Муниципальная средняя полная общеобразовательная школа № 4

Урок – путешествие по математике

с применением ИКТ

3 класс

Провела учитель начальных классов

высшей категории

Коляда Е.В.

2011 г.

Цель:1) познакомить со случаем деления с остатком, когда в частном

получается нуль (делимое меньше делителя);

2) развивать вычислительные навыки, умение решать уравнения ;

3) учиться анализировать задачи и самостоятельно решать их;

4) развивать находчивость, сообразительность, логическое

мышление, внимание, память, самостоятельность;

5) способствовать развитию интереса учащихся и активизировать

их познавательную деятельность;

6) воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия,

патриотизма, развивать интерес к предмету.

 

Оборудование: компьютер, монитор, интерактивная доска, слайды, перфокарты, карточки, жетончики, счётные палочки, учебник математики.

I.Организационный момент.

Приветствуем всех, кто время нашёл.
И сегодня на урок к нам пришёл!
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям , передайте частичку своего хорошего настроения другому.

В школе прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Сядьте вы за парты тихо,
Руки – палочкой красиво,
На меня вы посмотрите,
И девиз наш повторите!

Мы — умные,

Мы — дружные,

Мы — внимательные,

Мы — старательные,

Мы отлично учимся,

Всё у нас получится!

-Сегодня мы отправляется в путешествие. На один урок мы станем космонавтами и совершим воображаемый полет в космос на ракете под названием « Дружба», будем учить космических жителей тому, что знаем сами. А пригласил нас побывать в космосе инопланетянин Марсик. (Слайд 1). Чтобы путешествие было удачным необходимо соблюдать следующие условия

  • быть очень внимательным;

  • правильно выполнять задания;

  • не допускать ошибок, иначе можно потерпеть крушение;

  • регулярно выполнять физкультминутки.

II. Формулировка целей урока. ( Слайд 2)

Тема нашего урока:

«Деление с остатком, когда делимое больше делителя».

— Чему мы посвятим урок математики?

— Какие же цели поставим, исходя из темы:

1. Что будем исследовать…

2. Что нового узнаем…

3. Что повторим…

Маршрут путешествий:

Прыжки с парашютом и «Центрифуга».

Упражнения для глаз.

Полет на планету «Туманности».

Школа Астроград.

Полет на неизвестную планету: расшифровка телеграммы, борьба с космическим пиратом

III.Активизация знаний учащихся.

Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на земле.

  1. Индивидуальная работа.

А) Работа с перфокартами.

Ф

амилия

15

21

Найди сумму чисел и .

80

20

На сколько больше .

У

48

8

меньши на .

90

30

С

умма чисел , первое слагаемое ,

найди второе слагаемое.

11

7

Вычисли произведение чисел и .

20

5

Увеличь в раз.

54

9

Чему равно частное чисел и .

20

60

О

т какого числа отняли и получили .

90

30

Во сколько раз больше .

5

50

С

колько раз по содержится в .

Ф

амилия

34 33333434

16

1

слагаемое , 2 слагаемое .

Чему равна сумма?

60

30

Р

азность двух чисел равна , вычитаемое .

Найди уменьшаемое.

5

50

Какое число увеличили в , если получили .

30

6

У

меньши на .

К

41

7

прибавь .

60

2

Произведение двух чисел , 1 множитель

Н

айди второй множитель.

У

88

8

меньши в раз.

72

Найди множители, если произведение равно .

В

50

40

ычисли разность чисел и .

42

12

Увеличь на

Ф

амилия

55

5

Сумма чисел , первое слагаемое и

Найди второе слагаемое .

27

К

задуманному числу прибавили

и

50

получили . Какое число задумали?

У

80

4

меньши в .

12

2

Ч

астное чисел , делитель ,

найди делимое.

К

40

акие 2 числа прибавили и получили . .

18

7

-это и сколько.

К

45

9

акое число больше на .

22

66

На сколько увеличили и получили .

11

В

88

о сколько раз больше .

У

46

5

величь на единиц.

Б) Работа у доски.

-Реши примеры с остатком.

24: 5 59:8 70:20 37:5 65:8

   – Космонавт должен уметь прыгать с парашюта. Тот, кто, быстро и правильно решит все задания, сможет научиться прыгать с волшебного парашюта.

(Слайд 3)

  1. Решение задач .

  1. В книжке раскраске было 12 созвездий. Аленка раскрасила 4 часть созвездий. Сколько девочка раскрасила созвездий?

  2. К космическому полёту готовились 42 космонавта. 6 космонавтов полетели в космос. На сколько больше готовилось космонавтов, чем полетело?

  3. У Димы 44 марки на тему « Космос», а у Серёжи 11. Во сколько раз у Димы марок больше, чем у Серёжи?

  4. Космонавты взяли в космос 28 тюбиков картофельного пюре и 32 тюбика мясного пюре. Всё пюре они ели 6 дней. Какое количество тюбиков с пюре в день ели космонавты?

  5. На планете «Маленький принц» было 3 действующих вулкана, а недействующих – в 6 раз больше. Сколько всего было вулканов на этой планете?

  6. На Луне любое тело весит в 6 раз меньше, чем на Земле. Сколько килограммов будет весить на Луне космонавт, масса которого на Земле составляет 72 килограмма?

  1. Круговые примеры. (Слайд 4)

С

·2

ледующие испытания – центрифуга. Будущие космонавты должны научится выносить перегрузки на пределе человеческих возможностей.

·3

:8

: 11

Оцените свою работу в ходе устного счета:

Л. – легко И. – интересно Т. – трудно

  1. Работа с геометрическим материалом. (Слайд 5)      

Итак, тренировку прошли все успешно. Встаньте, мы идём к ракете.

Узнайте длину дорожки, которая ведет к ней.

IV.  Физкультминутка. (Слайд 6-7)      

Упражнения для глаз под музыку

Вот теперь можно лететь. Космонавты! Надеть шлемы! Занять кресла! Пристегнуть ремни! Три, два, один – летим! Наш корабль вышел на орбиту, пока мы совершаем витки вокруг Земли, нам хорошо видно, что происходит на нашей планете. Космонавты, что вы видите?

V.Подготовка к изучению нового материала. (Слайд 8)  

 -Открыли записи свои. Отметили    число и месяц нашего полета.

В иллюминаторы нашего корабля видна планета. Это планета Туманности. Она так названа, потому что её жители запутались с примерами на тему «Деления с остатком» .

-Вспомним и расскажем жителям правила деления с остатком.

-Как называются числа при делении?

-Как найди неизвестное делимое?

-Расскажите правила деления с остатком.( У доски)

( При делении с остатком подбирается наибольшее число, которое делится на делитель. Остаток должен быть меньше делителя. При делении с остатком получается два числа: одно называется неполное частное, а второе остаток.)

-Проверим, правильно ли справился с работой у доски…

-Назовите в примерах неполное частное, остаток.

-Все ли примеры решены верно? Проверим. Запись в тетради.

24:5=4 (ост. 4) 5∙4+4=24

59:8=7(ост.3) 8∙7+3=59

70:20=3(ост. 10) 20∙3+10=70

37:5=7 (ост.2) 5∙7+2=37

65:8=8 (ост.1) 8∙8+1=65

V I .Изучение нового материала. 

1.Практическая работа.

-Настал момент изучение нового способа деления с остатком. Займёмся практической работой.

-Возьмите 2 палочки и постройте треугольник.

-Сколько треугольников у вас получилось? ( Ни одного)

-Возьмите три палочки и постойте квадрат.

-Сколько у вас получилось квадратов? (Снова ни одного)

-Запишем проделанную работу на числах:

2: 3=0 3: 4=0

В таких случаях говорят « в частном получается нуль». Тогда каким же будет остаток?

-В первом случае? (2)

-Во втором случае? (3)

Что вы можете сказать об остатках? ( Они равны делимым)

-Какой можно сделать вывод из проделанной работы? (Если делитель больше делимого, то в частном получается нуль, а остаток будет равен делимому.)

2.Первичное закрепление изученного.

А) На доске 5 примеров на деление с остатком.

6:8, 10: 15, 1: 4; 7: 16, 5: 6.

Те, кто понял, решают самостоятельно и придумывают ещё несколько примеров.

Б) – С.29 № 2. Прочитайте условие задачи, ответьте на поставленные вопросы. (Дети записывают решение в тетради и на доске). Туман рассеялся.

VI. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа. (Слайд 9).

На этой планете есть школа Арстроград. Ученики в этой школе выполняют вычисления  только на компьютерах. Но сейчас компьютеры не работают. Давайте научим их решать примеры на деление с остатком в столбик. В школе работают три класса.

« А» класс будет учить тот, у кого жёлтый жетончик с.32 № 10 1 и 5 столбик.

«Б» класс те, у кого оранжевый жетончик, будут проверять правильность выполнения учениками задания с.33 № 15

« В» — у кого фиолетовый жетончик придумают по 3 числа при делении которых на 8 в остатке получается…. С.33 № 17

— Ребята, проверим правильность выполнения этого задания, чья группа лучше других научила школьников решать примеры с остатком.

«А» 8:7=1(ост.1) 8:6=1(ост.2) 5:8=0(ост.5)

14:30=0(ост.14) 8:10=0(ост.10) 9:12=0(ост.9)

«Б» 48:7=6(ост.6)

58:6=8(ост.10) 58:6=9(ост.4)

8:9=0(ост.9) 8:9=0(ост.8)

10:8=0(ост.2) 10:8=1(ост.2)

Итог: Если делимое меньше делитель, о в частном получается…, а остаток равен….(Слайд 10)      

Оцените свою работу в ходе самостоятельной работы:

Л. – легко И. – интересно Т. – трудно

VII. Физминутка.

Класс работал и устал,
Момент отдыха настал.
Глазки закрываем,
Дружно отдыхаем.
Нам спокойно, не тревожно,
Помечтать немного можно.
Посчитаем: один, два –
Отдыхает голова,
Три, четыре – класс готов:
Делаем глубокий вдох.
Пять и шесть –
Удобно сесть.
Считаем дальше: число семь –
Просыпаемся совсем.
Потянуться и взбодриться,
Вновь в работу всем включиться!

VIIIРабота над составлением и решением выражений. ( Слайд 11)

— На борт нашего корабля поступили какие-то странные зашифрованные сигналы.  Расшифруем их.

-Среди чисел найдите то число, в котором десятков в 2 раза меньше , чем единиц. (36)

-Число, в сумме цифр которого получается 7? (34)

-Это число содержит 10 раз по 6. (60)

-Это число получится, если 4 умножить на 3.(12)

Кто расшифровал слово? (Помогите)

36 – по      45 – ло   43 – мо 60- ги        

32– ма      30 – ны    100 – ру 38 – зо      12- те

  1. Работа над уравнениями. (Слайд 12)      

Необходимо помочь одной планете. Ребята, на этой планете воздух  непригоден для дыхания, кругом масса мелкой пыли, на поверхности заметны полосы нефтяной пленки а в атмосфере тянутся дымовые «хвосты». Что же случилось? На планете поселился космический пират. Он стал пиратом потому, что не умеет решать уравнения. Помогите ему и решите самостоятельно уравнения.

У кого жёлтый жетончик — х: 24= 4

У кого оранжевый жетончик- (32+64):х=24

У кого фиолетовый жетончик — х·(90-76)=42·2

Ребята, проверим правильность выполнения этого задания.

Оцените свою работу в ходе самостоятельной работы:

Л. – легко И. – интересно Т. – трудно

На планете мы нашли обращение к жителям планеты Земля. (Слайд 13.)      

Жители планеты Земля! Вы должны сохранить свою планету и сделать ее еще прекраснее. Что для этого нужно сделать?

Прочитайте слова первого космонавта: «Земля наша – голубая планета! И ее надо беречь!»

IX .Итог урока. (Слайд 18)      

Космос – это дорога без конца и края, но пора возвращаться домой, на Землю. Наш Марсик прощается с нами и ждёт нового путешествия с нами к другим планетам.

Из полета возвратились

Мы на землю приземлились.

После полёта врачи проверяют состояние космонавтов, и я тоже хочу узнать, как вы себя чувствуете после полёта?

А чему мы научились?

-Какова тема урока?

-Какова цель?

-Что было важным на уроке?

-Какое задание больше всего запомнилось? Что узнали для себя новое?

-Где вам понадобятся знания об изученной теме?

-Доволен ли ты своей работой? За что ты можешь похвалить кого-то из одноклассников?

-Оцените урок: было легко, интересно, трудно.

X. Оценки. Домашнее задание.

Ну, вот мы и дома. Осталось получить задание для работы на Земле.

1 уровень- с.32 № 10 доделать

2 уровень- с.33 № 16

3 уровень – составь и решить задачу о  космосе.

-На уроке вы работали дружно, организованно. Я желаю вам удачи, успехов, ставить перед собой цели и стремиться к их достижению.

Урок окончен. Всем спасибо. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here