиж» (Чрезвычайно интересный журнал). За свою короткую жизнь (37лет) он написал более 30 детских книг. Его весёлые интересные стихи знают и любят до сих пор.
-Расскажите, что узнали, запомнили об авторе.
VI Целевой вопрос.
— О чем мечтал автор в детстве?
VII Чтение учителя.
VIII Проверка восприятия.
1)Ответ на целевой вопрос
— О чем мечтал автор в детстве?
2) Словарная работа.
— Какие непонятные, ещё не изученные слова встретились в тексте?
(Челнок, пристань, маяк)
— Попробуйте по содержанию текста догадаться, что обозначают эти слова.
Челнок — чёлн, маленькая узкая лодка.
Пристань — специально оборудованное место причаливания (стоянки) речных судов у берега на внутренних водных путях.
Маяк — сооружение, способствующее ориентированию судов.
IX Чтение учащихся.
— по двое
— под стук
X Беседа.
— Как автор готовился к путешествию?
— Почему?
— О чем это говорит?
— Как он попрощался и с кем?
— Почему он говорит прощай, а не до свидания?
— Что он хотел увидеть?
— Как это называется одним словом?
— Как встретит окружающий мир юного путешественника?
— Докажите.
— Прочтите 2 последние строчки.
— Как их понимаете?
— Что это говорит нам об авторе?
— Чему учат стихи?
XI Работа с музыкальными произведениями.
1) Прослушивание музыкальных отрывков.
– Мы говорили, что каждое из стихотворений как будто имеет свою мелодику и даже цвет. Сейчас прозвучат несколько музыкальных отрывков Говарда Шора, Петра Ильича Чайковского и Алексея Рыбникова. Закройте глаза, расслабьтесь, послушайте и скажите, какой отрывок подходит более всего этому стихотворению и почему.
2) Прослушивание песни барда Андрея Крамаренко.
— Так представляет себе эти стихи композитор.
— Почему он выбрал такую музыку?
XII Выразительное чтение.
— выразительное чтение
XIII Обобщение.
1) Любите ли вы мечтать?
— О чем?
— Куда вам хотелось бы поехать и что увидеть?
— Какие книги о путешествиях вы знаете?
— Кого из героев – путешественников знаете и любите?
— На кого хотели бы быть похожими?
2) Эссе «Когда я вырасту большой…»
— Напишите рассказ о путешествии. Озаглавьте его также, как озаглавлено стихотворение Введенского «Когда я вырасту большой».
— Какое сочинение понравилось? Чем?
3) А о чем мечтают братья наши меньшие? Ответ на этот вопрос мы можем узнать из их снов.
1) Села кошка на окошко,
Замурлыкала во сне.
Что тебе приснилось, кошка?
Расскажи скорее мне!
И сказала кошка: — Тише,
Тише, тише говори.
Мне во сне приснились мыши,-
Не одна, а целых три.
2)Ночь настала. Свет потух.
Во дворе уснул петух.
На насест уселся он,
Спит петух и видит сон.
Ночь глубокая тиха.
Разбужу я петуха.
— Что увидел ты во сне?
Отвечай скорее мне!
И сказал петух:- Мне снятся
Сорок тысяч петухов,
И готов я с ними драться ,
И побить я их готов!
— Это замечательное стихотворение тоже написал Введенский.
XIV Итог урока.
1) С каким произведением познакомились?
— Кто автор?
— О чем оно нам говорит?
2) Оценивание.
XV Домашнее задание.
Выучить наизусть — с.171.
XVI Рефлексия.
Сегодня на уроке:
— было интересно …
— было трудно …
Я понял, что …