Урок литературного чтения в 1 классе
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: произведения о животных.
Ю. Дмитриев «Медвежата», Г. Снегирёв «Медвежата».
Подготовила и провела Учитель начальных классов
Скачкова Татьяна Михайловна
Тема: произведения о животных. Ю. Дмитриев «Медвежата»; Г. Снегирёв «Медвежата»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучающего чтения.
Цели:
Познавательные: — ознакомление с рассказом Ю. Дмитриева «Медвежата»,
Г. Снегирёва «Медвежата»;
— осознанное восприятие литературного произведения;
— формулирование ответов на вопросы по содержанию прочитанного
и прослушанного произведения;
— построение рассуждений;
Регулятивные: — планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ) необходи
мые действия, операции, действовать по плану;
— контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые
коррективы;
— адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности,
искать их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: — вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в
общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
— задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою
точку зрения;
— осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с
учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: — положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
— желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать
имеющиеся,
— осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
— участвовать в творческом процессе.
Дидактические средства:
для учителя: средства ИКТ (презентация), фрагмент видеофильма, интерактивная доска.
для учащихся: учебник, карточки для парной работы, смайлики для определения настроения
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1 | Оргмомент | С добрым утром! Начат день! Первым делом гоним лень! На уроке не зевать, А активно отвечать! -С каким настроением пришли на урок? — Спасибо! Начинаем урок. |
Показ смайлика. |
|
2.
3.
4.
5.
6. | Актуализация знаний.
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
Формирование новых знаний.
Первичное закрепление
Стадия рефлексии.
| Литературное чтение – прекрасный урок, Слайд №2
-Чему учимся на уроках литературного чтения?
— С чего начнём урок? 1. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Свеча», «Пушинка», « Цветок». 2. Работа по таблице гласных. Слайд №3 а) открытый слог а о у ы и э (беззвучно, шёпотом, громко ). б) Произнесите согласные звуки вместе с гласными: ●АО — ОУ — УЫ — ЫИ — ИЭ АОУ — УЫИ — ИЭА ● МИ — МИ — МИД МЁ — МЁ — МЁД МА — МА — МАД МЕ — МЕ — МЕД МЮ — МЮ — МЮД МЯ — МЯ — МЯД 3. Чтение скороговорки: Слайд№4. Испугались медвежонка Ёж с ежихой и ежонком, Чиж с чижихой и чижонком. Повторение скороговорки на память с движениями рук. — Закройте глаза, послушайте. -Куда отправимся сегодня за новыми открытиями? Слайд 5. Сегодня мы с ребятами В дремучий лес пойдём Кто хочет в путь? Пожалуйста, Мы всех с собой возьмём! — А кто научит нас слышать лесные разговоры, познакомит с жизнью лесных обитателей? — Вспомните писателей, произведения которых мы уже читали о природе. У вас на столе карточки. — Прочитайте фамилии авторов и заголовки произведений. Укажите кто что написал. — Как будете работать? Почему? ( Приложение №1). Оцените работу в паре. Слайд 6
-Кроме известных вам писателей, есть ещё писатели, которые пишут о природе. Это Юрий Дмитриев и Геннадий Снегирев. Слайд №7
— Делом их жизни стали книги, которые родились из устных рассказов своим друзьям и товарищам.
— А кто знает, где можно увидеть портреты писателей и почитать их рассказы? (Выставляю ряд книг у доски Юрия Дмитриева и Геннадия Снегирева). — И сегодня мы познакомимся с творчеством этих замечательных детских писателей. — Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке? — На уроке мы будем изучать интересные рассказы писателей о животных. Как мы работаем над новым произведением? (Составляем план). План Слайд№8 1.Знакомство с авторами произведений. 2.Знакомство с произведением. 3.Работа над содержанием. 4. Контроль и оценка. — Хотите узнать, о ком пойдёт речь на уроке?
Отгадайте загадку: Вперевалку зверь идёт По малину и по мед- Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. Кто это? — Докажите, что отгадкой является слово «медведь». — Какие слова из загадки помогли отгадать загадку? Что знаете о медведях? — В жизни медведей происходит много интересного. Подумайте, что нового мы можем узнать сегодня на уроке? Определите тему урока!
— Прочитайте, как Ю. Дмитриев назвал свой рассказ. Предположите, о ком будет это произведение? — Мы сейчас будем изучать рассказ, который написал Ю. Дмитриев. Слайд№9. — Прочитайте слова на слайде! Предположите, как могут развиваться события? Первичное знакомство с произведением.. -Понравился рассказ? — Почему автор назвал рассказ именно так? -Какую картину представили, слушая рассказ? — Захотелось вам ещё раз перечитать этот рассказ?— Кто хочет его прочитать вслух? Слайд №10 — Во время чтения отмечайте для себя, что уже знали, что новое для вас. Обсуждение прочитанного с элементами выборочного чтения. — Какими вам представляются медвежата? — А когда они родятся? Какими? — Зачитайте! — Почему такие крошечные детёныши? — А как написал об этом Ю. Дмитриев? Зачитайте. — Как вы думаете, в каких строчках рассказа автор спрятал главную мысль? Прочитайте. Объясните свой выбор. — Как можно подписать эту иллюстрацию? Подумайте. (Рядом с мамочкой). Слайд№11. — А как вы думаете, что произойдёт дальше с медвежатами? -Хотите узнать? 2. Первичное ознакомительное чтение по абзацам рассказа Ю. Дмитриева «Медвежата». -Как будете работать? ( «Жужжащее чтение»). -Как вы думаете, можно ли считать этот рассказ продолжением рассказа Ю.Дмитриева? Почему? — Что узнали нового из этого рассказа? Слайд №12 А) Самостоятельное моделирование обложки. — Назовите жанр этих произведений. — Сравните обложки. Что общего? — Какая тема? — Что общего в этих произведениях? — Как будете работать?
Б) Организация фронтальной устной работы у доски. Подумайте, что же нового мы узнали сегодня на уроке? Оправдались ваши предположения? Слайд№14 Составление коллективного синквейна «Медвежата». Слайд Медвежата. Крошечные, маленькие, большие. -Какие слова помогают «нарисовать» действия медвежат? Родятся, питаются, растут, сидят, вылезли, увидели, научились, слижут. Обобщение: Зимой, весной и летом рядом с мамой медведицей. Вывод: дикие звери — хищники Слайд №13 — Малыши — зверята очень любопытные, любят шалить и играть. Поэтому взрослые звери приставляют к ним нянек – своих прошлогодних детей. В медвежьей семье такую няньку называют пестун. (Толковый словарь русского языка В. И. Даля).
— В жизни бывают такие случаи, когда звери близко приходят к жилью человека, выходят на проезжую часть дороги. Как надо поступить в таком случае? Помните! Лучше отнести корм животным в лес, не подходя близко к диким животным. | Читает ученик.
— Читать, рассуждать, говорить, слушать. — С разминки.
Чтение вполголоса, правильно Чтение с настроением: -удивлённо, грустно, весело Чтение губами, шёпотом, вслух.
Сопровождение чтения скороговорки руками.
Звучит музыка. (Журчит ручеёк, щебечут птицы, шумит лес). В лес!
— Писатели, художники, поэты.
Работа в паре. -Одна голова хорошо, а две лучше!
контролируют правильность проверки при помощи экрана.
Сообщение: Ученик: Самым любимым занятием Ю.Дмитриева с детства было хождение в лес, в рощу. Его привлекали рыбы, птицы, собаки, различные зверюшки. Он всегда подбирал раненых, беспомощных, больных, голодных и выхаживал их.
Ученик:
В библиотеке.
О животных.
По плану.
Выставка книг.
Ответы детей. Ответы детей.
Произведения о животных.
Медвежата. Ученики делают свои предположения. Ученики делают свои прогнозы.
Учащиеся следят по тексту.
Выполняя задания, комментируют результат. Самопроверка с экрана. Слушают вопрос, обдумывают, дают ответ, анализируют результат.
Зачитывают.
Самостоятельно. Чтение статьи. Соотносят иллюстрацию с эпизодом произведения.
Ответы детей.
Рассказ.
В
В группе.
Работают в группах: выполняют задания в карточках, затем к доске идёт группа, которая справилась с заданием первой. (У каждой группы заготовки для модели обложки, дети выбирают нужное и приклеивают на лист). Ответы детей.
Дети работают на интерактивной доске. Проверка по слайду
Кадр видеофильма. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Познавательные: умение добывать информацию из учебника. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные. Определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить. Познавательные. Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений Коммуникативные. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы. Коммуникативные. Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера, умение строить речевое высказывание.
Регулятивные. Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата. Познавательные. Умение добывать информацию из учебника. Коммуникативные. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Коммуникативные. Планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление поведением партнера, контролировать и оценивать свои действия и действия класса; оценка (выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения).
|
7.
|
Итог урока
|
— Чтобы вы хотели ещё узнать по теме нашего урока? — А что вас заинтересовало на нашем уроке? — Что понравилось больше всего? На доске корзина. Слайд №15. — Ребята! Если на уроке ●было интересно, узнали новое, получилось всё отлично – красная малинка ● было интересно, получилось хорошо – жёлтая малинка ●не всё получилось, как хотелось – зелёная малинка. И давайте подарим нашу корзинку с малинкой медвежатам, чтобы они не болели. — А сейчас давайте поблагодарим всех, кто сегодня активно работал на уроке. Кому бы вы сказали три «Спасибо» за урок? |
Ответы детей.
На доске корзина с малинками.
| Регулятивные: оценка того, что знают и что еще нужно узнать.
|
Литература.
1.Литературное чтение : программа : 1-4 класс / Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова. – М. Вентана – граф,2012.
2.Литературное чтение. Электронный образовательный ресурс на сD к учебнику для 1 класса. – М.: Вентана – Граф, 2012.
3.Букварь: 1 класс : Ч. 2/ Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. — М.: Вентана – Граф, 2011.
4. Журнал «Начальная школа», №10 – 2011.
5. Русский язык. Обучение грамоте : методические комментарии к урокам / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова,М.И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2012.
6. Литературное чтение. 1 класс : система уроков по учебникам Л. А. Ефросининой / авт.-сост. С. В. Николаева, И.Г. Смирнова. – Волгоград : Учитель, 2013.