Муниципальная средняя полная общеобразовательная школа № 4
Урок – путешествие по математике
с применением ИКТ
3 класс
Провела учитель начальных классов
высшей категории
Коляда Е.В.
2011 г.
Цель:1) познакомить со случаем деления с остатком, когда в частном
получается нуль (делимое меньше делителя);
2) развивать вычислительные навыки, умение решать уравнения ;
3) учиться анализировать задачи и самостоятельно решать их;
4) развивать находчивость, сообразительность, логическое
мышление, внимание, память, самостоятельность;
5) способствовать развитию интереса учащихся и активизировать
их познавательную деятельность;
6) воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия,
патриотизма, развивать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, монитор, интерактивная доска, слайды, перфокарты, карточки, жетончики, счётные палочки, учебник математики.
I.Организационный момент.
Приветствуем всех, кто время нашёл.
И сегодня на урок к нам пришёл!
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям , передайте частичку своего хорошего настроения другому.
В школе прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Сядьте вы за парты тихо,
Руки – палочкой красиво,
На меня вы посмотрите,
И девиз наш повторите!
Мы — умные,
Мы — дружные,
Мы — внимательные,
Мы — старательные,
Мы отлично учимся,
Всё у нас получится!
-Сегодня мы отправляется в путешествие. На один урок мы станем космонавтами и совершим воображаемый полет в космос на ракете под названием « Дружба», будем учить космических жителей тому, что знаем сами. А пригласил нас побывать в космосе инопланетянин Марсик. (Слайд 1). Чтобы путешествие было удачным необходимо соблюдать следующие условия
-
быть очень внимательным;
-
правильно выполнять задания;
-
не допускать ошибок, иначе можно потерпеть крушение;
-
регулярно выполнять физкультминутки.
II. Формулировка целей урока. ( Слайд 2)
Тема нашего урока:
«Деление с остатком, когда делимое больше делителя».
— Чему мы посвятим урок математики?
— Какие же цели поставим, исходя из темы:
1. Что будем исследовать…
2. Что нового узнаем…
3. Что повторим…
Маршрут путешествий:
Прыжки с парашютом и «Центрифуга».
Упражнения для глаз.
Полет на планету «Туманности».
Школа Астроград.
Полет на неизвестную планету: расшифровка телеграммы, борьба с космическим пиратом
III.Активизация знаний учащихся.
Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на земле.
-
Индивидуальная работа.
А) Работа с перфокартами.
15
21
Найди сумму чисел и .
80
20
На сколько больше .
У 48
8 меньши на .
90
30
С
умма чисел , первое слагаемое , найди второе слагаемое.
11
7
Вычисли произведение чисел и .
20
5
Увеличь в раз.
54
9
Чему равно частное чисел и .
20
60
О
т какого числа отняли и получили .
90
30
Во сколько раз больше .
5
50
С
колько раз по содержится в .
|
Ф
амилия |
34 33333434
16
1
слагаемое , 2 слагаемое . Чему равна сумма?
60
30
Р
азность двух чисел равна , вычитаемое . Найди уменьшаемое.
5
50
Какое число увеличили в , если получили .
30
6
У
меньши на .
К 41
7
прибавь .
60
2
Произведение двух чисел , 1 множитель Н
айди второй множитель.
У 88
8 меньши в раз.
72
Найди множители, если произведение равно .
В 50
40 ычисли разность чисел и .
42
12
Увеличь на |
Ф
амилия |
55
5
Сумма чисел , первое слагаемое и Найди второе слагаемое .
27
К
задуманному числу прибавили и 50 получили . Какое число задумали?
У 80
4
меньши в .
12
2
Ч
астное чисел , делитель , найди делимое.
К
40 акие 2 числа прибавили и получили . .
18
7
-это и сколько.
К 45
9 акое число больше на .
22
66
На сколько увеличили и получили .
11
В 88 о сколько раз больше .
У 46
5 величь на единиц.
|
Б) Работа у доски.
-Реши примеры с остатком.
24: 5 59:8 70:20 37:5 65:8
– Космонавт должен уметь прыгать с парашюта. Тот, кто, быстро и правильно решит все задания, сможет научиться прыгать с волшебного парашюта.
(Слайд 3)
-
Решение задач .
-
В книжке раскраске было 12 созвездий. Аленка раскрасила 4 часть созвездий. Сколько девочка раскрасила созвездий?
-
К космическому полёту готовились 42 космонавта. 6 космонавтов полетели в космос. На сколько больше готовилось космонавтов, чем полетело?
-
У Димы 44 марки на тему « Космос», а у Серёжи 11. Во сколько раз у Димы марок больше, чем у Серёжи?
-
Космонавты взяли в космос 28 тюбиков картофельного пюре и 32 тюбика мясного пюре. Всё пюре они ели 6 дней. Какое количество тюбиков с пюре в день ели космонавты?
-
На планете «Маленький принц» было 3 действующих вулкана, а недействующих – в 6 раз больше. Сколько всего было вулканов на этой планете?
-
На Луне любое тело весит в 6 раз меньше, чем на Земле. Сколько килограммов будет весить на Луне космонавт, масса которого на Земле составляет 72 килограмма?
-
Круговые примеры. (Слайд 4)
С
·2
ледующие испытания – центрифуга. Будущие космонавты должны научится выносить перегрузки на пределе человеческих возможностей.
·3
:8
: 11
—Оцените свою работу в ходе устного счета:
Л. – легко И. – интересно Т. – трудно
-
Работа с геометрическим материалом. (Слайд 5)
Итак, тренировку прошли все успешно. Встаньте, мы идём к ракете.
Узнайте длину дорожки, которая ведет к ней.
IV. Физкультминутка. (Слайд 6-7)
Упражнения для глаз под музыку
Вот теперь можно лететь. Космонавты! Надеть шлемы! Занять кресла! Пристегнуть ремни! Три, два, один – летим! Наш корабль вышел на орбиту, пока мы совершаем витки вокруг Земли, нам хорошо видно, что происходит на нашей планете. Космонавты, что вы видите?
V.Подготовка к изучению нового материала. (Слайд 8)
-Открыли записи свои. Отметили число и месяц нашего полета.
—В иллюминаторы нашего корабля видна планета. Это планета Туманности. Она так названа, потому что её жители запутались с примерами на тему «Деления с остатком» .
-Вспомним и расскажем жителям правила деления с остатком.
-Как называются числа при делении?
-Как найди неизвестное делимое?
-Расскажите правила деления с остатком.( У доски)
( При делении с остатком подбирается наибольшее число, которое делится на делитель. Остаток должен быть меньше делителя. При делении с остатком получается два числа: одно называется неполное частное, а второе остаток.)
-Проверим, правильно ли справился с работой у доски…
-Назовите в примерах неполное частное, остаток.
-Все ли примеры решены верно? Проверим. Запись в тетради.
24:5=4 (ост. 4) 5∙4+4=24
59:8=7(ост.3) 8∙7+3=59
70:20=3(ост. 10) 20∙3+10=70
37:5=7 (ост.2) 5∙7+2=37
65:8=8 (ост.1) 8∙8+1=65
V I .Изучение нового материала.
1.Практическая работа.
-Настал момент изучение нового способа деления с остатком. Займёмся практической работой.
-Возьмите 2 палочки и постройте треугольник.
-Сколько треугольников у вас получилось? ( Ни одного)
-Возьмите три палочки и постойте квадрат.
-Сколько у вас получилось квадратов? (Снова ни одного)
-Запишем проделанную работу на числах:
2: 3=0 3: 4=0
В таких случаях говорят « в частном получается нуль». Тогда каким же будет остаток?
-В первом случае? (2)
-Во втором случае? (3)
Что вы можете сказать об остатках? ( Они равны делимым)
-Какой можно сделать вывод из проделанной работы? (Если делитель больше делимого, то в частном получается нуль, а остаток будет равен делимому.)
2.Первичное закрепление изученного.
А) На доске 5 примеров на деление с остатком.
6:8, 10: 15, 1: 4; 7: 16, 5: 6.
Те, кто понял, решают самостоятельно и придумывают ещё несколько примеров.
Б) – С.29 № 2. Прочитайте условие задачи, ответьте на поставленные вопросы. (Дети записывают решение в тетради и на доске). Туман рассеялся.
VI. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа. (Слайд 9).
— На этой планете есть школа Арстроград. Ученики в этой школе выполняют вычисления только на компьютерах. Но сейчас компьютеры не работают. Давайте научим их решать примеры на деление с остатком в столбик. В школе работают три класса.
« А» класс будет учить тот, у кого жёлтый жетончик с.32 № 10 1 и 5 столбик.
«Б» класс те, у кого оранжевый жетончик, будут проверять правильность выполнения учениками задания с.33 № 15
« В» — у кого фиолетовый жетончик придумают по 3 числа при делении которых на 8 в остатке получается…. С.33 № 17
— Ребята, проверим правильность выполнения этого задания, чья группа лучше других научила школьников решать примеры с остатком.
«А» 8:7=1(ост.1) 8:6=1(ост.2) 5:8=0(ост.5)
14:30=0(ост.14) 8:10=0(ост.10) 9:12=0(ост.9)
«Б» 48:7=6(ост.6)
58:6=8(ост.10) 58:6=9(ост.4)
8:9=0(ост.9) 8:9=0(ост.8)
10:8=0(ост.2) 10:8=1(ост.2)
Итог: Если делимое меньше делитель, о в частном получается…, а остаток равен….(Слайд 10)
Оцените свою работу в ходе самостоятельной работы:
Л. – легко И. – интересно Т. – трудно
VII. Физминутка.
Класс работал и устал,
Момент отдыха настал.
Глазки закрываем,
Дружно отдыхаем.
Нам спокойно, не тревожно,
Помечтать немного можно.
Посчитаем: один, два –
Отдыхает голова,
Три, четыре – класс готов:
Делаем глубокий вдох.
Пять и шесть –
Удобно сесть.
Считаем дальше: число семь –
Просыпаемся совсем.
Потянуться и взбодриться,
Вновь в работу всем включиться!
VIII. Работа над составлением и решением выражений. ( Слайд 11)
— На борт нашего корабля поступили какие-то странные зашифрованные сигналы. Расшифруем их.
-Среди чисел найдите то число, в котором десятков в 2 раза меньше , чем единиц. (36)
-Число, в сумме цифр которого получается 7? (34)
-Это число содержит 10 раз по 6. (60)
-Это число получится, если 4 умножить на 3.(12)
Кто расшифровал слово? (Помогите)
36 – по 45 – ло 43 – мо 60- ги
32– ма 30 – ны 100 – ру 38 – зо 12- те
-
Работа над уравнениями. (Слайд 12)
Необходимо помочь одной планете. Ребята, на этой планете воздух непригоден для дыхания, кругом масса мелкой пыли, на поверхности заметны полосы нефтяной пленки а в атмосфере тянутся дымовые «хвосты». Что же случилось? На планете поселился космический пират. Он стал пиратом потому, что не умеет решать уравнения. Помогите ему и решите самостоятельно уравнения.
У кого жёлтый жетончик — х: 24= 4
У кого оранжевый жетончик- (32+64):х=24
У кого фиолетовый жетончик — х·(90-76)=42·2
Ребята, проверим правильность выполнения этого задания.
Оцените свою работу в ходе самостоятельной работы:
Л. – легко И. – интересно Т. – трудно
На планете мы нашли обращение к жителям планеты Земля. (Слайд 13.)
Жители планеты Земля! Вы должны сохранить свою планету и сделать ее еще прекраснее. Что для этого нужно сделать?
Прочитайте слова первого космонавта: «Земля наша – голубая планета! И ее надо беречь!»
IX .Итог урока. (Слайд 18)
Космос – это дорога без конца и края, но пора возвращаться домой, на Землю. Наш Марсик прощается с нами и ждёт нового путешествия с нами к другим планетам.
Из полета возвратились
Мы на землю приземлились.
После полёта врачи проверяют состояние космонавтов, и я тоже хочу узнать, как вы себя чувствуете после полёта?
А чему мы научились?
-Какова тема урока?
-Какова цель?
-Что было важным на уроке?
-Какое задание больше всего запомнилось? Что узнали для себя новое?
-Где вам понадобятся знания об изученной теме?
-Доволен ли ты своей работой? За что ты можешь похвалить кого-то из одноклассников?
-Оцените урок: было легко, интересно, трудно.
X. Оценки. Домашнее задание.
Ну, вот мы и дома. Осталось получить задание для работы на Земле.
1 уровень- с.32 № 10 доделать
2 уровень- с.33 № 16
3 уровень – составь и решить задачу о космосе.
-На уроке вы работали дружно, организованно. Я желаю вам удачи, успехов, ставить перед собой цели и стремиться к их достижению.
Урок окончен. Всем спасибо.