ОБЖ 11 класс
Тема: «Есть такая профессия – Родину защищать»
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила своему языку, как мать она защищает нас от всяких врагов (К.Д.Ушинский)
Цели урока:
1.Способствовать формированию жизненной позиции учащихся, поиска своего места в жизни.
2.Создать на уроке микроклимат, вызывающий интерес учащихся к военной профессии, способствующий осознанию их личной ответственности за защиту Отечества.
Задачи:
1.Воспитательные: проведение профессиональной ориентации учащихся, формирование представления о морально-волевых и нравственных качествах российского офицера, патриотическое воспитание.
2.Обучающие: изучение основных положений Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», знакомство с историей становления российского офицерского корпуса, с основными видами военных образовательных учреждений и правилами приема граждан в военные образовательные учреждения.
3.Развивающие: развитие умения учащихся соотносить свои желания и возможности.
Планируемые результаты:
1.Знание требований Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (раздел III, ст.11,17, 18, 19, 20).
2.Формирование внутренней готовности к выполнению воинского долга.
Предварительная подготовка к уроку.
Дать индивидуальные задания учащимся:
— подготовить сообщение об истории становления российского офицерского корпуса;
— сделать выборку основных положений Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», касающихся подготовки офицерских кадров;
— провести анкетирование среди учащихся 10-11 классов, цель которого – выяснить, как формируются чувства патриотизма и отношение к военной службе у молодежи призывного возраста.
Вопросы урока:
1.История становления российского офицерского корпуса.
2.Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».
3.Система военного образования в России.
4.Правила приема в ВВУЗ-ы.
5.Обучение в ВВУЗ-е.
АНКЕТА
Ообвести соответствующую цифру (код) карандашом — 017.
1. Что является для Вас наиболее значительным в жизни?
001 — любовь к родителям
002 — развитие и самосовершенствование себя как личности
003 — материальное благополучие
004 — отношение к любимой девушке
005 — дружба
006 — возрождение России как сильной державы
007 — любимые увлечения
2. Какое из нижеперечисленных событий является для Вас наиболее значимым?
008 — окончание школы
009 — юбилейное семейное торжество
010 — новогодний праздник
011 — экономическая и финансовая стабилизация в стране
012 — важное событие в коллективе при Вашем активном участии
013 — приобретение долгожданной, очень нужной Вам вещи
014 — Ваша свадьба (в том числе и будущая) с любимой девушкой
3. В чем, на Ваш взгляд, наиболее ярко проявляется патриотизм молодого человека?
015 — в успешной учебе в школе, другом учебном заведении
016 — в активном выполнении трудовых заданий на производстве и т. д.
017 — в выполнении воинского долга в рядах Вооруженных Сил
018 — в активном участии в патриотических мероприятиях, акциях, проводимых в школе и вне ее
019 — в воспевании красоты и могущества Родины средствами литературы, искусства и др.
020 — в активном участии в коммерции, бизнесе и т. д.
4. Какие качества, по Вашему мнению, присущи большинству членов коллектива, в котором Вы находитесь?
021 — высокая нравственность
022 — ответственность
023 — добросовестность
024 — трудолюбие
025 — взаимопомощь и взаимовыручка
026 — социальная активность
027 — уважение к старшим
028 — чувство чести и личного достоинства
5. Как Вы считаете, присущи ли большинству членов коллектива, в котором Вы находитесь, такие качества?
029 — безнравственность или низкие нравственные качества
030 — безответственность
031 — эгоизм
032 — индивидуализм
033 — леность
034 — недобросовестность
035 — пассивность и равнодушие
036 — нечестность
037 — личная неорганизованность и недисциплинированность
038 — способность совершить хулиганский поступок, оскорбить и унизить человека
6. Какие из нижеперечисленных качеств, на Ваш взгляд, уже сформировались у большинства членов коллектива, в котором Вы находитесь, и будут проявляться ими в условиях военной службы?
039 — поступать в соответствии с предъявляемыми требованиями, с высокими нравственными принципами
040 — проявлять ответственность в отношении к делу
041 — проявлять упорство в достижении цели, соизмеряя ее с интересами общества, коллектива
042 — готовность прийти на помощь, защитить слабого
043 — укреплять лучшие традиции в коллективе, семье
044 — проявлять постоянный интерес к проблемам общества, коллектива, окружающих и, по возможности, участвовать в их решении
045 — трудиться добросовестно, с полной отдачей не только в своих интересах, но и в интересах других, всего общества
7. Какие, по Вашему мнению, из нижеперечисленных качеств проявляются у большинства членов Вашего коллектива и будут отрицательно влиять на положение дел в нем?
046 — преследовать во всем, прежде всего, свои личные интересы
047 — проявлять безответственное отношение к делу
048 — добиваться привилегий, послаблений и испытывать от этого моральное удовлетворение
049 — использовать моральное и физическое подавление в отношении товарищей
050 — проявлять пренебрежительное отношение к старшим и их требованиям
051 — противопоставлять себя коллективу
052 — проявлять более положительное отношение к передовым странам мира, нежели к своему Отечеству
053 — не стремиться к изучению истории, культурного наследия своей страны
054 — проявлять безразличие к ухудшению положения в обществе, жизни многих людей
8. Какие, на Ваш взгляд, причины в наибольшей степени отрицательно влияют на формирование у Ваших сверстников нравственно-патриотических качеств?
055 — ненормальная обстановка в семье
056 — отрицательное влияние друзей, товарищей
057 — отсутствие хорошего и дружного коллектива
058 — недостатки в воспитательной работе учителей
059 — отсутствие ясной патриотической идеи в обществе и ее слабое проявление в сознании многих людей
060 — отсутствие возможности по-настоящему проявить себя в хорошем и нужном деле
061 — сложная и трудная обстановка в стране
9. Что, по Вашему мнению, составляет основу Вашего понимания патриотизма?
062 — научные труды, публикации и т. д.
063 — знания, полученные от учителей
064 — сведения, полученные от родителей и близких
065 — сведения, полученные от друзей и товарищей, особенно отслуживших в армии
066 — сведения, полученные по средствам массовой информации (радио, телевидение, периодическая печать и т. д.)
067 — чтение художественной и др. литературы, мемуаров
068 — личное участие в деятельности, направленной на укрепление основ нашего общества
10. Как Вы в среднем оцениваете уровень понимания большинством Ваших сверстников роли и значения патриотизма в современных условиях?
069 — высокий
070 — не очень высокий
071 — низкий
072 — очень низкий
11. Как Вы относитесь к службе в рядах Вооруженных Сил?
073 — воинская служба представляется интересной и привлекательной
074 — служба в армии необходима обществу, и я рассматриваю ее как выполнение гражданского долга, хотя и не испытываю личной заинтересованности в изучении военного дела
075 — служба в армии представляется трудной и неинтересной, и я не вижу в ней возможности для раскрытия своих способностей
076 — я отношусь к службе отрицательно и постараюсь найти способ избежать ее
12. Кто (или что) в наибольшей степени повлиял(о) на Ваше отношение к службе в Вооруженных Силах?
077 — средства массовой информации
078 — учителя в школе, преподаватели в других учебных заведениях
079 — события, происходящие в обществе; характерные изменения в сознании молодежи
080 — трудности, сходные с теми, которые характерны для военной службы
081 — семья
082 — друзья, знакомые, особенно отслужившие в армии
13. Как соотносятся Ваши личные интересы с общественными в вопросе об отношении к службе в армии?
083 — призыв в армию соответствует моим жизненным планам
084 — считаю службу в армии делом большой общественной значимости. Сознательно подчиняю ему свои жизненные планы, хотя я не испытываю особого интереса к военной службе
085 — считаю службу в армии важным общественным делом, но хотел бы, чтобы меня лично, в качестве исключения, освободили от нее
086 — военная служба не вписывается в систему моих жизненных планов и ценностей
14. Как Вы относитесь к ослаблению России как мировой державы, к падению ее престижа?
087 — мне очень больно осознавать это
088 — с тревогой и обеспокоенностью
089 — отношусь к этому спокойно
090 — стараюсь об этом меньше думать
091 — мне это безразлично
15. Участвовали ли Вы в мероприятиях (особенно организационных) патриотического или военно-патриотического характера за последние 2-3 года (до поступления в вуз)?
092 — довольно часто или регулярно
093 — неоднократно
094 — очень редко
095 — не участвовал
16. Существует ли, по Вашему мнению, необходимость воссоздания (на новой основе) системы патриотического воспитания для развития патриотизма у каждого гражданина России с детских лет?
096 — безусловно, существует
097 — думаю, что существует
098 — в этом нет особой необходимости
099 — такой необходимости нет
100 — затрудняюсь ответить
17. Что, на Ваш взгляд, необходимо в первую очередь сделать для возрождения патриотизма в нашем обществе?
101 — повернуть лицом к этой работе деятельность школ и детских дошкольных учреждений
102 — активизировать работу на местах, в регионах
103 — оказывать помощь патриотическим объединениям, клубам, другим организациям патриотической направленности
104 — усилить патриотическую работу с молодежью со стороны Вооруженных Сил, МВД, Пограничных войск
105 — добиться коренного изменения отношения к патриотизму и патриотическому воспитанию в средствах массовой информации
106 — коренным образом изменить отношение к проблеме патриотизма и патриотического воспитания со стороны руководства государства, правящей политической элиты
107 — предоставить больше возможностей Русской Православной Церкви для религиозно-патриотического влияния на общество
Ход урока.
I Вступительное слово учителя.
Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу. Так говорили древние, и в этой фразе заложен глубокий смысл: человек творит не только материальный мир, но и мир души своей. Ведь действия, совершаемые нами изо дня в день в течение какого-то времени, становятся для нас обычными и естественными, и мы попросту перестаем
задумываться, хороши они или плохи. А затем уже наш характер, сложившийся в результате поведения, становится тем компасом, который направляет нас в бурном житейском море в продолжение всего плавания. Но ведь каждому воздается по тому, что он делает, что бы мы ни думали по этому поводу и сколько бы ни ссылались на случайности, совпадения и прочие не зависящие от нас обстоятельства. И это так понятно, если по-настоящему задуматься. А вы подходите к тому рубежу, когда нужно задуматься о том, какой поступок совершить, какую выбрать профессию, потому что этот поступок, в конечном счете, сделает вашу судьбу.
Есть такая профессия – Родину защищать. Выбрать такую профессию дано не каждому. Офицер – профессия для настоящих мужчин. О том, как появилась эта профессия, как возникли и развивались офицерские традиции, нам расскажет Жабоева Жамиля
II Изложение нового материала.
1.Индивидуальное сообщение:
Почти три столетия насчитывает регулярная армия. Такой же срок становления и развития имеет и профессиональный офицерский корпус государства. Воин, защитник родной земли во все времена пользовался почетом и уважением на Руси. В народе воспевались отвага, мужество, героизм тех, кто не щадил жизни, отстаивая свою землю. С глубокой древности военная служба считалась хотя и опасной, но почетной и нужной.
Многими десятилетиями в русской армии складывался кодекс нравственности военного человека, включающий в себя такие ценности, как честь и воинский долг.
При Петре I военная служба для всех начиналась с нижних чинов. Качеству подготовки войск офицерского корпуса Петр уделял особое внимание. Образование русского офицерства связано с появлением регулярной армии. Петр, в отличие от иностранных армий, где патенты на офицерские чины продавались за деньги, считал правильной систему, когда будущий офицер начинал службу рядовым.
Для дворянского сословия царь Петр ввел обязательную личную и пожизненную службу. По достижении 16-летнего возраста юношей экзаменовали специальные комиссии. Не выдержавшие этого экзамена «писались солдатами» без выслуги, выдержавшие брались на государственную службу: две трети – в военную, треть – в гражданскую.
«Победу решает военное искусство и храбрость полководцев и неустрашимость солдат. Грудь их — защита и крепость отечеству.»- говорил Петр 1.
Замечательная традиция русского офицерства состоит в святой преданности Отчизне. Создатель регулярной российской армии Петр I терпеливо и настойчиво призывал своих воинов все помыслы и действия подчинять одному – благополучию России и своим примером увлекал подданных к бескорыстному служению государству.
К молодым людям, полежавшим служить в армии в качестве офицеров, предъявлялись повышенные требования во всех отношениях. Доходило до того, что такие юноши «принадлежали не родителям, а Отечеству; Отечество должно быть для них святее всех на свете». На протяжении всей истории России передовые офицеры бескорыстно служили Отчизне. Мы вправе гордиться ратной доблестью русских воинов.
2.Работа с таблицей.
Профессиональная подготовка русских офицеров, как вы уже слышали, началась при Петре I и продолжается до сегодняшнего дня. Аслижан Толгурова прокомментирует нам таблицу, которую она приготовила.
Из истории военно-учебных заведений.
1698 г. – открыты Артиллерийская и Пехотная школы в Москве.
1698 г. – открыта Мореходная школа в Азове,
1701 г. – Артиллерийская и Инженерная школы, Школа математических и навигацких наук,
1732 г. – Сухопутный шляхетский кадетский корпус (Петербург),
1743 г. – Морской шляхетский кадетский корпус,
1798 г. – Медико-хирургическая академия,
1819 г. – Главное инженерное училище, (ныне Военно-инженерная академия),
1820 г. – Михайловское артиллерийское училище, (ныне Военная академия РВСН),
1867 г. – Военно-юридическая академия,
1877 г. – Морская академия
В 1924 – 1925 годах проведена военная реформа, в результате которой сложилась новая система военно-учебных заведений:
А) Военные академии.
Б) Военные школы Сухопутных войск и Военно-воздушных сил.
В) Военно-морские училища.
В середине 50-60 г.г. XX века появляется новый вид Вооруженных Сил – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Средние военные училища преобразованы в высшие со сроками обучения 4 и 5 лет.
Система военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства Российской Федерации.
Типы образовательных учреждений МО РФ
-
Академия. 2.Университеты. 3.Институты. 4.Филиалы ВВУЗ.
Итак, вы убедились: на Руси всегда с должным вниманием относились к обучению офицеров, к воспитанию настоящих мужчин.
Мужчина… О чем говорит это слово? Мужчина – это смелость, воля, мужество, великодушие, благородство.
7.Рассказ о правилах приема в ВВУЗы.
О правилах приема в ВВУЗы. Обратите внимание на таблицу.
Правила приема в высшие военные учебные заведения РФ.
Закон «О военной обязанности и военной службе».
-
Граждане РФ от 16 до 22 лет.
-
Военнослужащие до 24 лет.
-
Имеющие среднее (полное) образование.
1.Фамилия, имя, отчество. 2.Год, месяц рождения. 3.Домашний адрес по прописке и фактический. 4.Наименование ВВУЗа Заявление подается до 1 мая текущего года. |
Обучение в ВВУЗах, присвоение офицерского звания.
1.При зачислении в ВВУЗ присваивается воинское звание – курсант.
2.По окончании I курса (18 лет) заключается контракт (на время учебы и на 5 лет военной службы после окончания).
3.Предоставляется ежегодный отпуск–30 суток и зимний каникулярный отпуск–14дней.
4.Продолжительность обучения от 3 до 6 лет (бесплатно).
5.Распорядок обучения как в ВУЗах гражданского образца.
6.Отчисленные из ВУЗов направляются для прохождения военной службы по призыву.
Успешно окончившие высшее военное заведение получают среднее или высшее военно-специальное образование и одну из престижных гражданских профессий с получением воинского звания и диплома гражданского образца.
8 Беседа.
— Как видите, обычный набор документов, который необходим для поступления в любой вуз. Однако почему-то немногие подают документы в военные уч. Заведения. Как вы думаете, почему?
(Ответ: наверное, все дело в индивидуальных психологических качествах. Чтобы стать военным, нужно отвечать определенным требованиям).
-Совершенно верно. А вот каким требованиям должен отвечать будущий офицер, мы попросим рассказать специалиста.
—Рассказ об индивидуально-психологических качествах офицера.
-И конечно, каждый офицер должен быть патриотом. Как вы понимаете слово «патриот» и «патриотизм»?
(Ответ: Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Патриот – человек, любящий свою Родину, свой народ. Причем любовь к своему Отечеству должна быть действенной, не на словах. Любить Родину – это значит служить ей, причем не рассчитывая на вознаграждение, а если нужно, то патриот жертвует своей жизнью, защищая свою Родину).
-Вы совершенно верно определили понятие «патриот» и «патриотизм». А теперь давайте послушаем, что думают по этому поводу учащиеся нашей школы
9.Сообщение о результатах анкетирования.
Результаты анкетирования показали, что равнодушных к вопросу формирования патриотических чувств нет, что вы осознаете снижение уровня патриотического воспитания, и это тревожит вас, а нас, учителей, наводит на определенные размышления по поводу повышения уровня патриотического воспитания, но также видна и ваша готовность к сотрудничеству с представителями Вооруженных Сил и МВД.
А теперь, ребята, какие вопросы вы хотели бы задать?
10.Вопросы: 1.Из каких нравственных и жизненных ценностей формируются патриотические убеждения?
2.Можно ли сказать, что патриотизм – это понятие прошлых лет?
*Из каждой группы слов составьте пословицу
— 1. без Человек Родины соловей песни без что (Человек без Родины – что соловей без песни)
2. и земля в мила горести Своя (Своя земля и в горести мила)
3. сторона Родная чужая мать, а мачеха (Родная сторона мать, а чужая мачеха)
4. Нет на Родина ничего краше свете чем наша (Нет на свете ничего краше, чем Родина наша)
)
III Подведение итогов урока
1. Думаю, вы достаточно получили информации о том, как стать офицером – защитником Родины. Давайте подведем итоги: что мы сегодня узнали на уроке?
— Профессия офицера почетна.
— Офицером может стать не каждый, а только обладающий определенными качествами.
— Узнали о военных учебных заведениях и правилах приема в них.
— Этот урок заставил задуматься о патриотизме, о том, как мы вписываемся в это понятие.
-
2.Закрепление материала – работа с карточками.
-
Игра «Обратись по воинскому званию». Каждому учащемуся выдается карточка с изображением воинского звания на погоне. Сидящие рядом учащиеся должны определить звания по старшинству и обратиться соответствующим образом к более старшему по званию.
3. Я также хочу подвести итог вашей работы. Оценки уч-ся
Наш урок я хочу закончить словами великого русского поэта
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою» (С.Есенин)
IV Домашнее задание: п. 3.5, стр. 203. Выучить памятки.
Из истории военных учебных заведений.
1698 г. – открыты Артиллерийская и Пехотная школы в Москве.
1698 г. – открыта Мореходная школа в Азове,
1701 г. – Артиллерийская и Инженерная школы, Школа математических и навигацких наук,
1732 г. – Сухопутный шляхетский кадетский корпус (Петербург),
1743 г. – Морской шляхетский кадетский корпус,
1798 г. – Медико-хирургическая академия,
1819 г. – Главное инженерное училище, (ныне Военно-инженерная академия),
1820 г. – Михайловское артиллерийское училище, (ныне Военная академия РВСН),
1867 г. – Военно-юридическая академия,
1877 г. – Морская академия