Этическое занятие
Гуляева Ирина Валентиновна
Воспитатель МС(К)ОУ С(К)ОШИ VIII вида
Тема «Я и мои друзья»
Класс: 4
Цель:
-
раскрыть, расширить понятия «друг», «дружба»;
-
способствовать развитию связной речи, эмоционально-чувственной сферы;
-
вызвать потребность в установлении дружеских отношений.
Ход занятия
I. Этический заряд.
— Добрый день, ребята и гости. Мне очень приятно снова видеть вас на занятии. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу.
-
Игра «Молекулы».
— Наше занятие я хочу начать с игры «Молекулы». Под музыку вы двигаетесь по классу. По моей команде соединяетесь в пары, тройки, четвёрки…
— Я вижу, у вас поднялось настроение. Мне бы хотелось, что бы хорошее настроение сохранялось в течение всего занятия.
II. Введение в тему.
— Тему нашего сегодняшнего занятия подскажет отрывок из песни. Послушайте её (звучит песня «Если с другом вышел в путь»).
— Как называется эта песня? О чём говорится в песне?
III. Постановка темы, целей.
— Вы догадались, о чём пойдет речь? (о друге, о друзьях).
— О чём бы вам хотелось поразмышлять на занятии, что обсудить?
— Тема нашего этического занятия «Я и мои друзья». Сегодня на занятии мы поразмышляем о том, что такое дружба, какими должны быть друзья, вы расскажите о своих лучших друзьях и почему вы с ними дружите.
IV. Экспресс-диагностика
— Ребята, сначала я предлагаю вам оценить себя как друга. У вас на столах лежат цветные круги. На доске записи: «Я – настоящий, верный друг», «Я – хороший друг», «Я часто ссорюсь со своим другом», «У меня нет друзей». Прикрепите круг к соответствующей записи (дети оценивают).
В конце занятия мы вернёмся к этим записям.
V. Понятия «друг», «дружба».
— Кто такой друг? (ответы детей)
Я предлагаю заглянуть в толковый словарь Ожегова и прочитать, что означает слово «друг».
«Друг-это человек, который связан с кем-нибудь дружбой».
— Друг и дружба эти понятия тесно связаны между собой. Раскройте понятие «дружба».
«Дружба-это близкое отношение, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (словарь)
— Кто может быть другом?
— Как завязывается дружба?
— Что доставляет радость в общении с другом?
— Что огорчает?
— Легко ли жить человеку без друзей?
-
Работа над притчей.
— Я хотела бы вас познакомить с одной мудрой притчей.
Жили-были два соседа. Пришла зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа – аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит – а у соседа уже дорожка проложена. На следующий день снегу намело по колено. Встал ещё раньше первый сосед, вышел наводить порядок. А у соседа – дорожка ровная, просто загляденье! В тот же день встретились два соседа. Тут первый сосед невзначай и спрашивает:
— Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?
Второй сосед сначала удивился, а потом засмеялся:
— Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!
Беседа по притче:
— О ком эта притча?
— Почему дорожка соседа была всегда ровной и прямой?
— Какова главная мысль притчи?
-
Дополнение пословиц
— О друге и дружбе размышляли во все времена, люди сложили много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним и объясним смысл (воспитатель читает начало пословицы, дети договаривают конец):
Старый друг … (лучше новых двух)
Друг познается … (в беде)
Нет друга – ищи, а найдешь – … (береги)
Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)
Не мил свет, когда друга … (нет)
С другом веселее при удаче, легче в … (беде).
— Какие пословицы, по вашему мнению, выражают главную мысль притчи?
— Какую бы пословицу вы выбрали в качестве жизненного девиза? Почему?
VI. Разбор ситуаций (работа в группах).
1 группа.
Петя и Коля — друзья. В школе они всегда вместе, помогают друг другу в учёбе, вдвоём ходят из школы. Но однажды Коля заболел и не ходил в школу уже несколько дней. Учитель спросил у Пети: «Как чувствует себя Коля?» Петя ничего не сказал, только пожал плечами.
Вопросы:
1. Можно ли Петю назвать другом? Почему?
2. Что можно посоветовать Пете?
2 группа.
На уроке математике проводилась контрольная работа. Аня плохо подготовилась к ней и попросила подругу Свету выполнить за неё задания. Света решила помочь подруге, она записала решение на листке и передала Ане. Мария Сергеевна увидела и забрала листок. Света испугалась и сказала, что помогала Ане. А Аня заявила, что ничего не просила у Светы.
Вопросы:
1. Можно ли девочек назвать настоящими подругами? Почему?
2. Что можете посоветовать им?
3 группа.
Света и Даша – подруги. Однажды в спортивных соревнованиях Света заняла первое место. Все ребята из класса были рады и стали её поздравлять. Одна Даша стояла в сторонке и сердито смотрела на Свету.
Вопросы:
1. Можно ли Дашу назвать подругой? Почему?
2. Что можно посоветовать Даше?
— Может, кто-то узнал себя в этих ситуациях.
— Просто или сложно сохранить крепкие дружеские отношения?
— А что значит «настоящий друг»?
VII. Работа в парах.
— Обсудите и выберите слова, которые характеризуют настоящего друга.
Добрый, вежливый, честный, справедливый, отзывчивый, внимательный, надёжный, верный, бескорыстный, красивый, скромный, трусливый, жадный, злой, лживый, ленивый,
грубый, равнодушный
— Каким же должен быть настоящий друг?
VIII. Составление рассказа о друге.
— Ребята, посмотрите, в классе появилось Солнце Дружбы. Но, к сожалению, без единого лучика. Я вам предлагаю украсить Солнце Дружбы именами наших лучших друзей. Вам необходимо взять «лучик», написать имя своего лучшего друга, рассказать о нём по плану и прикрепить на Солнце Дружбы.
План.
-
Как зовут друга?
-
Сколько лет?
-
Где живёт?
-
Где учится, работает?
-
Чем нравится?
-
Как проводите время?
— Чувствую, вам трудно начать, поэтому приготовила рассказ о своей подруге
(рассказ воспитателя из личного опыта).
-
Рассказы детей из личного опыта.
— Каким стало Солнце Дружбы?
— Пусть дружеские отношения согревают вас своим теплом, а вы – дарите тепло своим друзьям.
IX. Рефлексия.
— А теперь вернёмся к вашим оценкам, которые вы дали в начале занятия. Вспомните, что мы говорили о друге, каким должен быть друг. Выразите своё мнение: каким другом вам хотелось бы быть. Прикрепите круг к соответствующей записи (см. экспресс-диагностика).
— Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать настоящим, верным другом?
— Что вы хотите пожелать своим друзьям?
Наше занятие я хочу закончить стихотворением «Надёжный друг»:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг.