Внеклассное мероприятие для учащихся 4 класса

«Познакомьтесь, это химия!»

Провела: Учитель химии

Гавинович О. А.

17.02.12

Цель: пробудить интерес учащихся к предмету до его изучения.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с наукой химией.

2. Вызвать положительные эмоции.

3. Подвести к самостоятельным выводам.

4. Обогатить кругозор учащихся новыми знаниями.

Оборудование и реактивы: пищевая сода, уксусная кислота, перманганат калия, серная кислота (конц.), спирт, соляная кислота (конц.), нашатырный спирт, йодид калия, ацетат свинца, вода, щёлочь, фенолфталеин, коллекция минералов, кристаллы медного купороса, стаканы, спички, пробирки, стеклянная палочка, индикаторная бумага , металлическая сетка.

Данное мероприятие можно проводить ученикам 9-11 классов (под руководством учителя).

Объяснения учителя

Действия по ходу объяснения

-Ребята! В 8 классе вы начнёте изучать новый для вас предмет-химию. Наверняка вы и раньше слышали: «химический», «химия», «химик». Очень часто мы, говоря «химическое вещество», подразумеваем что-то нехорошее, полученное искусственно, вредное для здоровья человека

Оказывается, это не совсем так. Всё, что нас окружает, состоит из химических веществ. Мы сами образованы этими веществами, мы ими дышим, их пьём, их едим.

-Как вы думаете, химические вещества могут превращаться друг в друга?

Конечно, да! Что мы вдыхаем? А выдыхаем? Значит, в нашем организме кислород превращается в углекислый газ! Это не какое-нибудь, а химическое превращение!

Оно вредно или полезно?

Так стоит ли бояться химических веществ или явлений? Нет! Давайте немного «похимичим».

Беседа

  1. Возьмём пищевую соду и добавим к ней уксусную кислоту. Что мы наблюдаем?

Кто из вас помогает маме печь блины или оладьи? Из-за углекислого газа тесто становится пышным, мягким и не приносит вреда человеку.

Дать понюхать детям, соблюдая технику безопасности). Провести опыт взаимодействия уксусной кислоты с содой.

  1. А теперь давайте представим себе, что мы в первобытном обществе. Люди боялись тогда огня, спичек не было. Только в 19 веке учёные научились добывать огонь без спичек. Сейчас вы увидите как это было.

В чашку с марганцовкой и конц. серной кислотой выжимают из ваты спирт. Костёр быстро вспыхивает и гаснет.

  1. А можно ли получить дым без огня? Оказывается, да.

В вытяжном шкафу в стакан с конц. соляной кислотой вносят стеклянную палочку, смоченную в нашатырном спирте. Образуется дым.

  1. В средние века люди изучали различные вещества. Это были алхимики. Они пытались получить золото из разных металлов. А я вам покажу, как можно из воды получить золото.

Смогли ли алхимики получить золото?

Их за колдовство сжигали на кострах, но науку запретить нельзя, поэтому учёные отбросили приставку ал- и получилось название- химия.

Смешать в стакане йодид калия и ацетат свинца. Выпадает осадок жёлтого цвета.

  1. В каждой школе, на заводах, в больнице есть химические лаборатории, где работают химики. Чтобы определить какое вещество перед нами используют индикаторы. Например, фенолфталеин, которым можно найти щёлочь.

В 2 стакана налить воду и щёлочь, добавить в каждый индикатор. Посмотреть малиновый цвет раствора. Можно пригласить для опыта желающего ученика.

А теперь, посмотрите какие кристаллы можно вырастить на кружке по химии в 8 классе.

Демонстрация кристаллов медного купороса.

А эти камни созданы природой, из них люди получают разные материалы для строительства, медицины, промышленности . Может и вам удастся когда-нибудь найти минерал и узнать о нём.

Демонстрация образцов пород и минералов.

  1. И в заключение нашей встречи самый красивый опыт «Вулкан»

На металлическую или асбестовую сетку насыпать столовую ложку горкой аммоний двухромовокислый, налить несколько капель спирта и поджечь.

Вот и закончился наш урок. Понравился ли он вам? Подрастайте и приходите к нам изучать эту интересную науку.

Литература:

  1. Химия. Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий/авт.-сост. Л. Г. Волынова и др.- Волгоград: Учитель, 2007.-142 с.

  2. Я иду на урок химии: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 1999.- 272 с.: ил.

Творческий отчёт учителей естественно-математического цикла

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here