Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Талаканская средняя общеобразовательная школа №6»
Бурейского района Амурской области
Конспект урока математики
в 1 классе
«Сложение и вычитание в пределах 20. Закрепление»
УМК: «Школа 2100»
подготовила
учитель начальных классов
Евсейцева Светлана Геннадьевна
Талакан, 2012.
Тема: Сложение и вычитание в пределах 20. Закрепление.
Цели: Продолжить работу над осознанным выделением десятков и единиц в числе, совершенствовать вычислительные навыки в пределах 20, закрепить умения решать уравнения и простые текстовые задачи, повторить геометрический материал. Познакомить с историей освоения космоса.
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитывать интерес к прошлому своей страны, гордость за свою Родину.
Оборудование: мультимедийная презентация урока, набор геометрических фигур на партах учащихся, синие и красные квадраты для рефлексии.
Ход урока:
I. Организация класса
(Мотивация к деятельности и развитие организационных умений; самоорганизация и организация своего рабочего места).
— Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно — я тебе помогу.
-Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
II. Сообщение темы урока
— Посмотрите на выражения, которые написаны на доске и определите тему нашего урока. А теперь посмотрите на экран и угадайте, о чем ещё мы сегодня будем говорить. (На экране слайд «Космос»).
III. Актуализация опорных знаний.
Сегодня урок посвящён событию, произошедшему более 50 лет назад. А чтобы узнать какое это событие, нужно выполнить задание.
1) Откройте тетради и запишите число и слова «В классе». Пропустите 2 клетки и запишите:
-число предыдущее числу 2 (1);
— следующее за числом 8 (9);
— находящееся между числами 5 и (6);
— следующее за числом 0 (1).
-Сверьте свои записи с числами на экране (1961). Кто сможет прочитать это четырёхзначное число? Это не просто число- это год. В 1961 году человек впервые полетел в космос.
— Сложите все цифры этого числа и запишите получившееся выражение в тетрадь, найдите его значение. Какое число получилось? (1+9+6+1=17)
-Что вы о нём можете сказать? Какое это число? (Двузначное). Сколько в нём десятков и единиц?
-Гораздо раньше в 1957 году в космос был запущен искусственный спутник. Посмотрите, как он выглядел. (На экране слайд «Спутник»). Его конструктором был С.П. Королёв. Он же сконструировал и первую космическую ракету, которая называлась «Восток».
— Назовите фамилию человека, который был первым космонавтом. (Слайд «Ю.А. Гагарин»)
2) При запуске ракеты ведётся отсчёт 5,4,3,2,1, пуск. Сейчас мы с вами посчитаем в обратном направлении по рядам цепочкой:
1 ряд – от 15 до 10
2 ряд – от 18 до 11
3 ряд – от 20 до 15
IV. Повторение и закрепление.
1) Вычисления.
-На экране вы видите выражения. Найдите ошибку в значении выражений.
-Выпишите выражение, в котором допущена ошибка и напишите правильное его значение. (Один ученик работает с обратной стороны доски)
5+5+3=13
7+3+2=10
15-0-5=9
8-4+3=7
12-2+4=14
-Прочитайте выражение, которое записали в тетрадь. Сверьте свои записи с записями на доске (15- 0- 5= 10)
2) Решение задачи.
-Оказывается, что в космосе гораздо раньше людей побывали животные. Посмотрите на фотографии собак-космонавтов и прочитайте их клички. (Слайд «Белка и Стрелка»). В космос летали не только собаки. Там побывали обезьяны, мыши, насекомые и растения.
— Прочитайте задачу на экране.
Задача.
В космосе побывало 5 собак, а мышей на 4 больше. Сколько всего собак и мышей летало в космос?
-Рассмотрите схему задачи в листах, которые лежат у вас на партах. Допишите данные задачи в схему. Сверьте со схемой на экране. (Слайд «Схема задачи»). Повторим задачу по схеме.
-Что означает цифра 5 в схеме? Что означает цифра 4? О чём спрашивается в задаче? Как это показано на схеме? Сколько будет действий? Что узнаем первым действием? Что вторым?
Запишите решение на листе в клеточках. (Один ученик решает задачу у доски).
1) 5 + 4 + 9 (м.)
2) 5 + 9 = 14 (ж.)
Ответ: 14 животных.
Физминутка.
Чтобы в космосе летать,
Надо сильным, ловким стать.
Встали – раз,
Присели – два,
Три – подпрыгнули слегка.
На четыре – повернулись.
Пять, конечно, улыбнулись.
3) Решение уравнений.
-Посмотрите на следующее задание. Что вы видите на экране? (Уравнения).
У каждого ряда своё уравнение. Запишите уравнение и его решение самостоятельно на листах. (В качестве проверки дети сверяют решения с решениями на экране).
Х+5=15 Х+7=17 19-Х=9
Х=15-5 Х=17-7 Х=19-9
Х=10 Х=10 Х=10
-Что можно сказать о корнях этих уравнений? (Они одинаковые и равны 10).
-Вспомним состав числа 10. Продолжите мою фразу: 10 – это 5 и…, 10 — это2 и…, 10 –это 4 и …, 10 — это 3 и…, 10 –это 1 и…
4) Вычисления.
— В космос летают и женщины. Вычислив значения выражений и записав данные в таблицу, вы узнаете фамилию первой женщины-космонавта. (Задание на экране и на листочках у детей).
7-3+4= Е 4+2-0= Р
9-8-0= К 6+2+1= Ш
3+5-1= А 8-2-3= О
7-5= Т 10-5+0= В
8-4= Е
2 4 6 8 9 1 3 5 7
-Дети самостоятельно решают примеры, заполняют таблицу. Те, кто выполнил работу быстро, выполняют дополнительное задание, написанное с обратной стороны листа:
Земля по размеру меньше Венеры, но больше Марса. Какая планета больше Марс или Венера?
З.
Проверка:
-Посмотрите на экран. Это портрет первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.
5) А сейчас мы с вами будем конструкторами. Из геометрических фигур, лежащих на ваших партах, соберите космическую ракету.
-Сколько всего фигур? Назовите их. (Для проверки на экране появляется два варианта сборки ракет, затем заставка «Космос»).
V. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Какое задание показалось самым интересным?
-Какое самым трудным?
— Если вы справились со всеми заданиями, и вам всё было понятно поднимите красный квадрат, если во время урока возникли трудности, поднимите синий квадрат.
Лист с заданиями для каждого ученика.
1. Задача.
В космосе побывало 5 собак, а мышей на 4 больше. Сколько всего зверей было в космосе?
5
С.
?
4
М.
?
2. Запиши и реши уравнение.
3. Расшифруй слово.
7-3+4= Е 4+2-0= Р
9-8-0= К 6+2+1= Ш
3+5-1= А 8-2-3= О
7-5= Т 10-5+0= В
8-4= Е
2 4 6 8 9 1 3 5 7
4. Земля по размеру меньше Венеры, но больше Марса. Какая планета больше Марс или Венера?
З.
Литература
1. Гагарина А.Т., «Память сердца». – М: АПН.
2. Синицин В. «Первый космонавт», Москва. 1981.