МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И. Светличной»

Беседа по профилактике табакокурения

«Эта вредная привычка — КУРЕНИЕ»

для обучающихся 3-4 класса

Подготовила

социальный педагог

Чехонадских

Лариса Николаевна

КРАСНОЕ

Цель занятия: 1.Рассказать обучающимся о вредном влиянии на организм и безопасных и интересных способах проведения досуга.

Оборудование: плакат «Органы дыхания человека», рисунки с изображением курящих людей, листочки, карандаши.

Ход занятия:

1.Оргмомент. Доброе утро! Сегодня опять

Будем с зарядки его начинать.

Встанем дружно, улыбнемся

И зарядкою займемся.

2.Зарядка. Дружно все шагаем.

Прыгать начинаем.

Вновь шагаем и шагаем.

Наклоняться начинаем.

Вправо, влево, вправо, влево

Наклоняемся умело.

Ручками похлопали,

Ножками потопали.

А теперь присядем дружно

И будем делать все, что нужно.

— А нужно прочитать текст, который лежит у каждого на столе.

3.Чтение текста «Никотин и табак».

Никотин – химический компонент табачных листов. Это психоактивное вещество, влияющее на работу мозга и организма в целом и вызывающее привыкание. Никотин – Яд, его никогда не принимают в чистом виде. В основном люди вдыхают никотин при курении.

Табачный дым, кроме никотина, содержит еще сотни химических веществ, включая смолы и окись углерода. 43 вещества, содержащиеся в табачном дыме, могут привести к образованию рака. Фильтры уменьшают количество вдыхаемых веществ, но не устраняют их. Никотин в форме сигарет – второе после алкоголя по распространенности психоактивное вещество.

4.Беседа.

-О чем говорится в тексте?

-Что вы узнали о никотине и табаке?

-Было ли у вас когда-нибудь во рту что-нибудь ужасно невкусное?

-Что это было?

-Будете ли вы пробовать это еще раз?

(Табак – это вещество, неприятное на вкус. Люди употребляют его потому, что он содержит никотин – вещество, вызывающее привыкание.)

5.Сообщение цели занятия.

-Сегодня вы узнаете о том, почему вредно курить. Как страдают злостные курильщики от воздействия на организм никотина.

-Вы узнаете о более интересных способах провождения времени.

6.Слушание рассказа « Действие табачного дыма на организм человека».

Постоянное курение сопровождается бронхитом, вызывает хроническое раздражение голосовых связок, сказывается на тембре голоса.

В результате поступления дыма в легкие кровь в альвеолярных капиллярах вместо того, чтобы обогатиться кислородом, насыщается угарным газом, что приводит к кислородному голоданию. Синильная кислота хронически отравляет нервную систему. Аммиак раздражает слизистые оболочки, снижается сопротивляемость легких различным инфекционным заболеваниям, в том числе туберкулезу. Самое пагубное действие на организм человека при курении оказывает никотин. Это сильный яд, смертельная доза никотина для человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела. Согласно данным ВОЗ, ежегодно во всем мире от болезней, связанных с курением, умирает 2,5 млн. человек.

— Дурная привычка курения у детей вызывает задержку роста, приводит к снижению физической и умственной работоспособности.

Болезни курильщиков.

а) рак губы, рта, горла, пищевода, гортани, легких;

б) сердечно – сосудистые заболевания;

в) респираторные заболевания;

г) заболевания пищеварительной системы.

Пассивное курение и его последствия.

Курение наносит огромный вред не только организму курильщика, но и организму окружающих его людей. В окружающую среду уходит 50% табачного дыма, который вдыхают люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком, это явление называется пассивным курением. При пассивном курении некурящий человек нередко страдает больше, чем курящий. Ученик, который вынужден постоянно находиться в комнате, где курят взрослые, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, что в дальнейшем приводит к снижению успеваемости.

7.Продолжение работы по теме занятия.

1) Беседа.

-Знаете ли вы, какие вещества содержатся в табачном дыме? Определим основные компоненты табачного дыма по словарю.

Словарь.

Никотин- это яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание.

Смолы— это названия нескольких веществ, которые образуются при горении табака.

Угарный газ-это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.

Привыкание— это состояние, при котором кажется, что бросить курить невозможно.

— Сегодняшнее занятие посвящено информации о никотине.

Никотин: 1)является ядом;

2)влияет на работу мозга;

3)приводит к привыканию;

4)затрудняет доставку кислорода к мышцам и сердцу;

5)учащает сердцебиение.

— Поэтому курящие люди не могут бегать, быстро начинают задыхаться, их сердцу

тяжело, оно страдает и болеет.

Органы дыхания.

-На какие органы влияет табачный дым?

-Что с ними происходит?

(- Дым сигарет делает зубы и пальцы курильщиков желтыми;

-Изо рта курильщика плохо пахнет;

-Курящий плохо различает вкус еды;

-Дым сигарет загрязняет легкие и вызывает кашель;

-Никотин затрудняет работу сердца, ускоряет пульс;

-Курящий человек становится раздражительным, напряженным.)

8.Физкультминутка. Мы курить, друзья не будем.

Мы зарядку не забудем.

Все выходим на зарядку

Выполняем по порядку:

1-2-3-4-

Все поставим ноги шире.

5-6-7-8-

Об одном здоровье просим:

Нас нигде не подводи,

На зарядку выводи.

Будем бегать, прыгать мчаться.

Будем в играх развлекаться.

А сейчас играть пора.

За работу, детвора.

9.Игра «Кто больше?».

— Кто больше запишет на листочках, чем можно заниматься в свободное время, когда тебе скучно и т. д.

(Через 2-3 мин. Проверяем, отмечаем наилучшие варианты.)

Какие еще последствия, кроме вреда здоровью, имеет курение?

(- Одежда и волосы курильщиков плохо пахнут;

-Курение – частая причина пожаров;

-Курение – это причина ссор подростков с их родителями;

-На сигареты тратится много денег;

-В помещении появляется стойкий, неприятный запах;)

Почему же многие люди курят?

(–Потому что трудно бросить курить;

-Никотин вызывает привыкание.)

Разумно не начинать курить вообще. Для того, чтобы участвовать во многих интересных делах и событиях, нужно хорошо себя чувствовать, быть здоровым и сильным. Курение несовместимо со спортом, поэтому большинство спортсменов не курят.

— Давайте подсчитаем, сколько стоит выкуривание по одной пачке сигарет в день в течение года.

Например, 365 дней по 40 рублей в день = 14600 рублей.

Подумайте, что можно купить на эти деньги?

10.Итог занятия.

— Что нового узнали на занятии?

-Какие факты были интересны?

-Какой вывод для себя вы сделаете после данного занятия?

Вывод: Вести здоровый образ жизни. Заниматься спортом. Спорт и курение несовместимы!

Литература:

  1. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. – СПб, 2001. – 200с.
    2. Горанская С.В. Табакокурение. Введение в наркологию. – Петрозаводск, 1999. – 182с.
    3. Давиденко Д., Петленко В. и др. Основы здорового образа// ОБЖ. – 2003. — № 3
    4. Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие/ Под ред. М.И.Рожкова. – М., 2001. – 322с.
    5. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. – М., 2000
    6. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. – Новосибирск, 1990. – 315с.
    7. Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. – СПб, 2001. – 250с.
    8. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. В 7 т. Т.4. – М., 1957
    9. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001. – 204с.
    10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2000. – 230с.

Приложение

РАК ГОРЛА ВВЕРХУ ЛЁГКИЕ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here