Селиванова Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов

МОАУ «СОШ №35 г. Орска»

Урок русского языка. 3 класс. УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: ознакомление с правилом написания безударных окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие.

Задачи: 1. познакомить с особенностями склонения имен существительных на -ий, -ия, -ие;

2. составить алгоритм рассуждения при написании безударных окончаний имён существительных; 3. совершенствовать правописание безударных окончаний имён существительных;

4. развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать, аргументировать ответ, делать выводы;

5. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство ответственности и взаимопомощи, уверенность в себе.

Регулятивные УУД: корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приёмы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему.

Коммуникативные УУД: сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: учебник «Русский язык. 3 класс» (авт. Иванова С.В.), раздаточный материал (карточки для индивидуально работы, работы в парах и группах, лист достижений), презентация, технические средства обучения.

Ход урока:

I. Организационная ситуация.

1. Организационный момент.

— Иван Сергеевич Тургенев назвал русский язык великим и могучим. Вы и сами не раз убеждались в богатстве русского языка. Но как часто сегодня можно услышать, как люди, живя в России, не берегут свой родной язык.

— А как вы думаете, что значит «беречь родную речь»?

— Я разделяю вашу точку зрения. Ваши рассуждения мне хотелось бы обобщить словами:

Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы её слова:
Мама, дом, семья, отец,
Мячик, солнышко, скворец.
Это – главное наследство,
Что должны беречь мы с детства.
Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!

(Слайд 1)

— Во многом беречь родную речь нам помогают писатели и поэты.

2. Актуализация знаний.

— Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

Богаче Сибир__ (3 скл., Р.п.) нет земли в мир__ (2 скл., П.п.).

(На слайде 2, 3)

— Недаром говорят «Сибирь – жемчужина России». Она богата замечательными людьми, земными недрами. Прекрасна природа Сибири.

— Вернёмся к пословице. Судя по пропущенным орфограммам, предположите, о чём будем говорить на уроке?

(О правописание безударных окончаний имён существительных)

— Запишите пословицу в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, письменно объясняя свой выбор.

(Проверка — один ученик работает у доски)

— В то время, когда все работают с пословицей, пять человек будут работать индивидуально с карточками.

Карточка с заданием для индивидуальной работы.

Допишите окончания. В скобках докажите правильность выбора окончания, определяя склонение и падеж. Выделите окончания.
На картинк__ ( ), от деревн__ ( ), около двер__ ( ), на улиц__ ( ), у лошад__ ( ),учениц__й ( ), в лагер__ ( ),

на площад__ ( ), с человек__м ( ), на забор__ ( ).

(Работа проверяется в течение урока)

На картинке (1 скл., П.п.), от деревни (1 скл., Р.п.), около двери (3 скл., Р.п. ), на улице (1 скл., П.п.), у лошади (3 скл., Р.п.), ученицей (1 скл., Т.п.), в лагере (2 скл., П.п.), на площади (3 скл., П.п.), с человеком (2 скл., Т.п.), на заборе (2 скл., П.п.).

— Сделаем вывод – как проверить написание безударного окончания имени существительного?

(Ответы в виде кластера на слайде 4)

Определи склонение, падеж, окончание

или

Вспомни окончание по опорному слову

— Это правило вы хорошо знаете. Но всё ли в русском языке строго подчиняется правилам или есть исключения?

— Поможет ответить на этот вопрос участие в выполнении следующего задания.

3. Создание целевой установки через создание проблемной ситуации.

— Прочитайте предложение: В Якути__ ведётся добыча алмазов. (Слайд 5)

— Какое окончание нужно писать? (Одни учащиеся отвечают интуитивно: «Писать надо «и», другие, зная правило, утверждают: «е»).

— Мы слышим противоречивые точки зрения. Русский язык хранит много тайн, и одну из них мы сейчас открываем. Дело в том, что в русском языке есть имена существительные, правописание которых не подчиняется общему правилу.

(На слайде 6 добавляется запись)

Подчиняются общему правилу

Не подчиняются общему правилу

Определи склонение, падеж, окончание

или

Вспомни окончание по опорному слову

— Для слов, не подчиняющихся общему правилу, существует особое правило. Что же это за слова? Это имена существительные, которые оканчиваются в начальной форме на -ий, -ие, -ия.

— Попробуйте конкретизировать тему и сформулировать цели урока.

(Ответы детей: «Правописание безударных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия»).

(Тема на слайде 7)

II. Изучение нового материала.

1. Знакомство с правилом. Учебник — стр.106.

Запись на слайде 8 выглядит так:

Подчиняются общему правилу

Не подчиняются общему правилу

Определи склонение, падеж, окончание

-ий, -ие -ия

Р.п. и

Д.п. и

П.п. и и

или

Вспомни окончание по опорному слову

— Ребята, теперь зная особенность написание безударных окончаний на -ий, -ия, -ие, давайте вернёмся к предложению, которое и привело нас к новому правилу и допишем нужное окончание.

В Якутии ведётся добыча алмазов. (Слайд 9)

2. Упражнение в распознавании слов на ий, ие, ия. Работа в группах.

Карточка 1. Работа в группах.

Подчеркни слова, которые не подчиняются общему правилу написания окончаний.

Армия, галерея, аллея, география, профессия, солнце, музей, хоккей, движение, линия, счастье, занятие, здоровье, собрание, герой, санаторий.

— Сколько слов вы нашли? (8 слов)

— Каждая группа называет по одному слову. Повторять слова нельзя.

— А теперь ещё раз назовите все слова, которые не подчиняются общему правилу написания безударных окончаний имён существительных. (Слайд 10)

— Почему важно узнавать такие слова среди других?

3. Самостоятельная работа.

— Вот вы и узнали новую тайну русского языка. А теперь нужно новые знания закрепить.

Карточка 2. Самостоятельная работа (в тетради).

Вставь окончания имён существительных. Запишите слова в тетрадь.

Работает в театр__ , училась в консерватори__, нашёл у дорог__, служил в арми__, вышел на станци__, живут в Ази__, обитает в Америк__, побывали на экскурси__, подъехал к площадк__.

(Взаимопроверка с опорой на правильные ответы — слайд 11)

— Как вы рассуждали (проговаривание алгоритма рассуждения)?

Физминутка.

III. Упражнение по совершенствованию навыка.

1. Работа в парах.

— Теперь вам предстоит работать парами. Я уверена, что, работая вместе, вы проявите уважение к партнёру, покажите умение слушать и слышать друг друга.

— Прочитайте текст. Как вы думаете, какие задания можно выполнить, работая над этим текстом? (вставить пропущенные буквы, доказывая свой выбор, озаглавить текст и т.д.)

Карточка 3. Работа в парах.

На уроке астрономии (Р.п.) учитель сделал объявление об экскурсии (П.п.) в планетарий. Встретиться мы решили в здании (П.п.) планетария. И вот мы отправились в путешествие по звёздному небу. Очень интересно было узнавать о движении (П.п.) планет. В конце экскурсии (Р.п.) нам рассказали о профессии (Д.п.) космонавта. Ещё долго потом мы вспоминали о занятии (П.п.) в планетарии (П.п.).

(Проверка работ — слайд 12)

2. Словарная работа.

— Понаблюдаем за парами слов и определим новое словарное слово:

Кличка – животное

Название – предмет

________ — человек

(Фамилия)

— Что такое фамилия? (после ответов учеников – предложение обратиться к Толковому словарю).

— Давайте запишем слово в тетради, укажем ударение, подчеркнём орфограммы.

— Составьте предложение со словом фамилия. Запишите в тетради.

Кем был твой прадед на Руси
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из ряда кузнецов
Отец отца отцова.

— Фамилия переходит от старших к младшим, от поколения к поколению. Поэтому люди гордятся своей фамилией, дорожат ею. Ведь опозорить фамилию – значит проявить неуважение к старшим, к родным.

3. Тренировочный материал (дополнительно).

— Составьте словосочетания из двух групп слов. Запишите их. (Слова на слайде 13)

мечтать экскурсия

читать Англия

готовиться путешествие

написать герой

IV. Итог урока.

— Как звучит тема урока?

— Какие цели мы поставили?

— Какие особенности в написании окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие мы узнали?

V. Рефлексия. Лист достижений.

— Благодарю вас за интересные ответы, умение общаться, проявляя, при этом, уважение друг к другу.

— Вы самостоятельно оценивали свою работу на уроке. Какие же результаты у нас получились?

Ф.И. учащегося

Виды заданий

Баллы

Повторение изученного

Знакомство с новым материалом

Карточка 1. Работа в группах

Карточка 2. Самостоятельная работа

Карточка 3. Работа в парах

Словарная работа

Дополнительный материал

Всего баллов:

Я выполнял задания на уроке:

Правильно и самостоятельно — 2 балла

Без ошибок, но с помощью других — 1 балл

Неправильно — 0 баллов

VI. Домашнее задание. Учебник — с.106, №3 (Слайд 14)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here