Урок русского языка в 3-м классе на тему

«Имя прилагательное как часть речи».

использованием технологии развития критического мышления информационно-коммуникационной технологии

Данный урок развивает креативность мышления, умение прогнозировать и анализировать, обогащает словарный запас учащихся, воспитывает бережное отношение к природе. На уроке используются методы: фонетического, морфемного, морфологического разборов. В организацию работы на уроке включаются задания, подводящие ученика к воспроизведению материала, способствующего осмыслению материала учеником и способствующего закреплению материала учеником. На уроке реализуется принцип развивающего обучения.

Цели урока:

Обобщить знания об имени прилагательном как части речи.

Развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число.

Развивать речь учащихся, память, логические операции, орфографическую зоркость.

Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе, интерес к поэзии. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность):

Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, таблицы-опоры,

картины с изображением природы, музыка П.И. Чайковского «Времена года».

Ход урока

I. Организация класса. Слайд №2

1.Учитель:

Прозвенел звонок. Внимание!

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

II. Актуализация знаний.

-Послушайте стихотворение.

Ученик: слайд №3

Существительное – школа,

Просыпается – глагол,

С прилагательным – веселый

Новый школьный день пришел.

Учитель:

— Какие части речи упоминались в стихотворении?

— Дайте определение частей речи.

— Имя существительное, что это за часть речи?

— Что называется глаголом?

2. Объявление темы урока. Слайд №4

«Имя прилагательное»

Учитель: О какой части речи мы упомянули в четверостишье? Что мы будем изучать на уроке? Что мы можем узнать о имени прилагательном? Слайд № 5

Ответы ребят:

-Что называется именем прилагательным?

— Как изменяется имя прилагательное?

— С какой частью речи согласуется ?

— Каким членом предложения бывает в предложении?

Ученик:

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Называешь ты.

Учитель: В конце урока вы должны ответить на вопрос: «Какую роль в речи выполняет имя прилагательное?»

3. Запись числа учащимися в тетради с комментированием.

Вспомним правила посадки.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

II. Минутка чистописания.

Прописывание букв Зз зл

— дать характеристику букве З

III.Этап подготовки к активному усвоению знаний. Слайд №6

1.Послушайте загадку, а отгадку запишите в тетрадь.

Крыши в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла…

(зима)

— Как ласково называют зиму?

Зимушка.

-Какая это часть речи? ( имя существительное)

Физминутка

Музыкальная «море»

2. Образовать от слова зима имя прилагательное, глагол.

Зимний, зимовать.

Выделить корень.

-Как называются эти слова?

Родственные, однокоренные.

3.Разобрать по составу записанные слова.

4. Сделать звуко — буквенный анализ слова зимушка.

5. Распознавание частей речи.

Графический диктант. Слайд № 7

Город, красивый, думать, желтый, солнце, веселый, узкий, началось, настроение, урок.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

с п г п с п п г с с

-взаимопроверка

III. Работа над предложением. Слайд №8

Составить предложение с одним из этих слов: зима, зимний, зимовать.

Пришла морозная снежная зима.

— Запись предложения с комментированием.

— Разобрать предложение по членам предложения.

— выписать словосочетания.

Зима (какая?) морозная.

Зима (какая?) снежная.

-Назвать второстепенные члены предложения.

— Что вы можете сказать о них?

Второстепенные члены предложения — однородные определения, выраженные прилагательными.

Физминутка для глаз слайд №9

IV.Повторение пройденного.

Учитель: как определить род имени прилагательного? Слайд № 10

-По вопросу, по существительному, с которым связано имя прилагательное.

-Изменить имя прилагательное снежная так, чтобы оно было в м. р., ср. р. ед. ч., во мн. ч., подбирая к получившимся словам имена существительные.

День (какой?) снежный.

Утро (какое?) снежное.

Хлопья (какие?) снежные.

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного? Слайд № 11

Определить род, поставить вопрос.

V. Роль прилагательных в речи. Слайд №12

-Попробуйте наиболее точно описать зимний и весенний снег.

Весенний Снег Зимний

Последний Искристый Мокрый Грязный Пушистый Мягкий Рыхлый Белый Свежий Серый Серебристый

— для чего нужны имена прилагательные в речи? (для точности описания)

— а еще для чего нужны имена прилагательные мы узнаем, выполнив следующие задания.

На доске два текста: слайд № 13

Прекрасен лес зимой. Д…ревья покрыты хлоп…ями снега. Все ветки в инее. Со…нце осв…щает в…рхушки д…р…вьев.

Прекрасен снежный лес зимой. Снежные д…рев…я покрыты пуш…стыми хлоп…ями снега. Все ветки в серебристом инее. Зимнее со….нце осв…щает в…рхушки д…рев…ев.

-В каком отрывке более ярко описан лес?

-как это достигается?

Для чего в речи используются имена прилагательные?

(Именно они делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна)

Задание: списать второй текст. Вставить пропущенные орфограммы. Подчеркнуть в тексте имена прилагательные, определить род, выделить окончание у имен прилагательных.

VI. Словарная работа. Слайды № 14, 15, 16, 17.

По картине записать название животного, подобрать к нему подходящее имя прилагательное, записать словосочетания , выделить у прилагательных окончание и определить род и число.

Рыжая лисица (ж.р., ед.ч.)

Бурый медведь (м.р., ед.ч.)

Косой заяц (м.р.,ед.ч.)

Дикие животные (мн.ч.)

Слайд №18

Вывод: Во множественном числе имена прилагательные по родам не изменяются.

Итог урока. Рефлексия.

Над какой частью речи мы работали на уроке?

Для чего служат в речи имена прилагательные?

Какие задания вызвали у вас наибольший интерес?

Ваши ожидания от урока подтвердились?

-Удалось ли нам решить поставленные задачи?

-Что не удалось? Что вызвало затруднение?

-Что важного каждый из вас возьмет с этого урока?

Домашнее задание: написать мини-сочинение «Зимний лес».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here