Урок чтения в 3 классе

«Введенский. Когда я вырасту большой»

учителя начальных классов

средней школы №1 с.Мартук Актюбинской области

Камхен Ю.Б.

Тема: Введенский «Когда я вырасту большой».

Цели: 1) способствовать формированию понятия о произведении;

2) развивать мышление, память, речь, умение анализировать текст;

3) воспитывать нравственно-эмоциональную вдумчивость, способствовать воспитанию чувства прекрасного.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, мелодии композиторов, видеоролик.

Ход урока.

I Организационное начало урока.

Психологический настрой:

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело.

II Разминка.

1) Артикуляционная разминка

— Щечки.

— Конфетка.

— Язык.

— Берете в зубы ручку и произносите какую-либо фразу, слов на 10-15. Потом вынимаете ручку, и произносите ту же самую фразу. Потом работаете с новой фразой… (чтобы не думать над текстом, можно взять стихотворение Наша Таня громко плачет).

— Пофыркайте как лошади. «Тпру»…

2) Дыхательная гимнастика

— Набрать воздуха столько, чтобы на одном дыхании произнести стихи

Йод хороший, йод не злой.

Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»

Жук летает над лужком,

Он устал ходить пешком.

Индюку и лучший друг

Честно скажет: «Ты – индюк!»

3)Буриме.

— Сравнение с произведениями поэта.

— И.Бунин мечтал стать писателем. Он очень любил произведения Л.Толстого и восхищался им. Однажды даже вскочил на коня и бросился скакать в его имение. Но так и не доехал. После ночного сна испугался своей затеи и вернулся.

Иван Алексеевич Бунин «Первый снег»

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

Николай Алексеевич Некрасов «Снежок»

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

III Проверка дз.

Викторина по Свифту и Гулливеру.

— Как думаете, о чем мечтал Джонатан Свифт?

IV Сообщение темы и задач.

1)- А о чем мечтаете вы?

— Закончите предложение:

Когда я вырасту большой, …

2) Интервью с учителями

— О чем вы мечтали в детстве?

— Кем хотели стать?

— Мечтали ли вы о путешествиях? Куда?

— Как представляли себе мир за пределами Мартука?

3) Сегодня мы начинаем новый раздел.

— Как он называется?

— Давайте попробуем предположить, о чем будет этот раздел?

— Сейчас мы познакомимся с первым произведением этого раздела — стихотворением Александра Ивановича Введенского «Когда я вырасту большой» и узнаем, о чем мечтал будущий поэт — маленький Саша Введенский.

V Вступление.

Вступительное слово об авторе.

— Александр Иванович Введенский родился в Петербурге. Его отец был экономист, мать – врач. И, наверное, по их наставлению после окончания школы он поступает сначала на юридический факультет Петроградского университета, потом на китайское отделение Восточного факультета в том же университете(изучал традиции, обычаи и язык Китая), но бросает и его. Ведь самая главная мечта его жизни – писать стихи. Он познакомился и подружился с Даниилом Хармсом, тоже будущим знаменитым поэтом. Вместе они писали стихи для детских журналов «Ёж» (Ежемесячный журнал) и «Чиж» (Чрезвычайно интересный журнал). За свою короткую жизнь (37лет) он написал более 30 детских книг. Его весёлые интересные стихи знают и любят до сих пор.

-Расскажите, что узнали, запомнили об авторе.

VI Целевой вопрос.

— О чем мечтал автор в детстве?

VII Чтение учителя.

VIII Проверка восприятия.

1)Ответ на целевой вопрос

— О чем мечтал автор в детстве?

2) Словарная работа.

— Какие непонятные, ещё не изученные слова встретились в тексте?

(Челнок, пристань, маяк)

— Попробуйте по содержанию текста догадаться, что обозначают эти слова.

Челнок — чёлн, маленькая узкая лодка.

Пристань — специально оборудованное место причаливания (стоянки) речных судов у берега на внутренних водных путях.

Маяк — сооружение, способствующее ориентированию судов.

IX Чтение учащихся.

— по двое

— под стук

X Беседа.

— Как автор готовился к путешествию?

— Почему?

— О чем это говорит?

— Как он попрощался и с кем?

— Почему он говорит прощай, а не до свидания?

— Что он хотел увидеть?

— Как это называется одним словом?

— Как встретит окружающий мир юного путешественника?

— Докажите.

— Прочтите 2 последние строчки.

— Как их понимаете?

Что это говорит нам об авторе?

— Чему учат стихи?

XI Работа с музыкальными произведениями.

1) Прослушивание музыкальных отрывков.

Мы говорили, что каждое из стихотворений как будто имеет свою мелодику и даже цвет. Сейчас прозвучат несколько музыкальных отрывков Говарда Шора, Петра Ильича Чайковского и Алексея Рыбникова. Закройте глаза, расслабьтесь, послушайте и скажите, какой отрывок подходит более всего этому стихотворению и почему.

2) Прослушивание песни барда Андрея Крамаренко.

— Так представляет себе эти стихи композитор.

— Почему он выбрал такую музыку?

XII Выразительное чтение.

— выразительное чтение

XIII Обобщение.

1) Любите ли вы мечтать?

— О чем?

— Куда вам хотелось бы поехать и что увидеть?

— Какие книги о путешествиях вы знаете?

— Кого из героев – путешественников знаете и любите?

— На кого хотели бы быть похожими?

2) Эссе «Когда я вырасту большой…»

— Напишите рассказ о путешествии. Озаглавьте его также, как озаглавлено стихотворение Введенского «Когда я вырасту большой».

— Какое сочинение понравилось? Чем?

3) А о чем мечтают братья наши меньшие? Ответ на этот вопрос мы можем узнать из их снов.

1) Села кошка на окошко, 
Замурлыкала во сне. 
Что тебе приснилось, кошка? 
Расскажи скорее мне! 
И сказала кошка: — Тише, 
Тише, тише говори. 
Мне во сне приснились мыши,- 
Не одна, а целых три.

2)Ночь настала. Свет потух. 
Во дворе уснул петух. 
На насест уселся он, 
Спит петух и видит сон. 
Ночь глубокая тиха. 
Разбужу я петуха. 
— Что увидел ты во сне? 
Отвечай скорее мне! 
И сказал петух:- Мне снятся 
Сорок тысяч петухов, 
И готов я с ними драться , 
И побить я их готов!

— Это замечательное стихотворение тоже написал Введенский.

XIV Итог урока.

1) С каким произведением познакомились?

— Кто автор?

— О чем оно нам говорит?

2) Оценивание.

XV Домашнее задание.

Выучить наизусть — с.171.

XVI Рефлексия.

Сегодня на уроке:

— было интересно …

— было трудно …

Я понял, что …

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here