1.Стяжкина Ольга Петровна

2.МАОУ «СОШ №19» г.Пермь.

3.Учитель начальных классов.

Урок риторики для учащихся 3 классов.

Тема: Комплимент (Урок открытия новых знаний)

Цель: Создать условия для открытия детьми структуры жанра «комплимент».

Задачи:1.Сформировать понятие «комплимент».

2.Развивать умения создавать собственные тексты в жанре «комплимент».

3.Создать эмоционально-доброжелательную атмосферу в классе.

1.Орг.момент. Эмоциональный настрой.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь, поздоровайтесь с гостями. Улыбнитесь друг другу. Надеюсь на наше взаимное сотрудничество.

2.Актуализация знаний.

Учитель подходит к выключателю и на несколько секунд выключает свет.

-Ребята, сейчас я на несколько секунд выключу свет. Как стало в классе? ( Темно, пасмурно, грустно)

-Включу свет. Что изменилось? (Стало светло, радостно, празднично)

-Почему? Что создаёт настроение в классе? (Люди. Мы друг друга согреваем хорошими делами, улыбками, хорошим настроением)

-Сегодня на уроке мы отправимся в плаванье на корабле за хорошим настроением. Но прежде чем отправиться в плаванье. Нужно собраться в дорогу.

3.Постановка учебной задачи.

Проверка домашнего задания.

-Какое у вас было домашнее задание? Что надо было сделать? (Выбрать сказочного героя и похвалить его. Выбрать сказочного героя и прочитать ему похвалу )

Дети озвучивают домашнее задание.

-За что их можно похвалить? (Вывесить на доску).

-Как можно назвать такую похвалу? (Выход на проблему)

3. Открытие нового знания.

-Что такое комплимент? (Зафиксировать ответы детей на доске)

-Догадались, какая будет тема нашего занятия.

-Давайте прочитаем, что говорится о комплименте в словаре С.И.Ожегова.

-Комплимент – любезные, приятные слова.

-А что бы вы хотели о нём узнать?

-Какие это слова?

-За что говорят комплимент?

-Когда говорят?

-Как говорят?

-Кому?

-Зачем?

-Мы постараемся ответить на все эти вопросы.

4. Конструирование способа.

а)Работа в группах. (2-3 минуты.)

-Распределить роли и ответить на вопросы:

Слова, которые можно отнести к комплименту.

За что они сказаны?

Тексты для детей.

  1. Прости меня, милый аптекарь, — сказала Пеппи, — но ты так хорошо разбираешься во всех болезнях. Что я думала, ты, наверное, сможешь мне сказать, что нужно делать, когда болит живот: жевать горячую тряпицу или лить на себя холодную воду?

  2. Увидя Белоснежку гномы воскликнули:

-Какой прелестный ребёнок!

-Какая красивая маленькая девочка!

-Как тебя зовут? – спросили они.

-Моё имя Белоснежка, — ответила девочка.

-Если тебе некуда будет идти, мы будем рады предложить тебе своё гостеприимство.

Белоснежка обрадовалась тому, что гномы могут её приютить.

  1. -Здравствуй, Коля!

-Здорово! Как я давно тебя не видел, соскучился.

-Ты очень хорошо выглядишь. Загорел, вырос.

-Спасибо. Мне очень приятно это слышать.

-Как у тебя дела?

-Нормально.

Заслушиваем выступление докладчиков от групп. (Учитель фиксирует ответы на доску)

б)Фронтальная работа.

-Кому можно адресовать комплимент? (Всем)

-Даже есть такая пословица: Доброе слово и кошке приятно.

-Как его нужно произносить? (С чувством, искренно, восторженно, нежно, ласково, с добротой)

-А если неискренно? (Это будет лесть)

-Когда произносят комплимент?

— Мы сразу говорим комплимент или для того, чтобы он родился нужно что-то сделать? (Желание сказать человеку приятное, желание высказаться)

-Теперь посмотрите на доску. Из каких частей у нас собирается комплимент? (Образ комплимента)

5. Применение способа.

-Давайте поиграем. Игра называется «Игра в комплимент»

Работа в парах.

-Задание: по схеме составить 1 комплимент в паре, выйти и разыграть.

Выходят пары.

-Вам сейчас сделали комплимент. Какие чувства вас посетили? ( Радости, восторга, полёта)

-Как вы отреагируете на него? (Спасибо, мне очень приятно)

-Сделайте вывод. (За комплимент надо благодарить)

-А вы? Отчего? (От того, что сказали человеку хорошие слова, сделали приятное)

-Зачем мы произносим комплимент? (Доставить другому радость, хорошее настроение. И от этого у тебя улучшается настроение)

-В начале урока мы с вами говорили, что отправляемся в путешествие за хорошим настроением. От чего ещё у людей может улучшиться настроение? (От комплимента)

-Где это может пригодиться? (В жизни)

-Как настроение? Пусть вам в жизни дарят комплименты и в дарите их людям.

-Кого бы вы хотели поблагодарить за урок? (Звучит песня Б.Окуджавы «Пожелание друзьям»)

6.Домашнее задание. Сделать комплименты зиме.

Список литературы:

1.Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса. В 2-х частях. – М.: Издательство «Баласс», 2012

2. Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках, 3 класс. Методические рекомендации – М.: Издательство «Баласс», 2012

3.Чудинов Ю.В., Чудинова А.Р. Риторика диалога. Учебное пособие для младшеклассников. Часть II. –Пермь: ЗУУНЦ, 2000.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here