Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 194»
Конспект урока ОБЖ для 1 класса
«Берегись автомобиля»
подготовила воспитатель Лопатина
Наталия Валентиновна
Доминирующая образовательная область: «Безопасность»
Интегрированные образовательные области: «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка», «Познание».
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально – художественная.
Задачи:
Образовательная:
— уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города;
— закреплять знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о значении сигналов (красный, желтый, зеленый); о том, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора.
Развивающая:
— развивать слуховое и зрительное внимание, умение ориентироваться при переходе улицы.
Воспитательная:
— воспитывать культуру пешехода.
Активизация словаря: тротуар, пешеходный переход, светофор, «зебра», дорожные знаки.
Предшествующая работа: экскурсия на улицу пр. Строителей, рассматривание картин с изображением различных ситуаций на дорогах, знакомство со светофором и значении сигналов (красный, желтый, зеленый), знакомство с дорожными знаками; просмотр спектакля «Артемка на улице», играли в сюжетно – ролевые и настольно – печатные игры по ПДД, чтение художественной литературы: С.Волков «Про правила дорожного движения», «Светофор на три окошка», С. Михалков «Бездельник Светофор», Р. Бабина «О чем говорит дорожный алфавит?»
Оборудование: дорожные знаки, рули, коврики «зебра», макет светофора, самокат, карточки с изображением дорожных знаков, костюмы для героев сказки, фонограмма записи — «шум улицы».
Организация и методика проведения:
Зал красочно оформлен, на центральной стене развешены дорожные знаки, в центре стоит макет светофора, на ковре разметка – тротуар, «зебра», на подставках стоят дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети идут в школу». Дети под фонограмму «шум улицы» входят в музыкальный зал, встают на разметку – тротуар. В центре катается Незнайка катается на самокате.
Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся в «Стране дорожных знаков». Посмотрите, кто к нам едет. Как зовут этого сказочного героя? (Незнайка).
— Незнайка, ты катаешься в неположенном месте. Здесь кататься опасно!
Незнайка: А мне нравиться! И ничего здесь опасного нет!
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке, почему кататься здесь опасно. (Та часть улицы, по которой едут машины, называется проезжая часть).
Воспитатель: Сейчас в детский сад вас водят взрослые: мамы, папы, бабушки, дедушки, но скоро вы пойдете в школу, и вам придется ходить по улицам, переходить дорогу самостоятельно. По улицам и дорогам движется много машин и, если не знать правил дорожного движения, можно попасть в беду.
Делаю ребятам предостережение –
Выучите срочно правила движения!
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулем водители!
— Ребята, как только вы выходите на улицу кем вы становитесь? (Пешеходами).
— Как называется та часть улицы, по которой ходят пешеходы? (Тротуар).
— Как называется та часть улицы, по которой ездят машины? (Проезжая часть).
— Как вы думаете, по какой стороне улице или тротуара нужно ходить? (Нужно придерживаться правой стороны).
Правильно ребята. Тротуар, как и дорога, как бы разделен на две полосы. Пешеходы идут в двух направлениях и, чтобы не наталкиваться друг на друга, нужно обязательно идти по правой стороне. Давайте пройдем вместе с Незнайкой. (Дети под музыку проходят по тротуару и садятся на стулья).
Воспитатель: Незнайка, скажи нам, пожалуйста, можно ли по тротуару бегать, прыгать?
Незнайка: Можно! И бегать, и прыгать, и кататься на самокате.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята? (По тротуару нужно ходить спокойно, потому что можно натолкнуться на какие – либо препятствия и оказаться на проезжей части и попасть под машину).
— Незнайка, а если ты встретишь на тротуаре своих друзей и вам захочется поговорить, поиграть, как ты поступишь в этой ситуации?
Незнайка: Мы устроим забавные игры, будем веселиться, шалить!
Воспитатель: Это правильно, ребята! (Ходить по тротуару группой и загораживая весь тротуар — нельзя. Это может мешать другим пешеходам. С друзьями нужно отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим).
Дети читают стихотворение В. Семернина «Запрещается, разрешается».
И проспекты и бульвары –
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу
Запрещается!
Быть примерным пешеходом –
Разрешается…
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди.
Через шумный перекрёсток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете
Запрещается!
При зелёном даже детям
Разрешается…
Воспитатель: Незнайка, отгадай задачу.
Полосатая лошадка через улицу ведет.
Здесь нам очень осторожно
Нужно сделать переход.
Не спеши, а первым делом
Влево, вправо погляди:
Нет машин – шагаем смело!
Есть машины – стой и жди!
— О какой лошадке идет речь?
Незнайка: Как о какой, на которой скачут!
(Это пешеходный переход). (Еще его называют «зебра», потому что на пешеходном переходе, так же как и у зебры, чередуются белые и черные полоски).
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Незнайке, как правильно переходить дорогу. (Сначала нужно посмотреть налево, потом направо, и если нет машин, то можно смело переходить).
— Это правило обязательно нужно запомнить, потому что часто приходиться переходить дорогу там, где нет светофора, и следует быть очень внимательными при переходе.
Незнайка: Я тоже знаю загадку.
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти.
Воспитатель: Ребята, для чего нужен светофор? (Светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное движение). (Своими сигналами он разрешает или запрещает движение в одном направлении).
У любого перекрестка нас встречает светофор
И заводит очень просто с пешеходом разговор:
Свет зеленый – проходи, желтый – лучше подожди
Если свет зажегся красный – значит двигаться опасно.
Стой. Пускай пройдет трамвай, наберись терпения
Изучай и уважай правила движения.
Исполняется песня «Светофор».
Незнайка достает картинки с дорожными знаками.
Воспитатель: Незнайка, а что это у тебя в руках?
Незнайка: не знаю, какие – то разноцветные картинки.
Воспитатель: Ребята, что это? (Дорожные знаки)
Дидактическая игра на закрепление дорожных знаков.
Воспитатель: Садись, Незнайка, наши ребята покажут тебе сказку, которая называется:
«Колобок в городе»
Ведущий: Жили – были дед и бабка. Вот как – то испекла бабка колобок. Положила его остудить на подоконник. Лежал – лежал Колобок, скучно ему стало, и решил он прогуляться.
Колобок: Я колобочек, колобок
Я румяненький бочок,
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
В город я большой пришел.
(Светофор, едут машины, Колобок попадает на красный свет на дорогу, машины резко тормозят). Подходит к Колобку инспектор ГИДД Заяц. (Заяц отводит Колобка в сторону)
Колобок: Попав в большой и шумный город, я растерялся, я пропал!
Не зная знаков светофора, чуть под машину не попал!
Заяц: Красный свет – хода нет!
Желтый свет – приготовиться,
Зелёный появился, смело двигайся вперед.
Колобок: Спасибо! (Колобок катится дальше, чуть – чуть не попадает под колеса самоката Волка).
Колобок: Ты что, Волк, не видишь, что по этой дорожке нельзя ездить на самокате. Здесь знак стоит: «Велосипедное движение запрещено».
Волк: Это откуда ты, Колобок, такой грамотный стал?
Колобок: Меня Заяц – регулировщик познакомил с дорожной азбукой.
Азбуку дорожную
Знать каждому положено!
Нужно правила движения
Выполнять без возражения!
Колобок: Так что, Волк, поезжай по краю и не нарушай больше правил. До свидания!
Волк: До свидания!
(Колобок катится дальше, видит, на проезжей части два медвежонка играют в мячик, поют).
Медвежата: Мой хороший мячик, самый лучший мячик,
Он похож на зайца, потому что скачет.
Мой хороший мячик по ладошке хлопнет,
Он похож на солнце, потому что теплый.
К ним подбегает Колобок.
Колобок: Вы что, медведи, не знаете, что на проезжей части дороги играть запрещено?
Медведи: Нам машины нипочем,
Будем здесь играть с мячом. (Пнули мяч, тот машину попал и лопнул)
Медвежата: Ой! Бедный наш мячик! Что с тобой стало!
Колобок: Скажите спасибо, что с вами ничего подобного не случилось! Запомните, что на дороге играть опасно! Вон там за домом есть футбольное поле – идите туда, там безопасно!
Медвежата: Спасибо!
Колобок катится дальше. Идет Лиса, поёт песенку.
Лиса: Я Лисичка хороша
И не зря поёт душа,
По лесной тропинке шла
Себе зеркальце нашла. (Походит Колобок).
Колобок: лиса, а ты правила перехода знаешь?
Лиса: Какие такие правила?
Колобок: Тогда послушай меня. Видишь там, на дороге стоит самый нужный для пешеходов знак: в синем квадрате белый треугольник, а в нем нарисован на полосках человек?
Лиса: Вижу.
Колобок: Там, где есть такой знак, разрешен переход!
Лиса: Спасибо! Я поняла. Пойду к этому знаку и запомню его крепко — накрепко. А ты куда спешишь?
Колобок: В детский сад к ребятам, они там тоже должны знать правила дорожного движения.
Герои сказки выходят на поклон.
Незнайка: Спасибо вам ребята. Я много узнал интересного и поучительного. В Солнечном городе обязательно научу своих друзей правилам дорожного движения и расскажу им о дорожных знаках. А для вас у меня есть сюрприз (Незнайка дарит детям настольную игру).
Итог НОД.
Воспитатель:
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти.
Правила эти запомни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
Дети под музыку выходят из зала.
Список используемой литературы:
1.А.А.Вахрушев, Е. Е. Кочемасова . «Здравствуй мир», пособие для дошкольников. Москва, ООО «Баласс», 1999,2004.
2.О.В.Дыбина. «Ребенок и окружающий мир». Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. Издательство «Мозаика — Синтез». Москва 2006.
3.Л.Л.Мосалова. « Я и мир». Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург. Издательство « ДЕТСТВО- ПРЕСС» , 2009.
4.Т.А.Шорыгина. « Беседы об основах безопасности детей». Издательство « Т Ц Сфера». Москва 2006.