Урок для 5 класса «Всеобщей декларации

прав человека»

воспитательный час

в 5 классе

СОШ №34

г. Енакиева

классный руководитель:

Загария И. В.

Цель: в игровой форме познакомить учащихся с декларацией прав человека; способствовать формированию у уча­щихся стремления понять этот документ.

Оборудование:

— текст «Всеобщей декларации прав человека»;

— костюмы для инсцени­ровок;

— слайды, фрагменты мультфильмов.

Ход игры

Ведущий 1 . Добрый день, ребята. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы познакомиться с одним очень важным для всех нас документом — «Всеобщей декларацией прав человека». Она была подписана в 1948 году Организацией Объединенных Наций.

Все государства, входящие в ООН, пообещали друг другу сделать все, чтобы никто не мог нарушить права людей, оговоренные в этом документе.

В Декларации сказано о правах всех людей: мужчин и женщин, богатых и бед­ных, верующих и неверующих, любой национальности и цвета кожи. Взрослые люди имеют много различных прав. Права детей описаны в другом документе — «Конвенции о правах ребенка».

Каждый из нас знает, что из бесправного, запуганного ребенка может вырасти бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать косми­ческие корабли и многое другое. Это значит, что пра­ва взрослого человека и права ребенка важно знать.

Предлагаю совершить небольшую экскурсию по страницам «Всеобщей декларации прав человека».

Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность.

Ведущий 2. В декларации прав человека записано, что главное право каждого человека — право на жизнь. Маленький человек — ребенок — тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Древняя Спарта славилась своими непобедимы­ми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. Каждого новорожденного мальчика осматрива­ли и решали: если крепкий, здоровый- пусть живет. А если родился слабым, боль­ным — бросали его вниз со скалы.

Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения. (Ответы учащихся)

Ведущий 1. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым — помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов (демонстрируется порт­рет) родился слабым, больным ребенком, но у него была сильная воля: он занимал­ся физкультурой, закалялся и победил все свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах Суворов переносил все тяготы на­равне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проигра­ла ни одного сражения.

А сейчас вашему вниманию предлагаем отрывок из сказки.

Инсценировка по «Сказке о мертвой Царевне и о семи богатырях»

А.С.Пушкина

У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит Царица и любуется своим отраже­нием. Перед нею ларец с украшениями.

Царица. Свет мой, зеркальце, скажи

да всю правду доложи:

я ль на свете все милее,

всех румяней и белее?

Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет,

но царевна всех милее,

всех румяней и белее…

Царица. Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Признавайся: всех я краше.

Обойди все царство наше,

хоть весь мир: мне равной нет.

Так ли?

Зеркальце. А царевна всех милее,

всех румяней и белее.

Царица. Эй, Чернавка! Веди царевну в глушь лесную

и, связав ее, живую под сосной там оставь,

на съедение волкам!

Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла

и в такую даль свела,

что царевна догада­лась

и до смерти испугалась

и взмолилась…

Царевна. Жизнь моя!

В чем; скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

я пожалую тебя…

Ведущий. Та, в душе ее любя,

не убила, не связала;

отпустила и сказала…

Чернавка. Не кручинься. Бог с тобой.

Ведущий. А сама пошла домой…

Ведущий. Вспомнили название сказки?

— Кто автор сказки?

Отрывок из мультфильма «Сказка о мертвой царевне»

— Какое право царевны было нарушено? (право на жизнь)

-Чем закончилась сказка?

-Погибла царевна?

Ведущий 2. Несмотря на все злодеяния царицы, царевна все же осталась жива. Помогли ей в этом семь богатырей, Королевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохра­нении жизни ребенка заботится государ­ство, родители, воспитатели, врачи, ми­лиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребен­ка жизни.

Отрывок из мультфильма «Ивашка из дворца пионеров», где Баба Яга приказывает гусям украсть мальчика.

Какое право мальчика было нарушено? (Право на свободу)

Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Отрывок из мультфильма » Как казаки невест выручали».

Какое право девушек было нарушено?

Статья 13. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

-Каким правом воспользовался князь Гвидон, герой » Сказки о царе Салтане», превратившись в комара?

(Правом уехать из своей страны, а также вер­нуться на Родину)

Статья 16. Брак между мужчиной и женщиной может быть заключен только в свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

Отрывок из мультфильма «Шрэк», где Феону пытаются насильно выдать замуж за принца Прекрасного

-Какое право Феоны нарушено?

Право на брак

(брак может быть заключен только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон).

Статья 17. Каждый человек имеет право владеть имуществом; и не

может быть лишен своего имущества.

Отрывок из мультфильма » Возвращение блудного попугая».

-Какое право героев нарушено?

Статья 24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг.

Отрывки из мультфильмов » Шрэк, «Мадагаскар».

— Каким правом воспользовались герои?

Статья 26. Каждый человек имеет право на образование.

Отрывок из мультфильма «Буратино», где Буратино идет в школу.

-Каким правом воспользовался Буратино?

(Правом на образование)

В «Конвенции о правах ребенка» записано также, что государство должно следить за тем, чтобы непременно все дети посещали школу. Значит, когда вы ходите в школу, то помогаете своей стране выполнять Конвенцию.

Вбегают 2 разбойника под музыку из мультфильма «Бременские музыканты».

1-й разбойник. Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.

2-й разбойник. Верно. Джон, это здесь.

1-й разбойник. Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю ос­тавшуюся жизнь буду одни бананы и шо­колад есть, красота!

2-й разбойник. Слушай. Боб, а кто нам заплатит больше за них: Баба Яга, Барма­лей, Змей Гарыныч или злая Мачеха?

1-й разбойник. Джон, все они хорошо заплатят звонкой монетой.

Разбогатеем мы с тобой.

Ведущий 1. Ребята! Вы только послушай­те, что эти разбойники задумали! Давайте разрушим их козни! Они хитрые — могут и силой вас похитить, а могут и уговари­вать, сладости предлагать, а могут и хит­ростью заманить: попросят пойти с ними кому-нибудь помочь.

-Что вам нужно делать, как вы думаете?

-Итак, не принимайте угощения из рук незнакомых вам людей. Если вас пытаются увести силой, то кри­чите во все горло: «Помогите, я не знаю этого человека». Помните, что похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.

(Разбойники подходят к детям, предла­гают угощения и ласково зовут с собой.)

1-й Разбойник Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребятки! Пой­демте с нами, у нас целый магазин сладо­стей!

Дети. Мы вас не знаем! Мы не пойдем с вами!

2-й Разбойник Мы хорошие, мы очень детей любим. Будем вам сказки рассказы­вать!

Дети. Нет, все равно не пойдем!

1-й Разбойник. Вот вы какие! А мы вас силой возьмем, вон у нас какие пистоле­ты!

Дети. Помогите! Мы не знаем этих людей!

2-й Разбойник Тише, тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам.

Других найдем.

Ведущий 1. Стойте, разбойники! Не избе­жать вам наказания за ваше злодейство!

1-й Разбойник Мы хорошие, мы ничего не сделали.

Ведущий 2. Как же ничего не сделали! Вы же пытались похитить детей — этим вы нарушили их права. В Конвенции о пра­вах ребенка записано, что государство защищает ребенка от всех форм физичес­кого насилия.

В Конвенции о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непо­сильную работу.

Ведущий 1. Ребята, подумайте и скажите, что вы станете делать, если кто- либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу?

-Самое верное средство, если такое происходит у вас дома, рассказать все взрослому, которому вы доверяете, попросить помощи.

С детьми часто обращаются несправед­ливо, порой жестоко. Поэтому, чтобы пре­кратить подобное, чтобы у каждого ребенка было счастливое детство, и был составлен документ — «Конвенция о правах ребенка».

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here