Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23 г.Йошкар-Олы» Республики Марий Эл
Внеклассное мероприятие
для начальной школы
«Что за прелесть эти сказки!»
подготовили
учителя начальных классов
Пахинова Валентина Ивановна
и Зиновьева Анжелика Владимировна
г. Йошкар-Ола
2015
Цель мероприятия: заинтересовать детей в чтении книг
Задачи мероприятия:
— обобщать знания учащихся о сказках;
— развивать умения узнавать сказки и их героев;
— развивать творческое воображение, ассоциативную память;
— воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.
Ход праздника:
Звучит песня: « Если вы так уж боитесь Кощея».
Мальчик: Посидим с тобой в тиши, ты мне сказку расскажи
Про Лису, про Колобка, про Ивана-Дурака,
Как румяный Колобок закатился под мосток.
И про Мышку и про Кошку, про красавицу Матрешку,
Про принцесс и про царей и про сказочных зверей.
Девочка: Расскажи мне про леса, про лесные чудеса,
Про красавицу-девицу, как искал Иван Жар-птицу,
Про корабль, что по волнам сквозь ветра несется к нам,
И про белку, что при всех золотой грызет орех.
Ай, да сказки, хороши, любят сказки малыши!
Ведущий: А вы любите сказки? Сказки начинаются в вашем детстве, и если вы захотите, останутся с вами на всю жизнь.
Кто впервые познакомил вас со сказкой?
Кто в самый первый раз рассказал вам сначала самую простую и незатейливую, такую как «Курочка Ряба» или «Репка», а позднее более сложные и интересные? Конечно, это сделала ваша мама, поэтому сказка навсегда останется неразрывно связанной с образом мамы.
Потом, став старше, вы и сами научились читать и открыли для себя такой огромный , такой увлекательный и таинственный мир сказок.
Давайте совершим небольшое путешествие по сказкам. Мы побываем в гостях у некоторых сказочных героев. Но прежде, чем пуститься в это необычное путешествие, нам нужно вспомнить, что же представляют собой русские народные сказки?
1. Кем и когда были написаны русские народные сказки?
Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.
Сказка — один из основных видов устного народного творчества.
Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
2. Оказывается, все народные сказки можно разделить на три группы:
— сказки о животных — самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.
— бытовые сказки — герои этих сказок — крестьянин, солдат, сапожник — живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.
— волшебные сказки — герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.
3. В русских народных сказках существуют положительные и отрицательные герои. Давайте вспомним некоторых из них.
Любимый герой русских сказок — Иван-Царевич, Иван-Дурак, Иван — крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.
Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам — красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.
Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.
Баба Яга — один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает.
Змей Горыныч — огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.
4. Ведущий: Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке и о многом-многом другом. Как мы видим сейчас, все эти мечтания люди смогли превратить в жизнь. Поэтому не зря говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно знаменитый русский поэт А. С. Пушкин очень любил и ценил их, он писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
5.Сказки просят:
-
А сейчас
-
Вы, друзья, узнайте нас!
-
– Отворили дверь козлята
-
И … пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят)
-
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Реченька, спаси меня! (Гуси-лебеди)
-
Вымолвил словечко —
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю. (По щучьему велению)
-
Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом…(«Лиса и журавль».)
-
А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок…(«Маша и медведь».)
-
Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко…(«Петушок золотой гребешок».)
-
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!..(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
-
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льет бедняжка!..(«Снегурочка».)
-
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.(«Теремок».)
-
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился …(Колобок.)
-
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? («Три медведя».)
-
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? («Три поросёнка».)
-
Вот она какая,
Большая-пребольшая.
Вытащить ее решили.
Вшестером одну тащили.
Но уселась крепко.
Кто же это? («Репка».)
Инсценирование русской народной сказки.
«Репка»
(по мотивам русской народной сказки)
Действующие лица:
Дедка
Бабка
Внучка
Жучка
Кошка
Мышка
Петух
Народ (две подгруппы детей)
Дедка.
Посадил я репку
В грядке мягкой, тёплой,
Поливал досыта
Вкусною водой.
Полюбило крепко
Солнце нашу репку.
Подружилась репка
С ясною звездой.
Репка подрастала,
Выше грядки стала.
Репка вырастала
Мне по пояс стала.
Репке мал огород!
Репка небо достаёт! (тянет репку)
По-та-щу! Вы-та-щу!
Всю деревню у-го-щу!
Петух.
Куры, куры, ку-ка-ре-ку!
Поглядите, тянут репу!
Куры! Куры! (Куры отвечают)
Ко-ко-ко,
Интересно, кто кого!
Народ. (две группы детей):
1-я: Тянет-потянет.
2-я: Вытянуть не может!
1-я: Бабка моложе!
2-я: Бабка поможет!
Бабка (обращается к петушку):
Погоди-ка, Петушок,
Помолчи-ка, мой дружок!
Мы посмотрим, «кто кого»!
Я ведь Бабка – ого-го!
Вместо утренней зарядки
Я пропалываю грядки,
И могу для внучки
Сшить по моде брючки.
Дай, надену я косынку,
Да задую керосинку. (тянет)
Репку я в единый миг…
То-то будет рад старик!
Петух.
Куры, куры, ку-ка-ре-ку!
Поглядите, тянут репу!
Куры! Куры! (Куры отвечают)
Ко-ко-ко,
Интересно, кто кого!
Народ. (две группы детей):
1-я: Тянет-потянет.
2-я: Вытянуть не может!
1-я: Внучка моложе!!!
2-я: Внучка поможет!
Внучка.
Подожди-ка, Бабка!
Подожди-ка, Дедка!
Подожди и ты меня,
В огороде, репка!
Засучу я брючки,
Туфельки обую,
Кремом смажу ручки –
Ладно, подсоблю я!
До чего же сладка
Пареная репка! (тянет)
Вот так надо, Бабка!
Тренируйся, Дедка!
Петух.
Куры, куры, ку-ка-ре-ку!
Поглядите, тянут репу!
Куры! Куры! (Куры отвечают)
Ко-ко-ко,
Интересно, кто кого!
Народ. (две группы детей):
1-я: Тянет-потянет…
2-я: Вытянуть не может!
1-я: Жучка моложе!!!
2-я: Жучка поможет!
Жучка.
Что за шум и что за драка?
Гав-гав-гав!
Я устала как собака! Гав-гав-гав!
Я облаяла соседку.
Во дворе так много дела:
Целый день хвостом вертела!
А теперь под самым носом
Репка выросла без спроса?
Кто позволил, чтобы репа
От земли росла до неба? (тянет)
Это что за беспорядки!? Гав-гав-гав!
Убирайся, репка, с грядки! Гав-гав-гав!
Петух.
Куры, куры, ку-ка-ре-ку!
Посмотрите, тянут репу!
Куры! Куры! (Куры отвечают)
Ко-ко-ко,
Интересно, кто кого!
Народ. (две группы детей):
1-я: Тянет-потянет…
2-я: Вытянуть не может!
1-я: Кошка моложе!!!
2-я: Кошка поможет!
Кошка.
Я – Кэт, или Катце,
По-здешнему – Кошка.
На всех языках
Я мурлычу немножко.
Ведь я занимаюсь наукой,
И против меня не мяукай!
Мышей не ловлю я,
Боюсь, что устану,
Люблю изучать молоко и сметану.
Свои коготки с маникюром
Люблю я показывать курам.
Такие, как я, исключительно редки.
Какое мне дело до Дедкиной репки?!
Открою я вам по секрету (тянет репу)
Я рыбу люблю,
А не репу! Мяу!
Петух.
Куры, куры, ку-ка-ре-ку!
Посмотрите, тянут репу!
Куры! Куры! (Куры отвечают)
Ко-ко-ко,
Интересно, кто кого!
Народ. (две группы детей):
1-я: Тянет-потянет…
2-я: Вытянуть не может!
1-я: Мышка моложе!!!
2-я: Мышка поможет!
Мышка.
Я Мышка! Я Мышка!
Я очень сильна!
Сильнее медведя.
Сильнее слона!
Хотите, я вытащу репку одна?
И мне ваша помощь совсем не нужна.
Ну-ка, Дедка, за репку берись!
Ну-ка, Бабка, за Дедку держись!
Внучка, и ты не ленись!
Крепче за Бабку возьмись!
Жучка – за Внучку!
Кошка – за Жучку!..
Чур, не кусаться!
Нужно нам вместе
Всем постараться.
Задам я вам взбучку!
Репки хотите!?
Дружно тяните!!!
Дедка. Э-эй, ухнем!
Бабка. Э-эй, охнем!
Внучка. Э-эй, ахнем!
Жучка. Эй, гавкнем!
Кошка. Мяукнем!
Мышка. Да пискнем!
Петух.
Куры! Куры! Ку-ка-ре-ку!
Мышка вытянула репу! (куры отвечают)
Ай да мышка! Ко-ко-ко! Нет сильнее никого!
Народ.
1 – я. Повалили репку набок,
2 – я. Развалили десять грядок.
1 – я. Заняла она весь двор,
2 – я. Скособочила забор!
1 – я. Во дворе ни встать, ни сесть,
2 – я. Вам одним её не съесть!
Мышка.
Репку вытянула я!
Без труда, в одно мгновенье.
Репка, стало быть, моя,
Всех зову на угощенье!
Дедка.
Слава Мышке! Ну сильна!
Бабка. (мышке)
Ты и впрямь сильней слона!
Внучка. Одолела репку нашу!
Видно, много ела каши…
Мышка. Я и с Кошкой поборюсь!
Кошка. Этой Мышки я боюсь!
Народ. Поздравляем с урожаем!
Все, кто тянул репу:
Всех на репку приглашаем!
Дедка. Каждому достанется!
Мышка. И ещё останется!
Музыка. Все веселятся. Танцуют и поют.
Ведущий:
1)Игра «Ящик-загадка»
— Кому принадлежат эти волшебные вещи?Как называется сказка? Кто ее автор?
-
Золотое яичко.
-
Хрустальная туфелька
-
Зеркальце
-
Цветик-семицветик
-
Золотой ключик.
-
Скорлупа грецкрго ореха
-
Разбитое корыто
-
Красная шапочка
2)Разгадайте имена сказочных героев
й м о к а ч ю о д в Дюймовочка
к я л к о п ш а Шапокляк
н и к е ч п Печкин
с р к а н а я о к ч а ш п а Красная Шапочка
и н к а м т о р с т о к кот Матроскин
3)Кто отправил телеграммы из сказок?
-
Да вот веревкой хочу море морщить,
Да вас , проклятое племя, корчить! (Балда)
-
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острава Буана… (Корабельщики)
-
Видит девица, что тут
Люди добрые живут,
Знать, не будет ей обидно! (Молодая царевна)
-
Горе мне! Попались в сети
Оба наших сокола!
Горе! Смерть моя пришла. (Царь Дадон)
-
Что объединяет всех этих персонажей?
-
Обо всех них нам рассказал А.С.Пушкин.
Инсценирование отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
Действующие лица:
Черномор
Наина
Людмила
Рабы-невольники
Танцовщицы
Ведущие
Уж утро хладное сияло
На темени полнощных гор;
Но в дивном замке всё молчало.
В досаде скрытой Черномор,
Без шапки, в утреннем халате,
Зевал сердито на кровати.
Вокруг брады его седой
Рабы толпились молчаливы,
И нежно гребень костяной
Расчесывал ее извивы;
Меж тем, для пользы и красы,
На бесконечные усы
Лились восточны ароматы,
И кудри хитрые вились;
Как вдруг, откуда ни возьмись,
В окно влетает змий крылатый:
Гремя железной чешуей,
Он в кольца быстрые согнулся
И вдруг Наиной обернулся
Пред изумленною толпой.
«Приветствую тебя, — сказала, —
Собрат, издавна чтимый мной!
Досель я Черномора знала
Одною громкою молвой;
Но тайный рок соединяет
Теперь нас общею враждой;
Тебе опасность угрожает,
Нависла туча над тобой;
И голос оскорбленной чести
Меня к отмщению зовет».
Со взором, полным хитрой лести
Ей карла руку подает,
Вещая: «дивная Наина!
Мне драгоценен твой союз.
Мы посрамим коварство Финна;
Но мрачных козней не боюсь;
Противник слабый мне не страшен;
Узнай чудесный жребий мой:
Сей благодатной бородой
Недаром Черномор украшен.
Доколь власов ее седых
Враждебный меч не перерубит,
Никто из витязей лихих,
Никто из смертных не погубит
Малейших замыслов моих;
Моею будет век Людмила,
Руслан же гробу обречен!»
И мрачно ведьма повторила:
«Погибнет он! погибнет он!»
Потом три раза прошипела,
Три раза топнула ногой
И черным змием улетела.
Блистая в ризе парчевой,
Колдун, колдуньей ободренный,
Развеселясь, решился вновь
Нести к ногам девицы пленной
Усы, покорность и любовь.
Разряжен карлик бородатый,
Опять идет в ее палаты;
Проходит длинный комнат ряд:
Княжны в них нет. Он дале, в сад,
В лавровый лес, к решетке сада,
Вдоль озера, вкруг водопада,
Под мостики, в беседки… нет!
Княжна ушла, пропал и след!
Кто выразит его смущенье,
И рев, и трепет исступленья?
С досады дня не взвидел он.
Раздался карлы дикий стон:
«Сюда, невольники, бегите!
Сюда, надеюсь я на вас!
Сейчас Людмилу мне сыщите!
Скорее, слышите ль? сейчас!
Не то — шутите вы со мною —
Всех удавлю вас бородою!»
Навстречу утренним лучам
Постель оставила Людмила
И взор невольный обратила
К высоким, чистым зеркалам;
Невольно кудри золотые
С лилейных плеч приподняла;
Невольно волосы густые
Рукой небрежной заплела;
Свои вчерашние наряды
Нечаянно в углу нашла;
Вздохнув, оделась и с досады
Тихонько плакать начала;
Однако с верного стекла
Вздыхая не сводила взора,
И девице пришло на ум,
В волненьи своенравных дум,
Примерить шапку Черномора.
Всё тихо, никого здесь нет;
Никто на девушку не взглянет…
А девушке в семнадцать лет
Какая шапка не пристанет!
Рядиться никогда не лень!
Людмила шапкой завертела;
На брови, прямо, набекрень,
И задом наперед надела.
И что ж? о чудо старых дней!
Людмила в зеркале пропала;
Перевернула — перед ней
Людмила прежняя предстала;
Назад надела — снова нет;
Сняла — я в зеркале! «Прекрасно!
Добро, колдун, добро, мой свет!
Теперь мне здесь уж безопасно;
Теперь избавлюсь от хлопот!»
И шапку старого злодея
Княжна, от радости краснея,
Надела задом наперед.
Ведущий:
Молодцы! Я знаю, что вы любите фантазировать, размышлять, спорить. Я знаю, что каждый из вас верит в чудеса и чудеса приходят вам в сказках, в играх, в мечтах, и конечно в песнях.
/ песня «Вот такие чудеса»/
Ведущий: Вот и празднику конец. А кто слушал?
Хором: Молодец!
Список использованной литературы
-
Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продлённого дня, педагогов дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии» — М.: ТЦ Сфера, 2003- 144с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
http://www.pandia.ru/text/77/153/16604.php