Государственное образовательное учреждение Омской области для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей

«Кормиловский детский дом»

ПРОГРАММА

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников средствами игровой деятельности ”

/для занятий с детьми в возрасте 10 –11 лет,

срок реализации программы — 1 год/

разработала:

Соёнена Марина Леонидовна –

воспитатель,

I квалификационная категория

р.п. Кормиловка 2005

Оглавление:

1.Пояснительная записка 3-5 стр.

2.Тематический план обучения 6 стр.

3.Содержание тематического плана 7 стр.

4.Литература для детей 8 стр.

5.Литература, использованная при

составлении программы. 9 стр.

6.Приложения 10 – 51 стр.

1.Пояснительная записка.

По мнению известных педагогов и психологов (Выготский А.С., Эльконина Д.Б., Овчарова Р.В. и др.) в младшем школьном возрасте центром психического развития становится формирование произвольности: развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности, младшие школьники учатся управлять своим поведением.

Этот процесс довольно сложный и длительный, часто осуществляется стихийно и приводит к не желательным последствиям: труднообучаемости и трудновоспитуемости.

Поэтому сегодня большое значение педагоги придаётся развитию интеллектуальных способностей детей именно в начале школьного обучения.

Интеллект (по мнению учёных психологов Ильина Е.П., Овчарова Р.В.) – это свойство личности, определяющее готовность ребёнка к усвоению, сохранению, развитию и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению. Интеллект связан со многими психическими процессами: ощущением и восприятием, памятью, мышлением, воображением. Развивая интеллектуальные способности ребёнка педагог параллельно решает многие проблемы, связанные с обучением в школе (отношение к учёбе, способность к само регуляции поведения, волевых усилий для выполнения поставленных задач и др.). Поэтому в процессе занятий необходимо специально направлять активность детей, которая способствует развитию психических процессов в наиболее естественной для них форме – игре.

Игра значит для ребёнка ничуть не меньше, чем учёба, т.к. в игре проявляется потребность активно действовать. Игра – это важное средство развития. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, не догадываясь об этом. Именно это формирует главное богатство ребёнка – его интересы. Вот почему в современной педагогике новаторы (А.А. Барташников, Б.П. Никитин, А.С. Шмаков и др.) широко используют игры, игровые ситуации, игровые элементы.

Многолетнее исследование развивающих игр показало, что они позволяют развивать не только психические процессы, но и обеспечивают интеллектуальное развитие ребёнка. В целом коллективная игра ещё имеет и воспитательный потенциал – воспитывает терпимость, дружелюбие, снижают агрессивность. Особенно это актуально для воспитанников детского дома.

Работая в детском доме, педагоги сталкиваются со многими трудностями в выборе методов воспитания и обучения детей. В детские дома поступают дети из социально – неблагополучных семей, с перенесёнными душевными травмами, с низким уровнем учебной мотивации, интеллектуальной пассивностью, и, конечно, требуют к себе особого внимания.

По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Это характерно и для воспитанников Кормиловского детского дома.

В сентябре 2005 года диагностика развития интеллектуальных способностей выявила:

-100% детей имеют низкий уровень (Приложение 19)

Практика показала, что в основном причинами неуспеваемости детей являются:

— низкий уровень развития внимания, памяти, мышления;

  • несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);

  • низкая учебная мотивация;

  • низкий уровень развития речи, недостаточный словарный запас;

  • заниженная самооценка;

По данной проблеме были изучены работы докторов психологических наук Ануфриева А.Ф., Овчаровой Р.В. , Князевой Т.Н., Барташникова А.А. и др. Проблема развития интеллектуальных способностей детей в современной литературе изучена достаточно, но не разработана для работы в условиях детского дома. Поэтому возникла необходимость в разработке программы «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников средствами игровой деятельности».

Целью данной программы является:

развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровой деятельности.

Задачи, которые предстоит решить, работая над программой:

  • развитие познавательных процессов воспитанников через включение их в игровую деятельность.

  • обучение детей умению делать выводы, анализ, находить решения нестандартных задач.

  • воспитание ответственного отношения к учебной деятельности.

В основу, которой легли методические наработки педагогов – новаторов: А.Ф. Ануфриева, А.А. Барташникова, С.А. Шмакова.

Предлагаемая программа направлена на:

    • формированию познавательных интересов;

    • повышение мотивации к достижению успеха;

    • развитие умения учиться;

    • развития умения самостоятельно работать;

Программа состоит из 24 занятий, которые объединены в 4 блока:

1 блок: «Внимание», состоит из четырёх занятий.

2 блок: «Память» состоит из шести занятий.

3 блок: «Мышление», состоит из десяти занятий.

4 блок: «Воображение», состоит из четырёх занятий.

Занятия проводятся 2 раза в месяц. Продолжительность одного занятия до 1 часа. Количество детей на занятии 5 – 6 человек в возрасте 10 –11 лет.

Каждое занятие имеют следующую структуру:

— вводная часть – актуализация имеющихся знаний;

— основная часть – формирование новых знаний;

— заключительная часть – обработка и осмысление полученного опыта, рефлексия (аукцион идей).

Практическая деятельность показала, что дети с удовольствием просматривают интеллектуальные телевизионные игры, шоу. Опрос воспитанников дал понять, что они хотели бы принимать участие в играх. Поэтому при планировании занятий часто используются формы интеллектуальных телевизионных игр, шоу.

Успешность программы предполагает совместную работу со следующими специалистами: педагогом – психологом, учителем – логопедом. Обязательным условием успешной реализации программы является проведение индивидуальных консультаций с детьми следующими специалистами: педагогом – психологом, учителем – логопедом, учителем.

Необходимо поддерживать сотрудничество с учителем с целью дальнейшего развития навыков детей, полученных на дополнительных занятиях во внеурочное время.

Основными средствами реализации программы являются развивающие и познавательные игры.

Результативность программы отслеживается с помощью диагностик оценивающих интеллектуальные способности воспитанников, которые проводится в начале, в середине и в конце учебного года по методикам Барташникова А.А. (Приложение №12), Лускановой Н.Г. (Приложение №6), Ануфриава А.Ф. (Приложение №7).

После изучения программы дети должны:

знать:

-общие представления о воображении;

-способы развития внимания, памяти, мышления;

-основные качества ума;

значение внимания в жизни человека;

связь воображения с органами чувств;

-общие правила подготовки домашнего задания;

уметь (навыки):

-уметь анализировать, сравнивать предметы, понятия;

-концентрировать внимание;

-выделять закономерности;

-уметь считаться с мнением других;

-уметь аргументировать свою точку зрения;

-уметь планировать свою деятельность;

-давать самооценку своей деятельности при выполнении работ;

-решать и составлять простые ребусы, кроссворды, шарады;

2. Тематический план обучения.

Всего часов

Теория

Практика

Консультации

1БЛОК:

«Внимание».

4

1

3

1

2 – БЛОК:

«Память».

6

2

5

1

3– БЛОК:

«Мышление».

10

2

8

2

4 – БЛОК: «Воображение».

4

1

3

1

Итого:

24

5

19

5

3. Содержание тематического плана:

1 – БЛОК: «Внимание»

Теория: способы самопознания; понятие внимания, его связь с обучением в школе; свойства внимания; понятие произвольного внимания, наблюдательности.

Практика: диагностика особенностей восприятия (Приложение №15); обучение способности концентрации, переключения, устойчивости внимания; игры – тренинги на развитие внимания; отработка навыков доброжелательного отношения друг к другу;

2 – БЛОК: «Память»

Теория: понятие памяти, основные виды памяти; диагностика особенностей памяти; процессы развития запоминания и припоминания, долговременной памяти; основные способы решения нестандартных задач;

Практика: диагностика уровня развития различных видов памяти (Приложение №17); игры и тренировки обучающие методам развития памяти; разработка памятки «Как улучшить память?»(Приложение №18); диагностика уровня школьной мотивации; разработка памятки «Как готовить домашнее задание» (Приложение №19);

3 – БЛОК: «Мышление»

Теория: общее понятие мышления (Приложение №20); роль мышления в жизни человеческого мозга; ум как способность человека мыслить; качества ума; связь мышления с речью человека; отличие мышления от других познавательных процессов (восприятия, памяти);

Практика: тренировка логического мышления с помощью игр; разработка памятки «Как развить мышление» (Приложение №21); развитие мышления с помощью определённых заданий (составление кроссвордов, ребусов, шарад);

4 – БЛОК: « Воображение»

Теория: понятие воображения, понятие пространственного воображения; приемы создания образов; воображение и органы чувств (связь); знакомство с приёмами на развитие воображения;

Практика: диагностика внимания, воображения; игры и упражнения на развитие воображения; развитие творческого воображения; использование изученного материала для развития своего воображения; составление памятки тренировке воображения;

4. Литература для детей.

1.Беляков Е. “365 развивающих игр” М:,1999г.

2. Венгер Л.А.“Угадай как нас зовут?” М:,1994г.

3. Волина В.В. “Откуда пришли слова” М:,1996г.

4. Гурин Ю.В. “Школа занимательных наук” М:,2002г.

5.Данковцева Л. “Игры Далматинцами” М:,2001г.

6. Дьяченко О.М. “Чего на свете не бывает?” М:,1991г.

7. Иванов Л. “Игры с Винни-Пухом.” М:,2001г.

8. Казак М.”Игры с Карлсоном.” М:,2001г.

9. Казак М.”Игры с Чиполлино” М:,2001г.

10. Михайлова З.А “Игровые занимательные задачи” М:,1990г.

11.Михель И.О “700 заданий, упражнений” М:,2003г.

12. Муравьёва С.”Игры с Врунгелем.” М:, 2001г.

13. Першин М. “Игры с Буратино” М:,2001г.

14. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей» Я:,1996г.

15. Столяр А.А. “ Давайте поиграем” М:,1991г.

16. Страунинг А.М. “Грамматика фантазии” Р. на Д:,1993г.

17. Сухин И.Г. “Занимательная мастерская” М:,2005г.

18.Узорова О.В. “Проверь себя” М:,2002г.

19.Урунтаева Г.А. “Помоги принцу найти Золушку” М:,1994г.

20. Цукерман Г.А. «Трудности благополучных детей» М:,1989г.

5. Литература, использованная при составлении программы.

1. Айзенк Х. “Как проверить способности вашего ребёнка” М:,1998г.

2. Барташников А.А. “Учись мыслить” Х:,1998г.

3. Валявский А.С. “Как понять ребёнка” М:,2004г.

4. Гринченко И.С. “Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной

работе” М:,2002г.

5.Диденко Т.И. “Сборник классных часов и родительских собраний” М:,2005г.

6. Диденко Т.И. “Методика работы с учащимися” М:,2005г.

7. Дик Н.Ф.”Весёлые классные часы.” М:,2005г.

8. Матвеева О.А. ”Развивающая и коррекционная работа с детьми” М:,2001г.

9. Молчанова Т.К. ”Составление образовательных программ” М:,2004г.

10. Никитин Б.П. “Развивающие игры” М:,1994г.

11. Овчарова Р.В. «Развитие памяти» М:, 1996г.

12. Орлова Л.В. «Инллектуально-пассивные учащиеся» М:, 1991г.

13. Совенков А.И. ”Ваш ребёнок талантлив” Я:,2002г.

14. Синицина Е. ”Умные слова” М:,1999г.

15. Слободняк Н.П. “Психологическая помощь школьникам с проблемами в

обучении” М:,2004г.

16. Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности» М:,1996г.

17. Тамберг Ю.Г. ”Развитие творческого мышления ребёнка” С-П:,2002г.

18. Тихомирова Л.Ф.”Развитие логического мышления детей” Я:,1995г.

19. Фирсов Е.Г. “Интеллектуальная игра для школьников” Я:,1998г.

20.Шведова Л.М.”Открой в себе гения” М:,2005г.

21.Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности

школьника» М:,2004г/

22. Шмаков С.А.“Игры – шутки, игры – минутки» М:,2001г.

23. Щуркова Н.Е. “Игровые методики” М:,2004г.

24. Юркевич В.С. «Одарённость: дар или испытание» М:,1990г.

25. Ямбург Е.А. «Школа для всех» М:, 1996г.

Приложение №1.

Тематическое планирование занятий

Блоки

Тема

Форма

Кол-во

часов

Ответственный

общее

теория

практика

I.

1.«Знакомство».

Вводное диагностическое занятие.

1 час.

10 мин.

50 мин.

Воспитатель,

Психолог.

I.

2. «В стране

чудес».

Практическое.

1 час.

10 мин.

50 мин.

Воспитатель.

I.

3. «Внимание и его оценка».

Беседа с элементами игры.

1 час.

20 мин.

40 мин.

Воспитатель.

I.

4. «Как развить внимание?»

Практикум.

1 час.

20 мин.

40 мин.

Воспитатель.

Итого:

4 часа.

1 час.

3 часа.

II.

5. «Эрудит-шоу, или это мы не проходили».

Эрудит-шоу.

1 час.

10 мин.

50 мин.

Воспитатель,

Логопед.

II.

6. «Память-

кладовая ума».

Шоу – программа.

1 час.

10 мин.

50 мин.

Воспитатель,

Психолог.

II.

7. «Как улучшить память?»

Познавательная викторина.

1 час.

10 мин.

50 мин.

Воспитатель.

II.

8. «Аукцион

знаний».

Познавательный

аукцион.

1 час.

10 мин.

50мин.

Воспитатель,

II.

9. «Умники и

умницы».

Интеллектуально – игровая программа.

1 час.

10 мин.

50 мин.

Воспитатель,

Логопед.

II.

10. «Корзина

радости».

Практикум.

1 час.

10 мин.

50 мин.

Воспитатель,

Психолог.

Итого:

6 часов.

1 час.

5 часов.

III.

11. «Знания – мой капитал».

Познавательная программа.

1 час

10 мин.

50 мин.

Воспитатель.

III.

12. «Молодцы и хитрецы».

Ток – шоу.

1 час

10 мин.

40 мин.

Воспитатель.

III.

13. «Мышление».

Дискуссионный практикум.

1 час

15 мин.

45 мин.

Воспитатель,

Психолог.

III.

14. «Как развить

мышление?»

Познавательная

программа.

1 час

15 мин.

50 мин.

Воспитатель,

Психолог.

III.

15. «Весёлая

олимпиада».

Агитационная акция.

1 час

10 мин.

50 мин.

Воспитатель,

Логопед.

III.

16. «Что? Где?

Когда?»

Познавательно – развлекательное шоу.

1 час

10 мин.

50 мин.

Воспитатель,

Психолог.

III.

17. «Хочу и Надо – друзья или враги?»

Лекция – беседа.

1 час

15 мин.

45 мин.

Воспитатель,

Психолог.

III.

18. «Кто хочет стать миллионером?»

Круглый стол.

1 час

15 мин.

45 мин.

Воспитатель.

III.

19. «Машина времени».

Мозговой штурм.

1 час

10 мин.

50 мин.

Воспитатель.

III.

20. «Инопланетяне».

Вводная беседа.

1 час

10 мин.

50 мин.

Воспитатель.

Итого:

10 часов.

2 часа.

8 часов.

IV.

21.«Воображение».

Практикум.

1 час

20 мин.

40 мин.

Воспитатель.

IV.

22. «Тренировка воображения».

Познавательный час.

1 час

20 мин.

40 мин.

Воспитатель, психолог.

IV.

23. «В мире образов».

Игровая программа.

1 час

20 мин.

40 мин.

Воспитатель.

IV.

24. «Архитекторы».

Конкурс.

1 час

20 мин.

40 мин.

Воспитатель, психолог.

Итого:

4 часа.

1 час.

3 часа.

Приложение № 2.

Краткое содержание занятий.

Занятие №1 «Знакомство».

/вводно – диагностическое занятие/

Цель: изучение воспитанников, формирование положительной эмоционально – познавательной направленности на занятии.

Задачи:

  • формирование эмоционального отношения к занятиям;

  • развивать интерес детей к самопознанию и саморазвитию;

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и взрослому;

Теория: зачем нужно изучать себя и других людей.

Практика: отработка навыков доброжелательного отношения друг к другу (Приложение № 13).

Оборудование: видеомагнитофон, телевизор, видеокассета с записью отрывка тележурнала «Ералаш», доска, плакаты с записанными на них вопросами для вводной беседы.

Раздаточный материал: тетради, ручка на каждого ребёнка.

Занятие №2 «В стране чудес!».

/практическое/

Цель: развитие интеллектуально – познавательных функций воспитанников.

Задачи:

  • развивать у детей способность работать самостоятельно;

  • обучать детей работать с текстом, развивать словарный запас воспитанников;

  • воспитывать культуру поведения, умение следовать правилам игры;

Теория:

Практика: игры на развитие внимания, воображения, памяти.

Раздаточный материал: бумага в клетку, ручка, карандаши.

Занятие №3 «Внимание и его оценка».

/беседа с элементами игры/

Цель: способствовать развитию переключения внимания и умственной работоспособности.

Задачи:

  • развивать произвольное внимание и восприятие;

  • формировать мотивационную направленность на действия внимания и восприятия;

  • воспитывать находчивость, внимание;

Теория: понятие внимания, его связь с обучением в школе.

Практика: игры – тренинги на развитие внимания, диагностика особенностей восприятия;(Приложение №15)

Раздаточный материал: бланки, листы А4, ручки, карандаши на каждого ребёнка, цветные карандаши.

Оборудование: магнитофон, кассета с записью классической музыки.

Занятие №4 «Как развивать внимание?»

/практикум/

Цель: способствовать развитию устойчивости внимания

Задачи:

  • развивать целостность и осознанность восприятия у детей;

  • формировать навыки учебного сотрудничества;

  • воспитывать культуру поведения, умение следовать правилам игры;

Теория: свойства внимания;

Практика: тренировка внимания с помощью игр и заданий; обучение способности концентрации, объёма, переключения, устойчивости внимания.

Раздаточный материал: тетради, ручки, карточки с упражнениями на развитие внимания (Приложение № 16)

Занятие №5 «Эрудит – шоу, или это мы не проходили».

/эрудит-шоу/

Цель: систематизировать знания детей по развитию внимания.

Задачи:

  • развивать аналитическую наблюдательность и произвольность внимания;

  • формировать умение строить суждения на основе наблюдений;

  • воспитывать чувства ответственности за коллектив в процессе творческой работы;

Теория: понятие произвольного внимания, наблюдательности, памяти.

Практика: укрепление внимания, памяти через выполнение определённых заданий.

Раздаточный материал: призы, маркеры, плакаты.

Занятие № 6 «Память – кладовая ума». память

/шоу-программа/

Цель: обучение приемам логического и образного запоминания.

Задачи:

  • развивать логическую память, с помощью образов;

  • обучать приёмам логического и образного запоминания;

  • воспитывать ответственное отношение к учебному труду;

Теория: законы памяти, основные виды памяти.

Практика: игры и упражнения, развивающие память. (Приложение №17)

Раздаточный материал: плакаты, маркеры, тетради, ручки на каждого ребёнка.

Занятие № 7 «Как улучшить память?»

/познавательная викторина/

Цель: расширять кругозор, закреплять знания, пробуждать интерес к различным областям науки.

Задачи:

— закрепить навыки детей по применению различных способов запоминания;

— развивать стремление к преодолению трудностей;

— воспитывать раскованность, уверенность в себе;

Теория: углубить, расширить скрытые возможности своей памяти.

Практика: игры и упражнения для развития памяти, памятка «Как улучшить память?»(Приложение №18)

Раздаточный материал: карточки с заданиями, тетради, ручки для каждого ребёнка.

Занятие №8 «Аукцион знаний».

/познавательный аукцион/

Цель: обучение навыкам запоминания в условиях уменьшения времени.

Задачи:

  • формировать познавательную мотивацию;

  • научить детей приёмам самоанализа;

  • воспитывать волю, настойчивость для достижения конечных результатов;

Теория: развитие запоминания и припоминания, долговременной памяти.

Практика: игры для развития различных видов памяти.

Раздаточный материал: блокноты, ручки, карточки с заданиями.

Занятие №9 «Умники и умницы».

/интеллектуально-игровая программа/

Цель: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес детей;

  • расширять знания учащихся;

  • воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;

Теория: способы решения нестандартных задач.

Практика: развитие нестандартного мышления.

Раздаточный материал: чистые листы бумаги, фломастеры для работы микрогрупп.

Занятие №10 «Корзина радости».

/практикум/

Цель: формирование положительной эмоционально – познавательной направленности.

Задачи:

  • развивать связную речь, увеличивать словарный запас детей;

  • обучать детей способам снятия физического и эмоционального напряжения;

  • воспитывать уважительное отношение к мнению других детей;

Теория: способы повышения эмоционального тонуса (методика).

Практика: определить степень школьной мотивации, игры и упражнения на развитие мыслительной деятельности по методике Н.Г. Лускановой (Приложение №3)

Оборудование: магнитофон, кассета с записью классической музыки.

Раздаточный материал: тетради, ручки на каждого ребёнка, индивидуальные бланки с мотивационной анкетой.

Занятие №11«Знания — мой капитал».

/познавательная программа/

Цель: формирование общих представлений учащихся о правилах подготовки домашнего задания.

Задачи:

  • развивать навык самостоятельного планирования своей деятельности;

  • формировать познавательную мотивацию;

  • обучение приёмам самоорганизации в процессе учебной деятельности;

Теория: памятка «Как готовить домашнее задание» (Приложение №19)

Практика: развитие навыков самоконтроля.

Раздаточный материал: тетради, ручки, бумага А 4.

Занятие №12 «Молодцы и хитрецы».

/ток – шоу /

Цель: коррекция и развитие основных интеллектуально – познавательных функций.

Задачи:

  • формировать познавательную мотивацию;

  • развивать познавательную активность;

  • воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний.

Теория: воображение, анализ, сравнение.

Практика: игры на развитие внимания, воображения, памяти.

Раздаточный материал: тетради, ручки на каждого ребёнка.

Занятие №13 «Мышление».

/дискуссионный практикум/

Цель: способствовать развитию логического мышления.

Задачи:

  • развивать навык учебного сотрудничества;

  • развивать умение детей по обобщению определённого текстового материала;

  • обучать грамотно выражать свои мысли, пополнять словарный запас детей;

  • воспитывать ответственное отношение к учебному труду;

Теория: логическое мышление, обобщение (Приложение №20).

Практика: тренировка мышления с помощью определённых игр.

Раздаточный материал: тетради, маркеры, карандаши на каждого ребёнка.

Занятие №14 “Как развить мышление?”

/познавательная программа/

Цель: повышать уровень развития логического мышления.

Задачи:

  • продолжить обучение способам решения нестандартных задач;

  • развивать стремление к преодолению трудностей;

  • воспитывать раскованность, уверенность в общении;

Теория: способ решения нестандартных задач.

Практика: тренировка логического мышления с помощью игр, памятка «Как развить мышление» (Приложение №21).

Раздаточный материал: блокноты, ручки, карточки с играми, карандаши на каждого ребёнка.

Занятие №15 «Весёлая олимпиада».

/агитационная акция/

Цель: формирование социально – коммуникативных навыков.

Задачи:

  • обучать детей умению работать в парах, группах;

  • развивать логическое мышление;

  • развивать навыки учебного сотрудничества;

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Теория: способы развития логического мышления, головоломки, шарады.

Практика: упражнения для развития логического мышления (головоломки, шарады)

Раздаточный материал: блокноты, ручки, карточки с играми, бумага А4.

Занятие №16 «Что? Где? Когда?».

/познавательно-развлекательное шоу/

Цель: обучение способам решения интеллектуально – познавательных задач.

Задачи:

— обучать умению выбирать необходимую информацию из различных источников;

  • развивать связную речь;

  • формировать навыки контроля и самоконтроля;

  • воспитывать чувство коллективизма;

Теория: воображение, творческие способности.

Практика: тренировка логического мышления и развитие творческих способностей через выполнение заданий.

Материал: блокноты, ручки, волчок, музыкальное сопровождение, видео запись вопросов.

Занятие №17 «Хочу и Надо – друзья или враги?»

/лекция — беседа/

Цель: формирование навыков построения суждения и умозаключения.

Задачи:

  • развивать умения детей делать выводы, обобщения, анализировать предложенный материал;

  • обучать детей контролировать своё поведение, работать индивидуально в группах;

  • воспитывать волевые качества детей, через поиск решения в трудной ситуации;

Теория: в ходе игры «Как подружились Хочу и Надо» формировать у детей стремление к поиску решения в трудной ситуации.

Практика: поступок, ответственность за него.

Раздаточный материал: тетради, ручки, текст сказки «Как подружились Хочу и Надо» (Приложение №22).

Занятие №18 «Кто хочет стать миллионером?»

/игра/

Цель: активизировать мотивационный и интеллектуальный потенциал детей, в привлекательной для него форме.

Задачи:

  • развивать функций анализа и аналитического сравнения;

  • формировать умения строить суждения на основе наблюдений;

  • развивать умения детей анализировать и сравнивать;

  • воспитывать у детей умение слышать и слушать;

Теория: правила игры.

Практика: развитие памяти, внимания, мышления с помощью определённых заданий.

Раздаточный материал: плакаты, маркеры, задания на карточках.

Занятие №19 «Машина времени».

/мозговой штурм/

Цель: показать интересные стороны познавательной деятельности и собственные возможности ребёнка в этой сфере.

Задачи:

  • обучать анализу своих трудностей;

  • формировать мотивацию на их преодоление;

  • развивать мотивацию достижения на основе самоанализа;

Теория: понятие: умение учиться, учебные интересы.

Практика: развитие умственных способностей через игры и упражнения.

Раздаточный материал: чистые листы бумаги А4, ручки на каждого ребёнка.

Занятие №20 «Инопланетяне».

/конкурс/

Цель: способствовать развитию воображения и творческих способностей.

Задачи:

  • развивать пространственное воображение;

  • формировать возможности активного самовыражения;

  • воспитывать раскованность, уверенность в общении;

Теория: пространственное воображение.

Практика: задания, игры на развитие воображения.

Раздаточный материал: ватман, маркеры, цветные карандаши.

Занятие №21 «Воображение».

/вводная беседа/

Цель: способствовать развитию воображения.

Задачи:

  • развивать воображение и фантазию;

  • формировать адекватную самооценку;

  • расширять словарный запаса и кругозора детей;

Теория: понятие воображения;

Практика: игры и упражнения на развитие воображения.

Раздаточный материал: маркеры, листы А4, ручки на каждого ребёнка.

Занятие №22 «Тренировка воображения».

/практикум/

Цель: продолжать способствовать развитию и тренировке воображения.

Задачи:

  • развивать навыки воображения;

  • развивать навыки построения суждения и умозаключения;

  • формировать связную речь;

Теория: памятка тренировки воображения.

Практика: диагностика внимания, воображения.

Раздаточный материал: карандаши, тетради, маркеры на всех детей.

Занятие №23 « В мире образов».

/познавательный час/

Цель: формирование развития репродуктивного и творческого воображения.

Задачи:

  • развивать у воспитанников творческое воображение;

  • обучать приёмам самоорганизации;

  • развивать рефлексивных действий;

Теория: приемы создания образов.

Практика: знакомство с приёмами; игры на развитие воображения.

Раздаточный материал: тетради, карандаши на каждого ребёнка.

Занятие №24 «Архитекторы».

/игровая программа/

Цель: повышать уровень интеллектуальных способностей.

Задачи:

  • развивать наблюдательность, умение использовать при восприятии свой опыт;

  • развивать воображение, творческую способность;

  • воспитывать чувства ответственности за коллектив;

Теория:

Практика: задания на развитие воображения.

Раздаточный материал: карточки, листы А4, карандаши на каждого ребёнка.

Приложение №3.

Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится индивидуально каждым ребёнком по анкете Н.Г. Лускановой (1993), отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ:

1.Тебе нравится в школе или не очень?

* не очень;

* нравится;

* не нравится;

2.Утром , когда ты просыпаешься , ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется оставаться дома?

* чаще хочется оставаться дома;

* бывает по разному;

* иду с радостью;

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

* не знаю;

* остался бы дома;

* пошел бы в школу;

4.Тебе нравится , когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

* не нравится;

* бывает по разному;

* нравится;

5.Ты хотел бы , чтобы тебе не задавали домашнего задания?

* хотел бы;

* не хотел бы;

* не знаю;

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

* не знаю;

* не хотел бы;

*хотел бы;

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

* часто;

* редко;

* не рассказываю;

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

* точно не знаю;

* хотел бы;

* не хотел бы;

9. У тебя в классе много друзей?

* мало;

* много;

* нет друзей;

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

* нравятся;

* не очень;

* не нравятся;

Ответы оцениваются по 30-балльной шкале, предложенной автором Н.Г. Лускановой (1993) в работе “Методы исследования детей с трудностями обучения.” (с.27)

* высокая школа мотивации — 30 баллов;

* нормальная школа мотивации -20 баллов;

* школа привлекает вне учебными сторонами -15 баллов;

* низкая школьная мотивация-10 баллов;

* негативное отношение к школе – ниже 10 баллов;

Первичное анкетирование учащихся проводится в начале учебного года ( перед проведением программы), повторный опрос по анкете – в конце учебного года.

Приложение №4.

Тесты умственного развития для детей 10-11 лет.

методика А.А. Барташникова.

Тест №1. «Распределение и переключение внимания» (тест позволяет оценить уровень умственного развития ребёнка. Он направлен на выявление уровня развития свойств внимания, смысловой памяти, способности действовать в уме и творческого мышления).

Тест №2. «Смысловая память» (тест предназначена для того, чтобы провести собственные сравнительные исследования, динамику развития соответствующих способностей).

Тест №3. «Творческое мышление» (тест предназначен для диагностики творческого мышления).

Тест №4. «Внутренний план действий» (тест предназначен для диагностики воображения)

Приложение №5.

Тесты умственного развития по блокам.

( по методике А.А. Барташникова)

1 блок: «Внимание»

Тесты: Цифры в кривом зеркале, Нарисуй маршрут, Исследователь,

Подчеркни слова.

2 блок: «Память».

Тесты: Выполни поручение, Схема – слово, Опознание, Запомни слова.

3 блок: «Мышление».

Тесты: Общее и особенное, Поиск по признакам, Смысловые пары, Дай определение.

4 блок: «Воображение».

Тесты: Лабиринт, Нарисуй схему, Скульпторы, Заверши метафору.

Приложение №6.

Отслеживание результативности.

( по методике А.А. Барташникова)

Пять тестов, предназначенных для оценки следующих способностей: абстрактное мышление, математические способности, перцептивные способности, вербальные и пространственном – визуальные .

Каждый тест содержит 40 различных заданий. Таблицы дают возможность на основе полученных очков определить коэффициент интеллектуальности. На каждый тест отводится 30 минут.( 2, стр.32).

Приложение №7.

Вопрос для обсуждения: «Может ли знакомый человек оказаться незнакомым?» (вывешивается на доске).

Игровой тренинг.

Инструкция: «Представьте себе, что с человеком, с которым вам предстоит познакомиться, вы виделись только один раз и, кроме того как его зовут, вы ничего не знаете (в роли партнёра по общению выступает сосед по парте)».

Цель игры для детей: при знакомстве во время общения необходимо найти что–то общее между вами, что интересно одному и другому.

Цель игры для взрослых: установит в группе доброжелательные, демократические отношения и мотивировать детей на продолжение общения.

Правила игры:

                  1. Я хочу установить с собеседником хорошие отношения.

                  2. Я не перебиваю его во время разговора.

                  3. Я стараюсь говорить так, чтобы меня понимали.

                  4. Я ищу что–то общее, что помогло бы нам подружиться.

Приложение№ 8.

Внимание –

это направленность нашего сознания на определённый объект окружающего мира.

Развивать внимательность –

значит, учиться различать скрытые движения в жизни, искусстве, природе, науке, в людях.


Быть внимательным –

значит, следить за какими – то движениями.

Приложение№9.

Тест «Распределение и переключение внимания».

Направленность:

Тест предназначен для диагностики свойств переключения и распределения внимания.

Материал:

Четыре таблицы Шульте, в которых в каждой клетке в случайном порядке разбросаны числа от 1 до 25, секундомер.

Инструкция для взрослого:

Проводить диагностическую процедуру необходимо индивидуально с каждым ребёнком. Таблицы расположите вертикально таким образом, чтобы он мог видеть их целиком. Задание состоит в том, чтобы найти все числа по порядку, указывая их и называя вслух. Вы регистрируете время поиска по каждой таблице. Кроме того, желательно записывать, как ребёнок вёл себя во время выполнения задания. Наблюдаются ли длительные паузы и «застревания» на числах.

Инструкция для ребёнка:

На таблице нарисованы цифры от 1 до 25. Постарайся как можно быстрее найти, назвать и показать указкой все цифры.

Оценка результатов:

Подсчитайте общее время поиска по всем четырём таблицам и разделите полученное число на 4. Таким образом, вы определите среднее время поиска последовательности чисел по одной таблице.

Кроме количественной оценки деятельности ребёнка, осуществляется также качественный анализ. Так, учащиеся 1 – 2 классов могут иногда путать цифры. У них может наблюдаться ярко выраженная тенденция «застревания» на отдельных цифрах, их поиске.

Высокий уровень – 50 секунд на одну таблицу.

Средний уровень – от 50 секунд до 1 минуты на одну таблицу.

Низкий уровень – свыше 1 минуты на одну таблицу.

Приложение №10.

Упражнение №2.

Необходимо узнать все буквы по контуру.

Вариант А.

Вариант Б.

Приложение №11.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.

Упражнение №1.

Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

а)

АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАССАС ДЕТАЛЛАТА

б)

ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

в)

РЕТАБРЕРТА НОРАСОТПННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРА ФИЛЛИТАДЕРРА

г)

ГРУММОПД

д)

ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ

е)

ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

ж)

ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА

з)

ЛАЙОНОСАНДЕРА

и)

МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ

к)

МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

л)

МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИНГ РАФУНИТАРЕ

м)

АДСЕЛАНОРГИВАНТЕБЮДАРОЧАН

н)

БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН

о)

ОСТИМАРЕ

Упражнение №2.

Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребёнка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:

  • анализ каждого элемента;

  • правильное воспроизведение каждого элемента;

  • удержание последовательности в течение продолжительного времени.

Приложение №12.

Память –

это сложный процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запоминание, воспроизведение, забывание, сохранение.

Запоминание –

это процесс закрепления новой информации.

Воспроизведение –

процесс извлечения из памяти образов предметов, воспринимаемых ранее.

Забывание –

это постепенный процесс, который характеризуется уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.

Память –

это огромный склад, где храниться всё прошлое, а воспоминания – крупицы, которые извлекаешь оттуда. Г.Сенкевич.

Виды памяти

Образная память –

это запоминание образов ранее воспринимавшихся предметов, явлений природы, картин жизни.

Логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок.

Механическая память – основана на многократном повторении.

Приложение № 13.

Памятка: «Как улучшить память».

Углубить, расширить, разбудить скрытые возможности своей памяти по плечу практически каждому. Для этого надо уметь организовать запоминаемый материал и знать разнообразные приёмы запоминания. Вот некоторые из них.

1. Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить для лучшего усвоения:

  • разбиваем изученный материал на главное и второстепенное;

  • запоминаем опорные (ключевые) слова;

  • пересказываем текст своими словами.

Заучивание материала – сначала настолько возможно медленно, чтобы облегчить его осмысление, а затем более быстро.

2. Большое значение для запоминания имеют чувства и эмоции. Стараемся придать запоминаемому материалу эмоциональную окраску – это облегчает его запоминание.

3. Одно из основных правил улучшения памяти – повторение. Лучше его организовать таким образом:

а) через 15-20 минут;

б) через 8 – 9 часов;

в) через 24 часа.

Методика «Логическая память».

Цель:

Изучение особенностей развития логической памяти.

Инструкция:

Внимательно послушайте и постарайтесь запомнить пары слов.

Материал к методике. Замок – ключ

Корова – молоко

Щётка – зубы

Шум – вода

Перо – бумага

Зима – лёд

Голова – нос

Час – время

Книга – учитель

Яблоко – компот

Проведение и инструкция:

После прочтения слов также необходимо сделать паузу, после чего детям читается первое слово из пары, к которому необходимо записать второе из пары.

8 – 10 пар слов – норма;

6 –7 пар выше среднего;

4 –5 пар средний уровень;

менее 4 пар – ниже нормы.

Приложение №14.

Материал: «Как готовить домашние задания»

Карточка №1.

Найди ошибки, которые допустил Коля, планируя свой день.

Коля вернулся из школы в 14.30. Не пообедав и не отдохнув, он сразу сел за уроки, потому что в 16.00 была назначена встреча на футбольном поле. Ежеминутно он выглядывал в окно, боясь пропустить начало матча. Конечно, при этом он забывал, на каком месте страницы он закончил чтение. Так ничего и не поняв, он отправился играть в футбол.

Карточка №2.

Найди ошибки, которые допустила Марина, планируя свой день.

Марина готовится к выступлению по спортивной гимнастике. Она решила, что в воскресенье утром они с мамой поедут на дачу, где Марина поможет маме вскопать грядки, а затем займётся гимнастикой. Однако после работы у девочки так разболелась спина, что она не смогла выполнить намеченное.

Карточка №3.

Найди ошибки, которые допустил Борис, планируя свой день.

Борис, планируя свой день, решил выполнить задание по математике до начала любимого фильма по телевизору. Поиграв на компьютере, он сел за уроки за час до начала фильма. Но полчаса он потратил на разбор задачи, ещё столько же на решение примеров, которые почему–то не сошлись с ответом в учебнике. Проверка примеров заняла почти час, поэтому Борис пропустил фильм и долго сердился по этому поводу.

Приложение №15.

Мышление –

процесс особого познания окружающего мира.

Мышление

образным

логическим

практическим

Приложение №16.

Памятка «Как развивать мышление».

Способность мыслить нужна людям всех профессий хотя, конечно, требования к уровню развития разных навыков мышления для различных профессий не одинаковые. Можно ли развить своё мышление? И если да, то как же стать умным и сообразительным?

  • помни известный принцип: «Хочешь быть умным – научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать».

  • Ум определяет единство знаний и действий. Знания не возможно приобрести без усилий мысли, без умственного труда, но и само мышление невозможно без знаний.

  • Развивать мышление – это значит насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разными: школа, книги, журналы, радио, телевидение и т.д.

  • Игры на сообразительность, решение различного рода логических задач, головоломок, кроссвордов совершенствуют мышление, делают его гибким.

  • Сочиняйте, ведите дневники, пишите письма – всё это способствует развитию мышления.

Мышление – самая трудная для человека работа. Для выполнения её необходимы организованность, хорошо развитые внимание и память, наблюдательность, работоспособность.

В качестве тренировки можно решить логические задачи, головоломки, шарады и т. д.

Приложение №17.

Лекция – беседа о двух словечках – Хочу и Надо.

Проснувшись утром, Костя увидел, как в окне ярко сияло солнце. Ветка яблони призывно стучала в окошко, словно приглашая: выходи, на улице так хорошо!

  • Сейчас позавтракаю и пойду гулять! – подумал Костя. Но, повернувшись от окна, он увидел, что в комнате царит беспорядок: на полу валялись один носок, игрушечный самосвал, фонарик и чайная ложка. На стуле рядом с рубашкой почему–то висело велосипедное колесо, а на шкафу дружно уживались футбольный мяч и ботинок.

  • Да! Пожалуй, погулять придётся не скоро. Мама опять скажет, что надо убираться.

Тут из–под кровати вдруг вылез маленький человек.

  • Ты кто? Гном? Откуда ты взялся? – спросил Костя.

  • Я не взялся, я с тобой живу. Меня зовут Надо. Тебе ведь надо убирать комнату? Вот потому я здесь.

  • Надо – то, надо, но как не хочется!

Тут неожиданно появился другой человек, очень похожий на первого.

  • Раз не хочется, значит не надо! – мягко пропел он.

  • Как это не надо? Да если здесь не убраться, скоро все спотыкаться будут! – возразил Надо.

  • А ты кто? – спросил Костя нового человека.

  • Я – Хочу. Делаю только, что хочу, а не то, что кому –то надо.

  • Вот это да! И чего же мы сейчас делать будем?

  • А ты сам как думаешь? – спросил Надо

  • Не знаю, — ответил Костя.

  • А тут и значит нечего, — подхватил Хочу, — на улицу ты хочешь, так пошли?

  • Так ведь комнату убрать надо! – настаивал другой.

  • Если надо, но не хочется, значит вроде и не надо! – не ухмыляйся Хочу.

  • Если надо, но не хочется, значит вроде и не надо! – не унимался Хочу.

  • Нельзя делать только то, что хочется.

  • Почему? – спросил Костя.

Рассказ прерывается.

Приложение 18.

Сентябрь2005г.

100% (5детей) – имеют низкий уровень школьной мотивации.

Декабрь 2005г.

60% (3ребёнка) – имеют низкий уровень школьной мотивации.

40% (2ребёнка) – имеют средний уровень школьной мотивации.

0% — имеют высокий результат школьной мотивации.

Май 2006 г.

0% – имеют низкий уровень школьной мотивации.

40% (2 ребёнка) – имеют средний уровень школьной мотивации.

60% (3 ребёнка) — имеют высокий уровень школьной мотивации.

Вывод: у 3-х воспитанников уровень школьной мотивации в течение года обучения повысился.

Приложение №19.

Сентябрь 2005г.

100% (5детей) – имеют низкий уровень интеллектуальных способностей.

Декабрь 2005г.

60% (3ребёнка) – имеют низкий уровень интеллектуальных способностей.

40% (2ребёнка) – имеют средний уровень интеллектуальных способностей.

0% — имеют высокий уровень интеллектуальных способностей.

Май 2006 г.

0% — имеют низкий уровень интеллектуальных способностей.

40% (2 ребёнка) — имеют средний уровень интеллектуальных способностей.

60% (3ебёнка) — имеют высокий уровень интеллектуальных способностей.

Вывод: у 3-х воспитанников уровень интеллектуальных способностей в течение года обучения повысился, у 2-х остался на среднем уровне.

Приложение № 20.

Сентябрь 2005г.

100% (5 детей) имеют низкий уровень внимания.

Декабрь 2005г.

60% (3 ребёнка) имеют низкий уровень внимания;

40% (2 ребёнка) имеют средний уровень внимания.

0% — имеют высокий уровень внимания.

Май 2006 г.

20% (1 ребёнок) имеют низкий уровень внимания.

40% (2 ребёнка) имеют средний уровень внимания.

40% (2 ребёнка) имеют высокий уровень внимания.

Вывод: у 2-х воспитанников уровень внимания в течение года повысился, у 2 – х воспитанников остался на среднем уровне, у одного остался на низком уровне.

Приложение №21.

Сентябрь 2005г.

100% (5 детей) имеют низкий уровень памяти.

Декабрь 2005г.

40% (2 ребёнка) имеют низкий уровень памяти;

60% (3ребёнка) имеют средний уровень памяти.

Май 2006 г.

20% (1 ребёнок) имеют низкий уровень памяти.

40% (2 ребёнка) имеют средний уровень памяти.

40% (2 ребёнка) имеют высокий уровень памяти.

Вывод: у 2-х воспитанников уровень памяти.

в течение года повысился, у одного остался на том же уровне.

Приложение №22.

Сентябрь 2005г.

80% (4 ребёнка) имеют низкий уровень мышления;

20% (1 ребёнок) имеет средний уровень мышления.

0% имеют высокий уровень мышления.

Декабрь 2005г.

40% (2 ребёнка) имеют низкий уровень мышления;

40% (2 ребёнка) имеют средний уровень мышления;

20% (1 ребёнок) имеет высокий уровень мышления;

Май 2006г.

20% (1 ребёнок) имеют низкий уровень мышления;

20% (1 ребёнок) имеют средний уровень мышления;

60% (3 ребёнка) имеют высокий уровень мышления;

Вывод: у 3-х воспитанников уровень мышления в течение полугода обучения повысился, у одного ребёнка остался на том же уровне.

Приложение №23.

Сентябрь 2005г.

100% (5 детей) имеют низкий уровень воображения.

Декабрь 2005г.

40% (2 ребёнка) имеют низкий уровень воображения.

60% (3ребёнка) имеют средний уровень воображения.

0% -имеют высокий уровень.

Май 2006г.

20% (1 ребёнок) имеют низкий уровень воображения;

20% (1 ребёнок) имеют средний уровень воображения;

60% (3 ребёнка) имеют высокий уровень воображения;

Вывод: у 3-х детей уровень воображения в течение года повысился, а у одного остался на том же уровне.

10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here