Селиванова Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов
МОАУ «СОШ №35 г. Орска»
Урок русского языка. 3 класс. УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: ознакомление с правилом написания безударных окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие.
Задачи: 1. познакомить с особенностями склонения имен существительных на -ий, -ия, -ие;
2. составить алгоритм рассуждения при написании безударных окончаний имён существительных; 3. совершенствовать правописание безударных окончаний имён существительных;
4. развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать, аргументировать ответ, делать выводы;
5. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство ответственности и взаимопомощи, уверенность в себе.
Регулятивные УУД: корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приёмы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему.
Коммуникативные УУД: сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: учебник «Русский язык. 3 класс» (авт. Иванова С.В.), раздаточный материал (карточки для индивидуально работы, работы в парах и группах, лист достижений), презентация, технические средства обучения.
Ход урока:
I. Организационная ситуация.
1. Организационный момент.
— Иван Сергеевич Тургенев назвал русский язык великим и могучим. Вы и сами не раз убеждались в богатстве русского языка. Но как часто сегодня можно услышать, как люди, живя в России, не берегут свой родной язык.
— А как вы думаете, что значит «беречь родную речь»?
— Я разделяю вашу точку зрения. Ваши рассуждения мне хотелось бы обобщить словами:
Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы её слова:
Мама, дом, семья, отец,
Мячик, солнышко, скворец.
Это – главное наследство,
Что должны беречь мы с детства.
Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!
(Слайд 1)
— Во многом беречь родную речь нам помогают писатели и поэты.
2. Актуализация знаний.
— Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
Богаче Сибир__ (3 скл., Р.п.) нет земли в мир__ (2 скл., П.п.).
(На слайде 2, 3)
— Недаром говорят «Сибирь – жемчужина России». Она богата замечательными людьми, земными недрами. Прекрасна природа Сибири.
— Вернёмся к пословице. Судя по пропущенным орфограммам, предположите, о чём будем говорить на уроке?
(О правописание безударных окончаний имён существительных)
— Запишите пословицу в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, письменно объясняя свой выбор.
(Проверка — один ученик работает у доски)
— В то время, когда все работают с пословицей, пять человек будут работать индивидуально с карточками.
Карточка с заданием для индивидуальной работы.
Допишите окончания. В скобках докажите правильность выбора окончания, определяя склонение и падеж. Выделите окончания.
На картинк__ ( ), от деревн__ ( ), около двер__ ( ), на улиц__ ( ), у лошад__ ( ),учениц__й ( ), в лагер__ ( ),
на площад__ ( ), с человек__м ( ), на забор__ ( ).
(Работа проверяется в течение урока)
На картинке (1 скл., П.п.), от деревни (1 скл., Р.п.), около двери (3 скл., Р.п. ), на улице (1 скл., П.п.), у лошади (3 скл., Р.п.), ученицей (1 скл., Т.п.), в лагере (2 скл., П.п.), на площади (3 скл., П.п.), с человеком (2 скл., Т.п.), на заборе (2 скл., П.п.).
— Сделаем вывод – как проверить написание безударного окончания имени существительного?
(Ответы в виде кластера на слайде 4)
или
— Это правило вы хорошо знаете. Но всё ли в русском языке строго подчиняется правилам или есть исключения?
— Поможет ответить на этот вопрос участие в выполнении следующего задания.
3. Создание целевой установки через создание проблемной ситуации.
— Прочитайте предложение: В Якути__ ведётся добыча алмазов. (Слайд 5)
— Какое окончание нужно писать? (Одни учащиеся отвечают интуитивно: «Писать надо «и», другие, зная правило, утверждают: «е»).
— Мы слышим противоречивые точки зрения. Русский язык хранит много тайн, и одну из них мы сейчас открываем. Дело в том, что в русском языке есть имена существительные, правописание которых не подчиняется общему правилу.
(На слайде 6 добавляется запись)
Не подчиняются общему правилу | |
Определи склонение, падеж, окончание |
или
— Для слов, не подчиняющихся общему правилу, существует особое правило. Что же это за слова? Это имена существительные, которые оканчиваются в начальной форме на -ий, -ие, -ия.
— Попробуйте конкретизировать тему и сформулировать цели урока.
(Ответы детей: «Правописание безударных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия»).
(Тема на слайде 7)
II. Изучение нового материала.
1. Знакомство с правилом. Учебник — стр.106.
Запись на слайде 8 выглядит так:
Не подчиняются общему правилу |
или
— Ребята, теперь зная особенность написание безударных окончаний на -ий, -ия, -ие, давайте вернёмся к предложению, которое и привело нас к новому правилу и допишем нужное окончание.
В Якутии ведётся добыча алмазов. (Слайд 9)
2. Упражнение в распознавании слов на ий, ие, ия. Работа в группах.
Карточка 1. Работа в группах.
Подчеркни слова, которые не подчиняются общему правилу написания окончаний.
Армия, галерея, аллея, география, профессия, солнце, музей, хоккей, движение, линия, счастье, занятие, здоровье, собрание, герой, санаторий.
— Сколько слов вы нашли? (8 слов)
— Каждая группа называет по одному слову. Повторять слова нельзя.
— А теперь ещё раз назовите все слова, которые не подчиняются общему правилу написания безударных окончаний имён существительных. (Слайд 10)
— Почему важно узнавать такие слова среди других?
3. Самостоятельная работа.
— Вот вы и узнали новую тайну русского языка. А теперь нужно новые знания закрепить.
Карточка 2. Самостоятельная работа (в тетради).
Вставь окончания имён существительных. Запишите слова в тетрадь.
Работает в театр__ , училась в консерватори__, нашёл у дорог__, служил в арми__, вышел на станци__, живут в Ази__, обитает в Америк__, побывали на экскурси__, подъехал к площадк__.
(Взаимопроверка с опорой на правильные ответы — слайд 11)
— Как вы рассуждали (проговаривание алгоритма рассуждения)?
Физминутка.
III. Упражнение по совершенствованию навыка.
1. Работа в парах.
— Теперь вам предстоит работать парами. Я уверена, что, работая вместе, вы проявите уважение к партнёру, покажите умение слушать и слышать друг друга.
— Прочитайте текст. Как вы думаете, какие задания можно выполнить, работая над этим текстом? (вставить пропущенные буквы, доказывая свой выбор, озаглавить текст и т.д.)
Карточка 3. Работа в парах.
На уроке астрономии (Р.п.) учитель сделал объявление об экскурсии (П.п.) в планетарий. Встретиться мы решили в здании (П.п.) планетария. И вот мы отправились в путешествие по звёздному небу. Очень интересно было узнавать о движении (П.п.) планет. В конце экскурсии (Р.п.) нам рассказали о профессии (Д.п.) космонавта. Ещё долго потом мы вспоминали о занятии (П.п.) в планетарии (П.п.).
(Проверка работ — слайд 12)
2. Словарная работа.
— Понаблюдаем за парами слов и определим новое словарное слово:
Кличка – животное
Название – предмет
________ — человек
(Фамилия)
— Что такое фамилия? (после ответов учеников – предложение обратиться к Толковому словарю).
— Давайте запишем слово в тетради, укажем ударение, подчеркнём орфограммы.
— Составьте предложение со словом фамилия. Запишите в тетради.
Кем был твой прадед на Руси
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из ряда кузнецов
Отец отца отцова.
— Фамилия переходит от старших к младшим, от поколения к поколению. Поэтому люди гордятся своей фамилией, дорожат ею. Ведь опозорить фамилию – значит проявить неуважение к старшим, к родным.
3. Тренировочный материал (дополнительно).
— Составьте словосочетания из двух групп слов. Запишите их. (Слова на слайде 13)
мечтать экскурсия
читать Англия
готовиться путешествие
написать герой
IV. Итог урока.
— Как звучит тема урока?
— Какие цели мы поставили?
— Какие особенности в написании окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие мы узнали?
V. Рефлексия. Лист достижений.
— Благодарю вас за интересные ответы, умение общаться, проявляя, при этом, уважение друг к другу.
— Вы самостоятельно оценивали свою работу на уроке. Какие же результаты у нас получились?
Виды заданий | Баллы |
Повторение изученного |
|
Знакомство с новым материалом |
|
Карточка 1. Работа в группах |
|
Карточка 2. Самостоятельная работа |
|
Карточка 3. Работа в парах |
|
Словарная работа |
|
Дополнительный материал |
|
Всего баллов: |
|
Я выполнял задания на уроке:
Правильно и самостоятельно — 2 балла
Без ошибок, но с помощью других — 1 балл
Неправильно — 0 баллов
VI. Домашнее задание. Учебник — с.106, №3 (Слайд 14)