Конспект урока
литературы для 4 класса
«Сказки братьев Гримм. Знакомство с автором»
Горшкова
Елена Валерьевна
учитель высшей категории
Санкт-Петербург
18 декабря
2012-2013 учебный год
Конспект урока
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
1. 4 класс, Н.Ф. Виноградова «Начальная школа XXI века»;
2. Тема раздела: От фольклорных сказок к литературным
Тема урока: Сказки братьев Гримм. Знакомство с автором
3. Цель: Обучить созданию презентации по теме «Жизнь и творчество братьев Гримм»
4. Задачи:
Предметные:
1. Развитие умений в поиске, отборе, изучении информации о жизни и творчестве сказочников братьев Гримм
2. Развитие воображения и фантазии в процессе создания эскизов слайдов к презентации.
3. Развитие умений сохранять информацию с использованием компьютерной презентации
4. Развитие умения работать в группе по созданию презентации
5. Развитие коммуникативных навыков.
Метапредметные:
1) Овладение различными способами поиска информации в справочной литературе, Интернете
2) Овладение способами сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
3) Овладение практическими способами действий и приемами мыслительной деятельности: наблюдение, анализ, сравнение, синтез, обобщение
3) Овладение навыками смыслового чтения текстов
4) Приобретение умений строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
5) Умение анализировать и оценивать информацию с точки зрения полезности и достоверности;
6) Формирование информационного мировоззрения
5. Литература:
1) Виноградова Н.Ф. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 3 ч.Ч.1- М. : Вентана-Граф, 2012.
6. Оборудование урока: учебник, компьютер, проектор
Ход урока.
-
Этапы урока
Речь и деятельность учителя
Информация из разных источников
Речь и деятельность учащихся
1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)
— Сегодня необычный день. К нам пришли гости. Поприветствуйте гостей.
— Вам нравится, когда приходят гости? Почему?
-Да, всегда приятно встречать гостей.
— Волнуетесь?! Я тоже немного волнуюсь. Главное – это положительный настрой!
— Возьмитесь за руки, закройте глаза.
… Сегодня замечательный день, у вас хорошее настроение, у вас все получится!
— Откройте глаза.
— Дети отвечают.
Дети берутся за руки, закрывают глаза
Открывают глаза
2. Актуализация знаний
— Посмотрите на доску. Перед вами портретная галерея. Назовите, кто изображен на портретах?
— Что объединяет этих знаменитых людей?
— Что можете рассказать о каждом из них?
— Кто еще может что-либо добавить?
— Откройте учебник на с. 144. Прочитайте статью об авторах.
— Что узнали из этой статьи?
— Ш. Перро, А. Пушкин, братья Гримм
— Здесь изображены писатели-сказочники
— На материале народных сказок они стали сочинять свои, авторские сказки
Ш. Перро
— Французский сказочник, родился в Париже
— Всю жизнь собирал и обрабатывал народные сказки.
— Родоначальник, основоположник литературной сказки.
— Самые известные сказки: «Золушка», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица»
А. Пушкин
— Знаменитый русский поэт.
— Родоначальник новой русской литературы.
— Получил домашнее образование. В 12 лет был зачислен в Царскосельский лицей. Там, на протяжении 6 лет, развивался его поэтический дар.
— Имя Пушкина стало известно за пределами лицея. Он был принят в литературное общество «Арзамас»
— А. Пушкин не писал специально для детей, но многие его произведения вошли в детское чтение: стихотворения, отрывки из поэм, сказки, повести
— «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»….
Братья Гримм
— Это немецкие писатели-сказочники.
— Самые известные их сказки: «Бременские музыканты», «Госпожа метелица» , «Соломинка, уголек и боб» , «Белоснежка», «Король Дроздобород», «Золушка», «Золотой гусь» «Принц-лягушонок, или Железный Генрих»
— Учащиеся затрудняются ответить.
— Открывают учебник. Читают статью.
— Известные знатоки фольклора
— Два брата: Вильгельм и Якоб
— Собиратели народных сказок
3. Усвоение новых знаний
1. Объявление темы урока
(Портрет сказочников перевешивается в центр)
— В каких источниках можно получить более подробную информацию о жизни, творчестве знаменитых людей?
— Мы постараемся найти, изучить и кратко изложить историю жизни и творчества немецких сказочников братьев Гримм.
— Попробуем сделать небольшую презентацию.
— Напомните, что такое презентация?
(На доске появляется слайд)
2. Составление плана работы
— У кого есть опыт составления презентации?
— С чего обычно начинают такую работу?
— На доске деформированный план. Восстановите пункты плана
2. Обработка информации
4. Создание презентации
6. Оценивание работы
1. Поиск информации
3. Разработка структуры презентации
5. Представление результатов
3. Краткий инструктаж
— Работать будете в группах. Ребятам, у которых уже есть опыт работы с презентацией, я предлагаю подойти к компьютеру. Сегодня это ваше рабочее место.
— Еще раз обратимся к нашему плану.
1. Поиск информации
— Вы можете воспользоваться биографией автора. Информация взята из интернета. Так же вам предложена дополнительная литература.
Ваше право выбрать любой источник информации.
— Как быстро и правильно найти нужную статью?
2. Обработка информации
— Чтобы легче было отобрать необходимую информацию для слайдов, на столе – карточка-помощница с вопросами, которые могут быть представлены в слайд-шоу.
— Обязательно добавьте свой вопрос, который, по вашему мнению, необходимо осветить в презентации.
3. Разработка структуры презентации
— У вас на столах 4 листа бумаги для создания эскизов слайдов. Вы должны подготовить эскизы для 4 слайдов.
— Как сделать вашу работу в группах более слаженной, быстрой?
— На создание эскизов – 15 минут
4. Создание презентации
— Эскизы готовы. Время приступить к созданию самой презентации.
— Четверо ребят выполняют работу за компьютером. Остальные группы пробуют создать презентацию в бумажном варианте. Каждой группе выдается по 4 листа, на которых и появится ваша презентация.
— Обратите внимание, у вас на столе лежит памятка по созданию презентации
— На создание презентации – 15 минут
5. Представление презентации
— Посмотрим на результаты вашей работы.
— Расскажите при помощи своей презентации о жизни и творчестве братьев Гримм. Выберите по одному представителю от каждой группы.
— Справочная литература, учебная литература, журналы, энциклопедии, интернет, учебно-познавательные фильмы, презентации
— Это слайд-шоу. Обычно делается в программе Power Point
— Необходимо составить план действий
— Сначала нужно найти литературу
1. Поиск информации
— Отобрать необходимую информацию
2. Обработка информации
— Подготовить эскизы слайдов
3. Разработка структуры презентации
— Создать презентацию
4. Создание презентации
— Показать презентацию
5. Представление результатов
— Оценить работу
6. Оценивание работы
Ребята отбирают необходимую литературу
— Открыть содержание, найти нужную страницу, найти необходимую статью
— Распределить слайды межу членами группы, совместно продумать , какие вопросы подойдут к каждому слайду
Учащиеся читают
Учащиеся рассказывают: сначала мультимедийная презентация, затем остальные.
4. Обобщение и систематизация знаний
6. Оценивание работы
— Молодцы!
— Оцените свою работу по предложенным критериям и подсчитайте количество баллов
— Пожмите друг другу руки, поблагодарите за хорошую работу в группе. Вы молодцы!
— материал презентации изложен логично
— группа обращалась за помощью к учителю
— грамотное, уместное употребление терминов
— докладчики грамотно излагают материал
5. Инструктаж д.з.
— Дома я вам предлагаю еще раз проявить свои творческие способности.
— В Контакте, на страничке нашей группы 4а класса, я выложу презентацию, которую сегодня создали на уроке. Кто захочет, может попробовать дополнить ее, создать свои слайды о жизни и творчестве братьев Гримм. На следующем уроке мы всем классом с удовольствием посмотрим, что у вас получилось
6. Организация рефлексивной деятельности
— Получилось у вас найти, изучить и кратко изложить историю жизни и творчества братьев Гримм. Как вам это удалось? (На доске появляется первый слайд презентации)
— У вас неплохо получилось!
— Взгляните еще раз на портрет знаменитых немецких сказочников. Что изобразил художник в левом нижнем углу?
— Почему именно перо?
— Братья Гримм создавали свои чудесные сказки при помощи пера. Мы сегодня с вами тоже творили, но только уже при помощи новых компьютерных технологий…. (На доске появляется перо рядом со слайдом)
— Вы готовы еще творить?!
— Мы создали презентацию
— Художник изобразил перо
— Писатели-сказочники, написали очень много сказок, раньше писали перьями
Да!
7. Организационное
завершение урока
— Возьмитесь за руки, закройте глаза…Вспомните наш урок…Что понравилось на уроке, что вам запомнилось…Откройте глаза
-Урок окончен
Памятка для создания мультимедийной презентации
| |
Цвет |
|
|
|
Содержание информации
|
объем информации.
|
Расположение информации на странице
|
|
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Критерии оценки | Баллы | |
1. | Оформление проекта:
|
|
2. | Содержание проекта:
|
|
3. | Представление проекта:
|
|
| Итого: 7 баллов – “5” Итоговая отметка: |
|
Братья Гримм Якоб (1785 – 1836) и Вильгельм (1786 – 1859) –
немецкие сказочники 18-19 века.
Они родились в Германии в городе Ханау в семье чиновника. Росли в благополучной семье, в атмосфере любви и добра.
За четыре года вместо положенных восьми лет братья окончили полный курс гимназии. Получили юридическое образование, служили профессорами в Берлинском университете. Создали «Немецкую грамматику» и словарь немецкого языка.
Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских и семейных сказок». Среди них: «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Белоснежка», «Золушка», «Золотой гусь», «Король-лягушонок, или Железный Генрих».
Великие сказочники подарили миру множество чудесных сказок. Они переведены на многие языки мира. Сказки братьев Гримм учат нас быть добрыми, верными, честными, отзывчивыми.