Цели: 1.Закрепить знания, полученные на уроках окружающего мира.

2.Уточнить представления детей о лесе, где живут растения и животные, правила поведения в лесу.

3.Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Ход урока.

— Сегодня мы отправляемся в трудное, но занимательное путешествие по Царству леса. Наш маршрут пройдет по станциям, и остановимся мы на лесной полянке, подружимся с растениями и животными. А на чем поедем, отгадайте загадку.

Что за чудо – синий дом,

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

— Итак, поехали.

Ученик читает стихотворение: Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

1 станция: Загадкино.

Если знаешь лес, зверей,

Назови их поскорей!

1)Летом гуляет, 2) Стучу – голова болит,

Зимой отдыхает (медведь) а не стучу – голодный (дятел)

3) Не мышь, не птица 4) Спал цветок, да вдруг проснулся,

В лесу резвится. Больше спать не захотел.

На деревьях живет Шевельнулся, встрепенулся,

И орешки грызет (белка) Взвился вверх и улетел (бабочка)

5) И на горке, и под горкой 6) Она под осень умирает

Под березой, и под елкой, И вновь весною оживает.

Хороводами и в ряд Коровам без нее – беда,

В шапках молодцы стоят (грибы) Она их главная еда (трава)

2 станция: Растений.

  • Назвать части растений (картинка)

  • Какие деревья растут в наших лесах?

  • Узнай дерево по картинке – береза, клен, сосна, ель, рябина, ива

  • Какие съедобные лесные ягоды вы знаете? (малина, земляника, ежевика, черника, брусника, костяника)

  • Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника)

3 станция: Животные.

  • Каких зверей называют так: серый, рыжая, косолапый, косой? И почему?

  • Отгадай животных. Ребусы.

Волк, сорока, ласточка, стриж, лиса.

  • Назвать детенышей:

Лиса – лисята, еж – ежата, медведь – медвежата, белка – бельчата, заяц – зайчата.

  • Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)

  • Что случится с пчелой, если она потеряет жало? (погибнет)

  • Как отличить ужа от гадюки? (по бокам головы ужа 2 оранжевых пятнышка)

4 станция: Грибная.

2 человека по картинкам разбирают съедобные и несъедобные грибы. Остальные отгадывают загадки.

1) Вдоль лесных дорожек 2) Я в красной шапочке расту

Много белых ножек. Среди корней осиновых.

В шляпках разноцветных, Меня узнаешь за версту,

Издали приметных. Зовусь я … подосиновик.

Собирай, не мешкай!

Это … сыроежки.

3) Растут на опушке 4) Стоял на крепкой ножке,

Рыжие подружки. Теперь лежит в окошке. (белый гриб)

А зовут их … волнушки.

5) А вот кто-то важный 6) Нет грибов дружней, чем эти,

На белой ножке. Знают взрослые и дети —

Он с красною шляпкой на пеньках растут в лесу,

На шляпке горошки. (мухомор) как веснушки на носу. (опята)

7) Золотистые … — 8) Не спорю, не белый,

Очень дружные сестрички. Я, братцы, попроще.

Ходят в рыженьких беретах, Расту я обычно

Осень в лес приносят летом (лисички). В березовой роще. (подберезовик)

Физминутка.

Игра «Да – нет»

— Скажи, приветствуя рассвет,

Поет ли сом усатый? (нет).

— А если солнцем снег согрет,

Он станет льдом холодным? (нет).

— Ответь, а может резеда

Цвести в саду зимой? (нет)

— А крокодил собрать букет

Из белых лилий может? (нет)

— Верблюд способен, дай ответ,

Идти без пищи трое дней? (да)

— Тех, кто трудится всегда

В народе уважают? (да)

— Весною раннею ранет

Сгибает ветки яблонь? (нет)

— Скажи мне, злые холода

Для обезьян опасны? (да)

— В конце спросить пришла пора,

Тебе понравилась игра? (да)

5 станция: Жалобная.

От кого жалобы?

  1. Что хотите с нами делайте: режьте, варите, солите. Даже маринуйте! Но только не вырывайте с корнем, не разрывайте вокруг лесную подстилку, не портите нашу грибницу. А не послушаетесь, так мы совсем расти перестанем. Останетесь вы тогда без жарева и варева, без солений и маринадов. (грибы)

  2. Мы такие крошечные, что самая маленькая хвоинка для нас всё равно, что для вас самое большое бревно. Из сотни тысяч хвоинок – бревен сложены наши дома. Вам ничего не стоит его ногой пнуть, а мы начинай всё сначала. Для вас забава, для нас беда. Мы и кусаемся, и кислотой стреляем, да вам всё нипочем. Уважайте хоть наш труд. (муравьи)

  3. Жалуемся на слишком жалостливых человеческих пап, мам и деток. Когда мы вылетаем из гнезд, то рассаживаемся поодиночке. Сидим себе в траве или в кустах и попискиваем. Ждем, когда наши птичьи папы и мамы нам вкусную гусеничку принесут. А жалостливые люди считают нас сиротами и забирают нас домой. Сажают в тесную клетку и начинают совать в рот хлеб, крупу. А то и копченую колбасу. От такой заботы нам остается только околеть. Что мы и делаем. (птенцы)

— Подъезжаем к лесной полянке, и она тоже жалуется.

  • Была я красивая, была я пригожая – стала сама на себя не похожая. Траву на мне потоптали, кусты повыламывали. Березку на дрова срубили, елочку – на подстилку. Забросали меня пустыми банками, грязной бумагой, щепками и тряпками. Жалуюсь! Была я лесной полянкой, стала лесной помойкой.

Стих: Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Назовите правила поведения в лесу. (знаки – картинки)

  • Не ломай ветви деревьев.

  • Не повреждай кору деревьев.

  • Не рви в лесу редкие цветы.

  • Ходи по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

  • Не разоряй муравейников.

  • Не разоряй птичьи гнезда.

  • Не сбивай грибы, даже несъедобные. Они нужны природе.

  • Не лови бабочек, стрекоз, других насекомых.

  • Не лови диких животных и не уноси их домой.

6 станция: Кроссвордная.

Б

 

 

 

 

 

 

4

е

п

 

р

5

р

 

 

2

е

 

 

 

7

и

г

 

р

 

 

 

и

 

о

3

т

 

 

 

д

е

8

 

 

 

у

 

 

1) Шевелились у цветка 2) Имеет гнездо на дереве,

Все четыре лепестка. Прыгает и скачет по сучьям,

Я сорвать его хотел, Но не птица.

Он вспорхнул и улетел. (белка)

(бабочка)

3) Пестрая крякушка 4) На каком дереве растут жёлуди?

Ловит лягушек. (дуб)

(утка)

5) У кого одна нога, 6) Мы говорим: она течет,

Да и та без башмака? Мы говорим: она играет.

(гриб) Она бежит всегда вперед,

Но никуда не убегает.

(река)

7) Летом в шубе, 8) Через нос проходит в грудь

Зимой голое. И обратный держит путь.

(дерево) Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

(воздух)

В заключении дети прочитают стихи.

1. Нет ничего милее, 2. А будет жажда мучить,

Бродить и думать здесь. То мне лесовичек,

Излечит, обогреет, Средь зарослей колючих,

Накормит русский лес. Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться,

И видно все до дна.

Течет вода – водица

Вкусна и холодна.

3. Нас ждут в лесу рябина 4. Лес очень любит пеших.

Орехи и цветы, Для них всегда он свой.

Душистая малина Здесь где-то бродит леший

На кустиках густых. С зеленой бородой.

5.Жизнь кажется другою

И сердце не болит.

Когда над головою

Как вечность лес шумит.

Используемая литература.

  1. Внеклассные мероприятия в начальной школе: игры, викторины, классные часы, праздники, материалы для газет, стендов / авт.-сост. Я. Ю. Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 207с.

  2. Бахарева А. С. Уроки ознакомления с окружающим миром во 2 классе. – Шадринск: «Исеть», 1997. – 128с.

  3. А. С. Бахарева. Формы экологического воспитания детей. Методическое пособие для учителей и воспитателей. – Шадринск, 1996. – 128с.

  4. Барыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004. – 320с. – (Мастерская учителя)

Интернет – ресурсы

http://festival.1september.ru/

http://www.uchportal.ru/

http://www.pedsovet.su/forum

http://www.rusedi.ru/

http://www.uroki.net/

http://www.nachalka.com/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here