«Весёлая маслёнка»
2 класс
Кафисова Светлана г. Волгодонск
Игра – конкурс.
Форма Час общения.
Цели, достигаемые учителем:
1.Познакомить с народным праздником Масленицы. 2.Развивать интерес к народной культуре и традициям.
Цели, достигаемые обучающимися:
1.Познакомиться с традициями празднования Масленицы, использовать их в своей семье.
2.Использовать поделки, выполненные на уроках труда для поздравления родственников.
3.Рассказать близким о традициях празднования Масленицы.
Оформление.
-
Макет чучела Масленицы.
-
Веснянки.
-
Блины для угощения.
Ход занятия
Вступительное слово
Знаете ли вы, по какому поводу мы сегодня собрались?
Дети высказываются.
Информационный блок.
Классный руководитель:Издавна на Руси проводили весёлую Масленицу, которая длилась целую неделю. В эти дни люди угощали друг друга вкусными блинами, просили у родных и близких прощения за нанесённые обиды, и высказав всё, что на душе лежало, принимались за песни да пляскиРебята, вспомните, не обидели ли вы кого-нибудь, если обидели, помиритесь да обнимитесь, а то не получится у нас настоящего праздника.
Дети обнимаются.
Классный руководитель: Вот теперь всё в порядке. Начинаем весёлый праздник!
Выбегают трое детей, переодетые в скоморохов:
1-ый скоморох: Здравствуйте, гости и гостюшки!
Подходите ближе, подходите
И глаза свои протрите.
2-ой скоморох: Мы развесёлые потешники
Известные скоморохи и потешники.
3-ий скоморох: Подходи народ, поспеши народ,
Наша Ярмарка богатая
всех к себе зовёт.
1-ый скоморох: Поспешите, посмотрите
Всё, что только захотите
Игры, песни, пляски, чудеса и сказки.
2-ой скоморох: Зовём мы всех, кто любит смех,
А кто сердит, да хмурится,
Пусть идёт другой улицей.
Сдавайте плохое настроение
В нашу камеру хранения.
3-ий скоморох: Ярмарку открываем
Веселье начинаем
Всем пора повеселиться
Пошутить да порезвиться.
Веснянки: Выходи, народ, становись у ворот-
Весну закликать, зиму провожать.
Весна-красна
К нам пришла: Прилетите, жаворонушки, к нам
С рожью зернистой, Принесите из заморья вы нам:
С пшеницей золотистой, Весну ясную,
С овсом кучерявым, Весну красную
С ячменём усатым, С сохой, бороной и лошадкой вороной.
С просом колосистым, Зима нам надоела,
Со льном кустистым; Весь хлебушек поела,
С калиной-малиной, Ручки- ножки познобила,
С красной рябиной, Скотинушку поморила!
С чёрной смородиной, Весна-весняночка,
Со всякой садовиной; Где ты зимовала?
С лазоревым цветком, -Зимовала я в лесочке
С тёплым летом. Под ракитовым кусточком,
Солнышко встречала,
Лето поджидала.
Вывозят чучело Масленицы, с ними ряженые скоморохи.
1-ый скоморох: Масленица-кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько!
С блинами, каравайцами,
С вареничками.
2-ой скоморох: Ну а какая же Масленица без русского хоровода
Выходи, не ленись,
Поиграй, повеселись!
Проводится хороводная игра «Лакомка».
(Все участники стоят по кругу, в центре- 10 девушек, взявшись за руки и подняв их вверх.Это «ворота», через которые проходят все дети за ведущим под музыку).
Проводится конкурс 1 загадок. За правильный ответ коробейники выдают приз.
Загадки.
-
Всех оденет,
А себя никогда. (Иголка с ниткой)
-
Четыре четырки,
Две растопырки,
Один вертун
И два-как яхонты. (Кошка)
-
В одном месте метров двести.(Клубок)
-
На весь мир хватает
И во все щели проползёт. (Свет)
-
Берега крыты, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блины, масло)
-
Белый Тихон с неба спихан
Где пробегает — ковёр расстилает. (Снег)
-
Была белая да седая,
А пришла зелёная, молодая. (Зима и весна)
Классный руководитель: Давно это было. Да по сей день осталось. Добры молодцы собирались на площади силой своей поряться да затеять кулачные бои, а то и посмотреть на бои петушиные. Приглашаю самых сильных посостязаться.
Игра «Петушиный бой».
(На площадке рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга).
Конкурс 2: Перетягивание каната.
1-ый скоморох: Молодцы, удальцы!
Силушку показали,
Покажите разум!
Узнайте у Масленицы, когда хлеб сеять,
Когда убирать, когда грибы – ягоды собирать.
Дети перечисляют народные приметы о Масленице:
-
Ненастье в воскресенье перед Масленой – к урожаю грибов.
-
Если на Масленой неделе идёт снег –будет хороший урожай гречихи.
-
А ещё в Масленицу дарили сделанные из ниток мартенички, куколки мальчика и девочки, — символ дружбы.
2-ой скоморох: Затей у нас большой запас.
А для кого они?
Для вас.
Ну, а с чего нам начинать:
Иль песни петь, или играть?
Дети отвечают: Играть!
Игра «Бубен».
(Звучит музыка.Дети становятся в круг и передают бубен, на ком остановится музыка, тот выходит в середину круга и танцует).
3-ий скоморох: По старинному русскому обычаю зиму провожали – Зиму-Масленицу сжигали. Но сегодня ещё рано сжигать её, дождёмся воскресенья. А пока давайте блины есть, да Зиму провожать.
1-ый скоморох: До свиданья, до свиданья,
До свиданья через год!
Через год на это место
Приходи, честной народ
Будут снова чудеса.
Будут развлечения
А теперь прощаемся
Все без исключения!
Все участники праздника подходят к накрытому столу, под музыку выбирают блины, кушают.
Рефлексия:
-
Какая информация оказалась для вас самой ценной?
-
Где вы можете применить эту информацию в жизни?
Фотоотчет о проведенном мероприятии