Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс)
Королева Галина Павлиновна,
педагог МБОУ СОШ № 86,
г. Екатеринбург
Тема: «Фразеологизмы»
Цели:
1. Знакомство учащихся с устойчивыми сочетаниями слов в русском языке – фразеологизмами.
2. Развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, накопление положительного речевого опыта.
3. Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса.
1.Сообщение темы: «Сегодня на занятии мы познакомимся с фразеологизмами.
Это устойчивое сочетание слов в русском языке (в устной и
письменной речи). Фразеологизмы часто употребляются.
Например,
Как белка в колесе, дело в шляпе, не все коту масленица (учитель ведет запись на доске, ребята в тетради, ведётся попутно объяснение значений этих выражений).
2.Работа с раздаточным материалом:
(задания распечатаны на каждого ученика)
Задание №1
Найдите в тексте фразеологизмы, попробуйте их заменить (где это возможно обычными словами или словосочетаниями).
Мой друг Саша живет в двух шагах от моего дома. Мы с ним – не разлей вода. У Саши золотые руки, он сам сможет смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова, ведь учится мой друг на одни пятерки. Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду, всей душой старается помочь в трудную минуту. Как хорошо, что у меня есть такой друг!
Задание № 2
Вместо точек вставь нужное слово.
Как … на голову (снег, дождь, град), как … вода (с курицы, с утки, с гуся), убить … зайцев (трех, двух, трех), … соли съесть (пуд, фунт, килограмм), выеденного … не стоит (огурца, яйца, яблока), как за … стеной (деревянной, глиняной, каменной), сказка про … бычка (белого, черного, рыжего), как лист … дрожит (березовый, кленовый, осиновый).
Вывод: — «Зачем нужны фразеологизмы?»
(обогащают нашу речь, делают ее более образной).
— « Каждый фразеологизм имеет историческое начало.
3. Знакомство с фразеологическим словарем.
а) «Учитель показывает хорошо иллюстрированный фразеологический словарь.
* «Спустя рукава, как за каменной стеной, без царя в голове…» Спросить у ребят, что изображено на рисунке и какое значение имеет данный фразеологизм.
* «Без царя в голове…»
— выражение является производным от пословицы: « У каждого есть свой царь в голове» – это и ум, и мысли, и соображение. «Без царя в голове…» — все равно, что без ума в голове.
* «Как за каменной стеной»
Вывод:
Подготовленные учащиеся раскрывают исторический смысл своего изображенного на рисунке фразеологизма (обобщают ответы ребят).
Задание № 4
Посмотрите на рисунки (распечатка из дидактического материала) и вспомните известные вам фразеологизмы. Напишите их.
Медведь на ухо наступил (нет слуха); спустя рукава (плохо с ленцой); как с гуся вода ( не слушает, все нипочем); купить кота в мешке (незнамо что); кот наплакал (нет ничего); как рыба в воде;
корова языком слизала (исчезло); тянуть кота за хвост (время растрачивать даром, впустую); как собаке пятая нога и др.
Задание № 3.(дополнительно)
Подберите к словам в левом столбике фразеологизмы из правого столбика. Напишите их.
1.исчезнуть 1.сломя голову
2.обдумать 2.водой не разольешь
3. постепенно 3. спустя рукава
4. неторопливо, вяло 4.чудеса в решете
5. проучить, наказать 5. как сквозь землю провалиться
6. сплетничать 6.пораскинуть умом
7. необыкновенно 7. как сонная муха
8. небрежно 8. чесать языком
9. стремительно 9.шаг за шагом
10. неразлучны 10. показать, где раки зимуют
Работа над фразеологизмами, используя презентацию (интернет)
Д/З: объяснить значения фразеологизмов:
— тянуть канитель;
— наломать дров;
-нашла коса на камень;
— зарывать талант в землю;
— от ворот поворот.