1.Стяжкина Ольга Петровна
2.МАОУ «СОШ №19» г.Пермь.
3.Учитель начальных классов.
Урок риторики для учащихся 3 классов.
Тема: Комплимент (Урок открытия новых знаний)
Цель: Создать условия для открытия детьми структуры жанра «комплимент».
Задачи:1.Сформировать понятие «комплимент».
2.Развивать умения создавать собственные тексты в жанре «комплимент».
3.Создать эмоционально-доброжелательную атмосферу в классе.
1.Орг.момент. Эмоциональный настрой.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь, поздоровайтесь с гостями. Улыбнитесь друг другу. Надеюсь на наше взаимное сотрудничество.
2.Актуализация знаний.
Учитель подходит к выключателю и на несколько секунд выключает свет.
-Ребята, сейчас я на несколько секунд выключу свет. Как стало в классе? ( Темно, пасмурно, грустно)
-Включу свет. Что изменилось? (Стало светло, радостно, празднично)
-Почему? Что создаёт настроение в классе? (Люди. Мы друг друга согреваем хорошими делами, улыбками, хорошим настроением)
-Сегодня на уроке мы отправимся в плаванье на корабле за хорошим настроением. Но прежде чем отправиться в плаванье. Нужно собраться в дорогу.
3.Постановка учебной задачи.
Проверка домашнего задания.
-Какое у вас было домашнее задание? Что надо было сделать? (Выбрать сказочного героя и похвалить его. Выбрать сказочного героя и прочитать ему похвалу )
Дети озвучивают домашнее задание.
-За что их можно похвалить? (Вывесить на доску).
-Как можно назвать такую похвалу? (Выход на проблему)
3. Открытие нового знания.
-Что такое комплимент? (Зафиксировать ответы детей на доске)
-Догадались, какая будет тема нашего занятия.
-Давайте прочитаем, что говорится о комплименте в словаре С.И.Ожегова.
-Комплимент – любезные, приятные слова.
-А что бы вы хотели о нём узнать?
-Какие это слова?
-За что говорят комплимент?
-Когда говорят?
-Как говорят?
-Кому?
-Зачем?
-Мы постараемся ответить на все эти вопросы.
4. Конструирование способа.
а)Работа в группах. (2-3 минуты.)
-Распределить роли и ответить на вопросы:
Слова, которые можно отнести к комплименту.
За что они сказаны?
Тексты для детей.
-
– Прости меня, милый аптекарь, — сказала Пеппи, — но ты так хорошо разбираешься во всех болезнях. Что я думала, ты, наверное, сможешь мне сказать, что нужно делать, когда болит живот: жевать горячую тряпицу или лить на себя холодную воду?
-
Увидя Белоснежку гномы воскликнули:
-Какой прелестный ребёнок!
-Какая красивая маленькая девочка!
-Как тебя зовут? – спросили они.
-Моё имя Белоснежка, — ответила девочка.
-Если тебе некуда будет идти, мы будем рады предложить тебе своё гостеприимство.
Белоснежка обрадовалась тому, что гномы могут её приютить.
-
-Здравствуй, Коля!
-Здорово! Как я давно тебя не видел, соскучился.
-Ты очень хорошо выглядишь. Загорел, вырос.
-Спасибо. Мне очень приятно это слышать.
-Как у тебя дела?
-Нормально.
Заслушиваем выступление докладчиков от групп. (Учитель фиксирует ответы на доску)
б)Фронтальная работа.
-Кому можно адресовать комплимент? (Всем)
-Даже есть такая пословица: Доброе слово и кошке приятно.
-Как его нужно произносить? (С чувством, искренно, восторженно, нежно, ласково, с добротой)
-А если неискренно? (Это будет лесть)
-Когда произносят комплимент?
— Мы сразу говорим комплимент или для того, чтобы он родился нужно что-то сделать? (Желание сказать человеку приятное, желание высказаться)
-Теперь посмотрите на доску. Из каких частей у нас собирается комплимент? (Образ комплимента)
5. Применение способа.
-Давайте поиграем. Игра называется «Игра в комплимент»
Работа в парах.
-Задание: по схеме составить 1 комплимент в паре, выйти и разыграть.
Выходят пары.
-Вам сейчас сделали комплимент. Какие чувства вас посетили? ( Радости, восторга, полёта)
-Как вы отреагируете на него? (Спасибо, мне очень приятно)
-Сделайте вывод. (За комплимент надо благодарить)
-А вы? Отчего? (От того, что сказали человеку хорошие слова, сделали приятное)
-Зачем мы произносим комплимент? (Доставить другому радость, хорошее настроение. И от этого у тебя улучшается настроение)
-В начале урока мы с вами говорили, что отправляемся в путешествие за хорошим настроением. От чего ещё у людей может улучшиться настроение? (От комплимента)
-Где это может пригодиться? (В жизни)
-Как настроение? Пусть вам в жизни дарят комплименты и в дарите их людям.
-Кого бы вы хотели поблагодарить за урок? (Звучит песня Б.Окуджавы «Пожелание друзьям»)
6.Домашнее задание. Сделать комплименты зиме.
Список литературы:
1.Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса. В 2-х частях. – М.: Издательство «Баласс», 2012
2. Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках, 3 класс. Методические рекомендации – М.: Издательство «Баласс», 2012
3.Чудинов Ю.В., Чудинова А.Р. Риторика диалога. Учебное пособие для младшеклассников. Часть II. –Пермь: ЗУУНЦ, 2000.