Тема внеклассного занятия: Путешествие в страну дорожных знаков.
Возраст детей: учащиеся 1-2 класса
Цель: Сформировать у детей понятие о регулировщиках дорожного движения, формировать навыки безопасного поведения на дороге.
Оборудование: репродукция картины В. Васнецова «Витязь на распутье», изображения дорожных знаков, иллюстрации с изображением разных видов светофоров, изображение постового.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Мотивация.
1-й ученик.
Движенья полон город! Абросимов Славик
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно
За улицей следи.
И только там, где можно,
Её переходи!
2-й ученик.
Делаем ребятам предостережение: Ганьшина Таня
Выучите срочно правила движения,
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулём водители.
3-й ученик.
Правил дорожных на свете немало. Кузнецова София
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основные из правил движенья
Знать как таблицу должны умноженья.
-Ребята, как вы думаете о чём мы с вами сегодня поговорим?
— Правильно, сегодня мы отправимся в путешествие по стране правил дорожного движения. Как вы уже знаете изучать и знать правила дорожного движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь и жизнь других людей опасности и не мешать движению транспорта на дорогах.
Пешеход на улице должен быть очень внимательным. Он должен замечать всё вокруг себя и быстро реагировать на ситуацию, иначе не избежать беды. Для того, чтобы наше занятие прошло с пользой для каждого, вы должны быть сейчас тоже очень внимательны.
1 станция
Проведём игру-тест «Да – нет» на внимание и быстроту реакции.
Я буду быстро задавать вопросы, а вы так же быстро должны ответить «да» или «нет».
— Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (Нет)
— Что хотите – говорите, красный свет – проезда нет? (Да)
— Что хотите – говорите, каждый раз, идя, домой, играем мы на мостовой? (Нет)
— Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
— Что хотите – говорите, мы всегда идём вперёд только там, где переход? (Да)
— Что хотите – говорите, мы бежим всегда так скоро, что не видим светофора? (Нет)
— Что хотите – говорите, на знаке «Здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
— Что хотите – говорите, на круглых знаках – красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)
2. Сообщение новых сведений о дорожных знаках.
Посмотрите на картину В. Васнецова «Витязь на распутье». На развилке дорог остановился в раздумье перед камнем былинный богатырь. На камне высечено:
«Прямо поедешь – голодать, холодать тебе;
налево свернёшь – сам останешься жив, а коня потеряешь;
направо свернёшь – сам будешь мёртв, а твой конь останется жив».
Конечно, сюжет картины сказочный, но в каждой сказке есть доля правды. Оказывается, что эти надписи на волшебном камне не что иное, как дорожные знаки, которые указывают герою сказки на направление движения.
Дорожные знаки – это тоже регулировщики дорожного движения. Их использование очень удобно.
Ведь не везде на дороге можно поставить постового, а знак можно повесить где угодно.
Из сказочного сюжета вы уже поняли, что знаки на дорогах появились давно, в древнем мире. Только они выглядели не так, как сейчас. Это были камни, простые или с различными изображениями (например, животных), зарубки на деревьях, особым способом надломленные ветки. Но все они выполняли одинаковую работу: указать, предупредить, запретить, обратить внимание. В Древнем Риме во времена императора Августа тоже применялись дорожные знаки. Учёные нашли там дорожный знак «Уступи дорогу», похожий на современный. В той же Италии, на крутом повороте одной из дорог, нашли древний камень с предупредительной надписью: «Это место является опасным». Наши предки – славяне тоже применяли камни для различных обозначений на дорогах, пользовались ветками и сучьями, делали зарубки на деревьях. В России официальные дорожные знаки появились в 1909 году, когда в стране уже имелись автомобили.
Познакомимся с некоторыми дорожными знаками.
2 станция «Загадочная»
Чтение стихотворений сопровождается показом иллюстраций знаков дорожного движения:
По полоскам черно-белым
Человек шагает смело.
Знаем: там, где он идет-
Что же это? (Пешеходный переход – знак для пешеходов) Черноволенко Света
Я знаток дорожных правил, Подзолко Александр
Я машину здесь поставил.
На стоянке у ограды
В тихий час стоять ей надо. (Место стоянки)
Говорит мне мой сосед: Ганьшина Таня
— Если есть велосипед,
Где захочешь, там кати,
Знай педалями крути!
— Нет, приятель, все не так!
Я скажу тебе, чудак!
Коротко и ясно!
Только там, где этот знак,
Ездить безопасно! (Разрешается ездить велосипедистам)
Этот знак довольно прост — Подопригора Дмитрий
Пешеход идет на мост.
Тут поднялся — там сошел,
По какому знаку шёл? (Наземный пешеходный переход)
Здесь дорожные работы — Дубинкин Кирилл
Ни проехать, ни пройти,
Это место пешеходу
Лучше просто обойти! ( Идут ремонтные работы)
Где увижу знак такой, Антонникова Лика
Поверну-ка лучше я,
Чтобы не стряслось со мной
Никакого случая! (Движение пешеходов запрещено).
Знак запомните, друзья, Абросимов Славик
И родители, и дети:
Там, где он висит, нельзя,
Ездить на велосипеде! ()
Детвора, дома, газоны, Кузнецова София
Игры, смех, кругом народ.
Тут же знак — “жилая зона”,
Здесь хозяин пешеход.
А водитель, здесь смотри,
Будь аккуратней раза в три. (Водитель, внимание! Дети!)
3 станция «Конструкторская»
Работа в группах «Собери дорожный знак»
Сейчас мы с вами познакомились не со всеми дорожными знаками. Их гораздо больше. На следующем занятии мы подробнее поговорим о них.
4 станция «Регулировочная»
б) Сообщение новых сведений о постовом – инспекторе дорожного движения.
Я прочитая вам загадку о каком же регулировщике в ней пойдёт речь?
Отгадайте загадку:
Встаю я вместе с солнышком
И позже всех ложусь.
Я на посту ответственном
Все время нахожусь.
Старайся быть внимательным,
Спеши, не торопясь,
Чтоб случая несчастного
Не числилось у нас.
Идут спокойно граждане,
Течет машин поток.
И если все по правилам,
Не слышен мой свисток.
О ком идёт речь в загадке?
Это – Регулировщик, постовой, инспектор дорожного движения.
(Демонстрация иллюстрации).
Кто видел, как работает регулировщик.
Какое приспособление есть у него? (жезл)
Постовой управляет машинами на дороге, изменяя положение тела и выполняя определённые жесты руками, движения жезлом. Это язык регулировщика, при помощи которого он указывает водителям можно ехать или нет, и в каком направлении можно двигаться.
Рассмотрим некоторые команды регулировщика:
Показывает один из учеников.
— Регулировщик обращен к участникам движения грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены – движение запрещено, водитель – стой!
— Регулировщик поднял жезл вверх — внимание, водитель, приготовься к движению.
— Регулировщик обращен к участникам движения боком, руки вытянуты или опущены – разрешается движение.
Регулировщик работает там, где нет других средств управления дорожным движением.
Проведение игры на внимание с жезлом.
Команды:
Движение запрещено – дети присели
Движение приготовились –дети встали
Начать движение – 1 шаг вперёд
4. Закрепление
5 станция «Кросвордино»
5. Рефлексия
Исполнение песни «Дорожный знак»
Если вышел на дорогу –
Наш совет немедленно
Тебе необходим!
Он тебе подскажет
Что, и где, и как?
Верный путь тебе укажет,
Тебе укажет
ДОРОЖНЫЙ ЗНАК!
ДОРОЖНЫЙ ЗНАК!
Кто? Когда? Куда? Откуда?
И т.д. Т п…
Голосуем за порядок,
Против ДТП!
Аварийных ситуаций
Он заклятый враг.
За тебя готов сражаться
Готов сражаться
ДОРОЖНЫЙ ЗНАК!
ДОРОЖНЫЙ ЗНАК!
Только вот на каждый случай
Нас не напасти .
В голове ты постарайся
Всех нас унести!
Твой неосторожный
Он поправит шаг,
Твой попутчик-знак дорожный
Знак дорожный,
ДОРОЖНЫЙ ЗНАК!
ДОРОЖНЫЙ ЗНАК!