Игру провожу 1-2 раза в месяц. Меняются классы, состав команд. Самое главное-задействованы все дети, а с ролью капитана может справиться и любой троечник.
«Вопрос на засыпку» — веселый праздник
для маленьких эрудитов!
Цель: совершенствование навыков конструктивного взаимодействия в группе.
Задачи:
повышение познавательной активности: поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей;
развитие способов взаимодействия: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении при выборе ответа;
расширение кругозора учащихся.
Оборудование: кружки – баллы, маркеры, задание для «Вопроса на засыпку» листы ватмана с рисунком барашка, игрушки и кубики, гусеница (игрушка или изображение), дипломы, призы, аудиозапись заставки игры, звука гонга, магический мешочек.
Правила игры: Две команды (состоящие из пяти детей и одного взрослого эксперта-наставника) отвечают на веселые заковыристые вопросы. Темы вопросов — самые разные: природа, человек, искусство, география, физкультура и многое другое.
В процессе игры дети не только расширяют свой кругозор, но и проявляют творческие способности. Прежде всего, участники получают возможность лучше узнать себя, друзей и соперников, получают шанс доказать, что они самые умные и сообразительные. Участники погружаются в условия конкурентной борьбы, понимают, как стать победителями, и, самое главное, учатся «работать» в команде. Команда-победительница получает ценный приз и диплом викторины.
Игра состоит из нескольких туров, каждый сопровождается слайдом. В каждом туре несколько тем. На обдумывание вопросов даётся 20 секунд. После гонга (звукового сигнала) командиру команды необходимо поднять руку. Кто это сделает быстрее, тот и отвечает. Если команда дала неправильный ответ, правом ответа может воспользоваться вторая команда. За каждый правильный ответ команда получает кружок, который приравнивается 10 секундам. Чем больше команда заработает кружков, тем больше будет времени на финальный «вопрос на засыпку».
Ход викторины:
Ведущий: Здравствуйте! Это викторина «Вопрос на засыпку». Меня зовут Светлана Васильевна, и я приветствую всех, кто находится в этом зале. Ближайшие 45 минут вы станете свидетелями увлекательной интеллектуальной борьбы между двумя сильнейшими командами. Победителям достанется все: слава и призы, проигравшим — горечь поражений. И это не шутка, потому что сейчас состоится самая веселая и познавательная викторина. Начинаем. Познакомимся с командами. Справа от меня команда 2 «Б» класса «Оба — На».
Бладыко Артур, Укаев Артур и Морозов Сергей любят играть в компьютерные игры. Слава увлекается игрой в СЕГО, а Кнутарев Владислав обожает бегать (чаще всего по школьным коридорам).
Ведущий: Мы готовы услышать ваш девиз.
Команда называет свой девиз.
Ведущий: Отличный девиз. Теперь познакомимся со второй командой: командой «Веснушки» из 1«Б» класса.
Настя, Оксана и Виталий Морозовы любят рисовать.
Шмакова Оксана предпочитает игру в баскетбол, а Бондаренко Артур увлекается футболом.
Ведущий: Итак, ваш девиз.
Дети: Команда «Веснушки».
Команда называет свой девиз.
Ведущий: Молодцы!
Ведущий: Я вижу, что обе команды готовы сражаться. Ребята уверены в своих силах и рассчитывают на победу в нашей викторине. Самое время узнать правила игры.
Правила наши очень просты:
Услышав вопрос, его обсуди.
20 секунд на раздумье у вас,
Чтоб верно ответив, порадовать нас.
Наградою будут кружочки для вас.
Чем больше кружочков будет у вас,
Тем времени больше и выше ваш шанс.
Вопрос на засыпку вам предложу.
Как только закончится времени срок,
Мы вместе узнаем, кто лучший знаток.
Ведущий: Борьба между командами начинается. Я объявляю первое испытание.
РАУНД: «ЖИВОЙ МИР»
Ведущий: Вот этот первый кружок получит та команда, которая верно ответит на вопрос. Хочу сказать, что кружок приравнивается к 10 секундам. Чем больше кружков вы заработаете за игру, тем больше времени у вас будет для решения последнего, самого трудного вопроса – «Вопроса на засыпку». Будьте внимательны:
1. Какая из перечисленных мною птиц самая большая в мире?
Пингвин, страус, павлин?
Ведущий: Время.
(команды обсуждают и после звукового сигнала отвечают)
Ведущий: Команда «…» была быстрее.
Ведущий: Действительно, это страус. И команда «…» получает первый кружок в нашей сегодняшней игре. Следующий вопрос.
2.Сколько времени маленькие львята остаются с матерью в логове?
8 дней, 8 недель, 8 месяцев.
Ведущий: Идем дальше.
3. За что получила свое название рыба-рыцарь?
За чешую, за хвост, за шлем.
Ведущий:
Тело рыбы-рыцаря покрыто сплошным панцирем, состоящим из очень прочных крупных чешуек, каждая из которых имеет гребень с шипом.
Ведущий: А мы переходим к следующему раунду
РАУНД «УВЛЕЧЕНИЯ»
Ведущий: Поговорим о ваших увлечениях. Ребята, назовите ваши любимые увлечения.
(ответы детей).
Ведущий: Слушайте внимательно мой вопрос:
-
Сколько участников в игре нарды.
6, 4, 2?
Ведущий: Время.
Дети отвечают.
Ведущий: На самом деле в нарды играет обычно 2 человека. А теперь ответьте:
-
Как называется нацеленная передача мяча от футболиста одной команды к другому игроку той же команды:
Перехват, пас, фас?
Ведущий: Время.
Дети отвечают.
-
Что означает выражение «Как Мамай прошёл»:
Полный порядок, полнейший беспорядок, поход в магазин?
Ведущий: Конечно же, полнейший беспорядок.
— Это был последний вопрос раунда «Увлечения». А значит, самое время начать переменку.
«ПЕРЕМЕНКА»
Ведущий: Давайте передохнем и повеселимся. Приглашаю всех на «ПЕРЕМЕНКУ». Давайте отвлечемся от сложных интеллектуальных вопросов. Я прошу участников викторины выйти на игровое поле. Вставайте справа и слева от меня.
Молодцы. Перед вами на доске два листа с изображением барашка, а на столиках лежит клей и вата. При помощи небольших комочков ваты создайте барашку густую шерстку за одну минуту. Команда, у которой по истечению времени окажется самый кудрявый барашек, победит в этом конкурсе и получит кружок. Задание понятно? Время пошло.
Ведущий: Работа кипит и у команды «Веснушки» и у команды «Оба — На».
Посмотрим, кто же победит в «Переменке»?
Ведущий: Еще есть время и всё может измениться.
Ведущий: Время на выполнение задания закончилось. Прошу команды встать справа и слева от меня. Начнем проверку. По оценкам жюри аккуратнее выполнили задание ребята из 1Б. А это значит, что в «Переменке» победила команда «Веснушки».
Ведущий: Пока счет … . Но я хочу сказать, что до финального раунда еще далеко, а шанс победить есть у обеих команд. А я объявляю следующее испытание. Впереди раунд «Культпоход».
РАУНД «КУЛЬТПОХОД»
Ведущий: Ребята, какие русские народные сказки вы знаете?
Ведущий: Переходим к вопросам. Этот кружок я вручу тому, кто скажет:
-
Сколько перьев Жар-птицы осталось в руках у Ивана-царевича в русской народной сказке «Об Иване-Царевиче, Жар-птице и сером волке»?
3, 2, 1?
Ведущий: Время.
-
Как звали подружку Чиполлино в сказочной повести Джани Родари «Приключение Чиполлино»?
Клубничка, Медуничка, Редиска.
Ведущий: Ну, конечно же, это Редиска.
-
Закончите известную пословицу «В тесноте, да не в…»:
В автобусе, в троллейбусе, в обиде.
Ведущий: Совершенно верно.
Ведущий: Переходим к следующему раунду большая карта.
V РАУНД «ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ»
Ведущий: Ребята, назовите столицу нашей страны.
-
А теперь назовите столицу Франции:
Нью-Йорк, Париж, Санкт-Петербург.
-
Ишим — это?
Река, озеро, гора.
Ведущий: Совершенно верно. Счет…
-
Какой из перечисленных городов находится в Казахстане?
Рига, Тараз, Курган.
Ведущий: Ребята, что-то вы засиделись. Давайте немного разомнемся. Объявляю раунд физкульт-привет!
V РАУНД «ФИЗКУЛЬТ – ПРИВЕТ!»
Ведущий: Прошу всех участников викторины выйти на игровое поле. Ребята, вставайте в 2 колонны во главе с капитаном. Каждому игроку команды я даю по кубику. Напротив команд, на столе стоит 5 игрушек. После сигнала гонга, впереди стоящий должен добежать до стола, поставить кубик, взамен взять игрушку и вернутся к своей команде встав в конец колонны. Следующий игрок повторяет действия первого. При этом из кубиков должна получиться пирамида из двух колон и вершины. Эстафета продолжается до тех пор, пока капитан снова не окажется впереди своей команды. Победит команда, которая раньше закончит эстафету. Победитель получит кружочки. Задание понятно? Начали.
Ведущий: Пока со счетом …лидирует команда… Но, у отстающих еще есть время наверстать упущенное. Я объявляю следующее испытание.
Начнем с самого волшебного раунда нашей викторины.
VI РАУНД «МАГИЧЕСКИЙ МЕШОЧЕК».
Ведущий: Это самый таинственный раунд нашей игры. Внимание: в магическом мешочке спрятано изображение личинки насекомого, которое превращается в бабочку. Что лежит в магическом мешочке? (Обсуждение).
Ведущий: Команда «…» была быстрее. А что думает команда «…»? Давайте посмотрим, правильно ли вы догадались. (Показывает то, что лежит в мешочке). Действительно в магическом мешочке лежит гусеница.
А впереди раунд спецзадание.
VI РАУНД «СПЕЦЗАДАНИЕ»
Ведущий: Уважаемые наставники, у вас есть шанс улучшить результат своих команд и заработать для них еще один мешочек с волшебным песком. Нужно всего лишь правильно ответить на вопрос. Давайте познакомимся:
Сегодня за команду «Веснушки» играет мама Виталия и Оксаны – Морозова Ирина Валерьевна, а команде «Оба-на» помогает Укаева Анастасия Николаевна, мама Укаева Артура.
— Дорогие взрослые, сейчас я задам вам вопрос. Поднимите руку после сигнала гонга, если знаете правильный ответ. Тот из вас, кто сделает это быстрее, получит право первого ответа.
1. Как звали корову из знаменитого мультфильма «Каникулы в Простоквашино»?
Буренка, Мурка, Мурёнка
Ведущий: Совершенно верно. И вы приносите своей команде еще один балл.
(Музыкальная заставка).
Ведущий: Пришло время финального раунда. Объявляю долгожданный вопрос, «Вопрос на засыпку».
ФИНАЛЬНЫЙ РАУНД «ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ»
Команды трепещите. Настает кульминационный момент нашей игры. Сейчас мы подсчитаем, сколько секунд заработала каждая команда. (Подсчет, объявление результата). Этого времени вполне хватит для решения задания.
Ведущий: Перед каждой командой лист ватмана. Под белым листом спрятан «Вопрос на засыпку». Я попрошу капитанов взять у меня маркеры и задания. Остальные игроки смогут помогать своим капитанам, но только после моей команды.
Внимание, победа в этом раунде принесет победу во всей игре «Вопрос на засыпку». Вы можете выполнять задание ровно столько времени, сколько его заработали в течение всей игры.
Капитаны откройте задания.
Задание. Выпишите подряд сначала все буквы на жёлтых флажках, затем на зеленых, далее на красных и, наконец, на синих. И вы узнаете, какая пословица должна была быть вывешена.
Задание понятно?
(Команды выполняют задания)
Ведущий: Внимание. Проверяем правильность выполнения задания. «Семеро одного не ждут!!!»
Победила(ли) команда(ды). Возьмите свои призы, памятные дипломы.
— Победители ликуют.
Путешествуйте вместе с нами по ПЛАНЕТЕ ЗНАНИЙ.
Звучит музыка. Дети танцуют.