Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 28 г. Йошкар-Олы»
Республики Марий Эл
Конспект урока по русскому языку
в 1 классе
УМК «Школа 2100»
«Правописание гласных после шипящих»
подготовила
учитель начальных классов
Горинова Любовь Ивановна
г. Йошкар-Ола
2013
Цели урока:
-
Обобщить знания детей по теме;
-
формировать навыки правописания и самоконтроля;
-
совершенствовать навыки письма;
-
прививать любовь к родному языку;
-
расширять словарный запас учащихся, развивать речь, мышление.
Оборудование: картинка веселого поезда, таблицы, рисунки с изображением животных, красочные билеты с правилом.
Ход урока.
-
Организация урока. Сообщение темы урока.
— Сегодня мы отправляемся на веселом поезде до станции Чащино, где мы будем повторять правописание гласных после шипящих. Вот мы на вокзале. Нам нужны билеты, но вагоновожатый говорит, что билеты получат только те, кто красиво пишет буквы И, Л.
2.Чистописание:
и и л л ил ил
Сшила Саша Саше шапку.
— Все справились с заданием, значит все получат билеты.
(Учитель раздает билеты, где написано правило:
3.Словарная работа.
— Посмотрите, кто с нами едет в Чащино, давайте назовем и запишем.
(Учитель показывает изображение животных, прикрепляет иллюстрации к поезду)
Собака, заяц, корова, петух, баран.
— А теперь давайте запишем новые словарные слова, которые связаны с нашим путешествием.
Билет, вагон, дорога.
-Поставьте в словах ударение, подчеркните безударную гласную.
-Найдите слово, состоящее из 3-х слогов. (Дорога)
4.Работа над темой урока.
Открывается доска – дети видят картинку: лесная поляна, пруд, камыши.
— Ребята, мы приехали на станцию Чащино. Здесь живут звери, птицы, рыбы, цветут цветы, в названиях которых мы встретим знакомое правило — правописание гласных после шипящих.
— Какое же это правило?
(Дети называют: Жи – ши –пиши с буквой И.
Ча – ща –пиши с буквой А.
Чу – щу – пиши с буквой У.)
-А сейчас послушайте это правило в стихах.
а) Лыжи, мыши и ужи
Шины, ёжики, чижи
Жи да ши, жи да ши.
С буквой И всегда пиши!
б) Ча и ща, ча и ща
Роща, чаща и свеча.
Пища, туча саранча-
С буквой А и ча, и ща.
в) Сочетания чу и щу
Пишем только с буквой у!
Чушку, щуку ухвачу,
И лечу, кричу, свищу!
-Посмотрите на картинку и назовите, кого мы видим здесь.
(Ежи, мыши, камыши, чайка, щука).
— А сейчас давайте поиграем в игру «Кто — где?» Соедините линиями, кто где живет. Не ошибитесь!
Ежи в реке.
Мыши в небе.
Ужи в поле.
Чайка в болоте.
Щука в лесу.
— Молодцы. Давайте составим правильные предложения и запишем в тетради.
Дети составляют предложения и записывают в тетрадь по одному предложению.
1 ряд- с буквосочетаниями жи ши: Ежи живут в лесу.
2 ряд- с буквосочетаниями ча ща: Чайка живет в небе.
3 ряд- с буквосочетаниями чу щу: Щука живет в реке.
5. Физкультминутка
В окошко мы увидели
И речку и цветы.
Узнали много нового
И я, и мы, и ты.
А в Чащино нам встретились
И мыши, и ежи,
И ландыши, и белочки,
Чижи, ежи, ужи.
6. Работа над ранее изученным материалом
— Продолжим работу. Я хочу загадать загадку про удивительный цветок.
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
Мне кажется, его задень-
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышал луг,
И птицы и цветы вокруг.
— Правильно, это ландыш.
(Учитель демонстрирует картинку ландыша).
— А сейчас для вас новое задание. Составьте предложение по схеме про ландыш:
I—— —————- —————- ————— ————— .
Учитель выслушивает все ответы детей, проверяя соответствие к схеме. Лучшее предложение предлагает записать. Если удачных предложений нет, предлагает записать предложение
В чаще цветут душистые ландыши.
— Какие знакомые орфограммы в предложении?
— Найдите главные слова. Ландыши цветут.
— Определите количество букв и звуков в слове ландыши.
(2 ученика работают самостоятельно у доски)
— Проверим, как справились ребята: ландыши – 7 букв, 7 звуков.
7. Игра «Составь слова»
— Давайте посоревнуемся: Кто составит больше слов из слогов:
ча, на, ща, кры, чай, щи
ник, ро, ка, вель, встре, жи.
(Роща, крыши, чайник, щавель, встречи)
8. Запишите отгадки:
Запись отгадки
-
Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды
-
Инструмент для прокалывания отверстий
-
60 минут
-
Жвачное животное с очень длинными ногами.
-
Дикая роза, на которой созревают ярко- красные ягоды.
— 9. Самостоятельная работа с. 36 упражнение 39
Выписать слова с пропущенными буквами и обозначить орфограмму.
10. Подведение итогов урока.
Вот и закончилось весёлое путешествие, мы повторили написание гласных после шипящих.
— Что вам запомнилось на уроке?
— Чему вы научились?
На память нам останутся билеты с правилом.
Список использованной литературы
Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык. Первые уроки. Учебник для 1-го класса. Москва: Баласс, 2004
Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост. В. Волина.Москва: Просвещение. 1991.
Использованные Интернет-ресурсы
http://slavclub.ru/zagadki/zagadkivesna/1463-zagadki-pro-landish.html