Цели: 1.Закрепить знания, полученные на уроках окружающего мира.
2.Уточнить представления детей о лесе, где живут растения и животные, правила поведения в лесу.
3.Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Ход урока.
— Сегодня мы отправляемся в трудное, но занимательное путешествие по Царству леса. Наш маршрут пройдет по станциям, и остановимся мы на лесной полянке, подружимся с растениями и животными. А на чем поедем, отгадайте загадку.
Что за чудо – синий дом,
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
— Итак, поехали.
Ученик читает стихотворение: Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
1 станция: Загадкино.
Если знаешь лес, зверей,
Назови их поскорей!
1)Летом гуляет, 2) Стучу – голова болит,
Зимой отдыхает (медведь) а не стучу – голодный (дятел)
3) Не мышь, не птица 4) Спал цветок, да вдруг проснулся,
В лесу резвится. Больше спать не захотел.
На деревьях живет Шевельнулся, встрепенулся,
И орешки грызет (белка) Взвился вверх и улетел (бабочка)
5) И на горке, и под горкой 6) Она под осень умирает
Под березой, и под елкой, И вновь весною оживает.
Хороводами и в ряд Коровам без нее – беда,
В шапках молодцы стоят (грибы) Она их главная еда (трава)
2 станция: Растений.
-
Назвать части растений (картинка)
-
Какие деревья растут в наших лесах?
-
Узнай дерево по картинке – береза, клен, сосна, ель, рябина, ива
-
Какие съедобные лесные ягоды вы знаете? (малина, земляника, ежевика, черника, брусника, костяника)
-
Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника)
3 станция: Животные.
-
Каких зверей называют так: серый, рыжая, косолапый, косой? И почему?
-
Отгадай животных. Ребусы.
Волк, сорока, ласточка, стриж, лиса.
-
Назвать детенышей:
Лиса – лисята, еж – ежата, медведь – медвежата, белка – бельчата, заяц – зайчата.
-
Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)
-
Что случится с пчелой, если она потеряет жало? (погибнет)
-
Как отличить ужа от гадюки? (по бокам головы ужа 2 оранжевых пятнышка)
4 станция: Грибная.
2 человека по картинкам разбирают съедобные и несъедобные грибы. Остальные отгадывают загадки.
1) Вдоль лесных дорожек 2) Я в красной шапочке расту
Много белых ножек. Среди корней осиновых.
В шляпках разноцветных, Меня узнаешь за версту,
Издали приметных. Зовусь я … подосиновик.
Собирай, не мешкай!
Это … сыроежки.
3) Растут на опушке 4) Стоял на крепкой ножке,
Рыжие подружки. Теперь лежит в окошке. (белый гриб)
А зовут их … волнушки.
5) А вот кто-то важный 6) Нет грибов дружней, чем эти,
На белой ножке. Знают взрослые и дети —
Он с красною шляпкой на пеньках растут в лесу,
На шляпке горошки. (мухомор) как веснушки на носу. (опята)
7) Золотистые … — 8) Не спорю, не белый,
Очень дружные сестрички. Я, братцы, попроще.
Ходят в рыженьких беретах, Расту я обычно
Осень в лес приносят летом (лисички). В березовой роще. (подберезовик)
Физминутка.
Игра «Да – нет»
— Скажи, приветствуя рассвет,
Поет ли сом усатый? (нет).
— А если солнцем снег согрет,
Он станет льдом холодным? (нет).
— Ответь, а может резеда
Цвести в саду зимой? (нет)
— А крокодил собрать букет
Из белых лилий может? (нет)
— Верблюд способен, дай ответ,
Идти без пищи трое дней? (да)
— Тех, кто трудится всегда
В народе уважают? (да)
— Весною раннею ранет
Сгибает ветки яблонь? (нет)
— Скажи мне, злые холода
Для обезьян опасны? (да)
— В конце спросить пришла пора,
Тебе понравилась игра? (да)
5 станция: Жалобная.
От кого жалобы?
-
Что хотите с нами делайте: режьте, варите, солите. Даже маринуйте! Но только не вырывайте с корнем, не разрывайте вокруг лесную подстилку, не портите нашу грибницу. А не послушаетесь, так мы совсем расти перестанем. Останетесь вы тогда без жарева и варева, без солений и маринадов. (грибы)
-
Мы такие крошечные, что самая маленькая хвоинка для нас всё равно, что для вас самое большое бревно. Из сотни тысяч хвоинок – бревен сложены наши дома. Вам ничего не стоит его ногой пнуть, а мы начинай всё сначала. Для вас забава, для нас беда. Мы и кусаемся, и кислотой стреляем, да вам всё нипочем. Уважайте хоть наш труд. (муравьи)
-
Жалуемся на слишком жалостливых человеческих пап, мам и деток. Когда мы вылетаем из гнезд, то рассаживаемся поодиночке. Сидим себе в траве или в кустах и попискиваем. Ждем, когда наши птичьи папы и мамы нам вкусную гусеничку принесут. А жалостливые люди считают нас сиротами и забирают нас домой. Сажают в тесную клетку и начинают совать в рот хлеб, крупу. А то и копченую колбасу. От такой заботы нам остается только околеть. Что мы и делаем. (птенцы)
— Подъезжаем к лесной полянке, и она тоже жалуется.
-
Была я красивая, была я пригожая – стала сама на себя не похожая. Траву на мне потоптали, кусты повыламывали. Березку на дрова срубили, елочку – на подстилку. Забросали меня пустыми банками, грязной бумагой, щепками и тряпками. Жалуюсь! Была я лесной полянкой, стала лесной помойкой.
Стих: Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Назовите правила поведения в лесу. (знаки – картинки)
-
Не ломай ветви деревьев.
-
Не повреждай кору деревьев.
-
Не рви в лесу редкие цветы.
-
Ходи по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
-
Не разоряй муравейников.
-
Не разоряй птичьи гнезда.
-
Не сбивай грибы, даже несъедобные. Они нужны природе.
-
Не лови бабочек, стрекоз, других насекомых.
-
Не лови диких животных и не уноси их домой.
6 станция: Кроссвордная.
Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
| |
| е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| п |
|
|
|
| р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 | р |
|
|
|
2 | е |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
| и |
|
|
|
| г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| р |
|
|
|
| и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| о |
|
|
|
3 | т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| д |
|
|
|
| е |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
| у |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1) Шевелились у цветка 2) Имеет гнездо на дереве,
Все четыре лепестка. Прыгает и скачет по сучьям,
Я сорвать его хотел, Но не птица.
Он вспорхнул и улетел. (белка)
(бабочка)
3) Пестрая крякушка 4) На каком дереве растут жёлуди?
Ловит лягушек. (дуб)
(утка)
5) У кого одна нога, 6) Мы говорим: она течет,
Да и та без башмака? Мы говорим: она играет.
(гриб) Она бежит всегда вперед,
Но никуда не убегает.
(река)
7) Летом в шубе, 8) Через нос проходит в грудь
Зимой голое. И обратный держит путь.
(дерево) Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
(воздух)
— В заключении дети прочитают стихи.
1. Нет ничего милее, 2. А будет жажда мучить,
Бродить и думать здесь. То мне лесовичек,
Излечит, обогреет, Средь зарослей колючих,
Накормит русский лес. Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться,
И видно все до дна.
Течет вода – водица
Вкусна и холодна.
3. Нас ждут в лесу рябина 4. Лес очень любит пеших.
Орехи и цветы, Для них всегда он свой.
Душистая малина Здесь где-то бродит леший
На кустиках густых. С зеленой бородой.
5.Жизнь кажется другою
И сердце не болит.
Когда над головою
Как вечность лес шумит.
Используемая литература.
-
Внеклассные мероприятия в начальной школе: игры, викторины, классные часы, праздники, материалы для газет, стендов / авт.-сост. Я. Ю. Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 207с.
-
Бахарева А. С. Уроки ознакомления с окружающим миром во 2 классе. – Шадринск: «Исеть», 1997. – 128с.
-
А. С. Бахарева. Формы экологического воспитания детей. Методическое пособие для учителей и воспитателей. – Шадринск, 1996. – 128с.
-
Барыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004. – 320с. – (Мастерская учителя)
Интернет – ресурсы
http://festival.1september.ru/
http://www.uchportal.ru/
http://www.pedsovet.su/forum
http://www.rusedi.ru/
http://www.uroki.net/
http://www.nachalka.com/