Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №24»,
г. Нефтеюганск
День здоровья
«Здоровье Югры»
(подготовительная к школе группа, 1 класс)
Составители: Лесык Светлана Николаевна – инструктор по физическому воспитанию
Середкина Елена Сергеевна – учитель физической культуры
В данном материале раскрыты средства физического воспитания малочисленных народов Севера, которые несут в себе весь многогранный спектр в воспитании, образовании и оздоровлении человека.
Опыт проживания народов Севера в суровых климатических условиях способствовал выработке уникальных и эффективных средств физического воспитания подрастающего поколения – игр, состязаний, самобытных физических упражнений.
Народы Севера на основе жизненной практики выявили большую воспитательную, оздоровительную, образовательную силу игр, состязаний, самобытных физических упражнений, как комплекса психологического, педагогического и физического воздействия: они развивают жизненно важные двигательные способности, укрепляют здоровье, формируют характер и систему нравственных принципов, знакомят и обучают традиционным промыслам. День Здоровья посвящен 80 – летию Ханты Мансийского – Автономного округа – Югра, который проходит в три этапа. 1 этап – конкурс чтецов «Наш любимый Югорский край», 2 этап – конкурс газет «Югрой зовется наш сказочный край». 3 этап – День Здоровья «Здоровье Югры» (1-4 станции на улице, 5-6 станции в помещении).
День Здоровья
Тема: «Здоровье Югры»
Задачи:
-
Расширить знания детей о культуре народов ханты и манси (быт, игры, обычаи) и познакомить с их способами укрепления здоровья.
-
Способствовать повышению двигательной активности воспитанников и обучающихся.
-
Воспитывать уважительное отношение к культуре народов ханты и манси.
Оборудование: чум, нарты, бубны, колотушки, макет собаки, атрибуты к играм (мячи, гимнастические палки), материал для изготовления оберегов, магнитофон, фонограмма, кружки, термос, фиточай, поднос, коврики, корзины, полоса препятствий.
Оформление зала: детские рисунки, элементы национальной одежды, фотогазеты, коллективная работа «Коллаж».
Предварительная работа:
Знакомство с бытом и декоративно-прикладным творчеством коренного населения Югры через:
-
Посещение библиотеки (школьной и городской);
-
Посещение выставки «Югорское наследие» в городском краеведческом музее;
-
Чтение книг о людях, природе, животных нашего края;
-
Слушание хантыйских напевов,
-
Чтение сказок народов ханты и манси;
-
Рисование животных нашего края. Людей, создание композиций на занятиях по изобразительной деятельности;
-
Разучивание народных игр;
-
Индивидуальная работа с детьми, родителями, воспитателями ГПД, учителями;
-
Изготовление с родителями оберегов и других поделок;
-
Изготовление дидактических игр и пособий.
Ведущая: Сегодня мы проводим День Здоровья, который посвящен 80 – ти летию Ханты Мансийского – Автономного округа – Югра. Ханты-Мансийский автономный округ – это огромная территория в Западно- Сибирской низменности. Это удивительный край лесов, рек, озер и болот. А в недрах этого края множество полезных ископаемых: золото, серебро, алюминий, железо, нефть и т.д.
Открытие дня Здоровья:
-
Построение на открытие
-
Исполнение гимна Округа и поднятие флага.
-
Приветствие команд (название команды, девиз, приветствие всем участникам)
Ведущая:
— Сегодня мы познакомимся еще с одним обычаем ханты и манси. Это священный танец, который исполнялся, перед тем как пойти на охоту. Этим танцем они обращались к Божеству Земли и просили для себя здоровья и удачи в охоте.
Разминка
Имитация движений птиц, животных, охотников и рыболовов, музыка народов ханты и манси.
Станция «Сбор таежных ягод»
— Какие ягоды растут в тайге? (морошка, голубика, черника, брусника, клюква, малина, смородина, черемуха, рябина, калина). Жители Югорского края заготовили на зиму запасы пропитания, а так же и ягоды, но смешали их. Вам, предстоит разложить ягоды по разным корзинам.
Станция «Гонки на оленях»
— Коренным народам Югры, ханты и манси всегда приходится выживать в этих суровых северных условиях, так как они живут в стойбищах. Действительно для Югорских народов жизненно важно, охотится, ловить рыбу, собирать травы и ягоды. Если охота или рыбалка удачная, то семья будет сыта, а если неудачная, то голодная. Для того чтобы охотиться и рыбачить ханты и манси должны поддерживать свое здоровье.
— Поэтому их жизнь всегда испытание. Испытание на смекалку, на выносливость, на силу, на ловкость, на быстроту.
— Хотите испытать себя на эти качества? Отправляясь на охоту, мужчины готовили оленьи упряжки и проводили соревнования. Сейчас мы проверим, кто из Вас быстрее прейдет к финишу и не упадет с оленя. (Участники делятся на команды по два человека. Выстраиваются на стартовой прямой. Один из игроков берет в руки веревку — «олень», другой садится на ледянку. По сигналу ведущего экипажи бегут к ориентиру, обегают его и возвращаются обратно. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой.
Станция «Тропа охотника»
— Мужчины коренных народов Югры всю жизнь охотятся, занимаются рыболовством. У каждого охотника есть свои хитрости и тайны. Сегодня мы узнаем одну из тайн – это какие есть охотничьи тропы и как по ним пробираются охотники ханты и манси.
Полоса препятствий: «тропа по болоту»- ходьба по колесам, «тропа в тайге» — подлезание в обручи, «тропа через просеку» — оббегать препятствия, «переход реки по мелководью»- подлезание в туннель.
Станция «Меткий оленевод»
Ханты и манси издавна занимаются разведением оленей. Ведь домашние олени это шкура для одежды и жилья, мясо для пропитания, оленьи упряжки для передвижения, состязаний. Поэтому они бережно относят к этим животным. Предлагаем и Вам поучаствовать в кормлении этих животных.
Участники – оленеводы стоят напротив «кормушек для оленей». Поочередно бросают «кегли-корм » в корзины. За каждое попадание оленевод получает очко.
Станция «Здоровый Югорчанин»
Звучит хантыйская музыка. Хранительница тайги Туя встречает детей.
— В Югорском северном краю, в моих владениях, у самой хранительницы тайги, появились гости! Только самые смелые, сильные, здоровые люди могли бы добраться до моего стойбища. В дороге Вы, наверно, замерзли, проходите, погрейтесь у моего костра.
— Ой, а костер то у меня притух. Помогите мне его раздуть.
Упражнение на дыхание «Раздуй костер»
— Погрейте руки. Давайте познакомимся. Я хранительница тайги Туя, а Вас как зовут? (дети называют свои имена).
— По местным обычаем гостей всегда встречают напитком «Здоровья». Попробуйте (из термоса в одноразовые стаканчики наливается целебный чай). Понравился Вам напиток? Как Вы думаете, из чего приготовлен он?
Дети должны назвать травы и ягоды, которые использовались при приготовлении целебного напитка. (Напиток приготовлен из лесных ягод и трав: клюквы, брусники, шиповника, травы — Иван-чай).
-Этот напиток укрепляет здоровье и придает силу. Сейчас Вы узнали один из обычаев народов ханты и манси.
— Как Вы думаете, в каких условиях живут ханты и манси?
— Как устроен быт у Югорских людей?
— Чем занимаются эти люди? Они живут в лесу, в деревянных домах, а вовремя охоты делают чум из оленьих шкур. Мужчины охотятся, занимаются рыболовством. Женщины готовят еду. Шьют одежду из оленьей и рыбьих шкур, заготавливают дрова, ягоды и грибы, орехи на зиму, бересту.
Станция «Птица Здоровья»
«Умные руки дело найдут, а в деле — добро обретут».
Женщины занимаются шитьем из шкур оленьих и рыбьих. Они мастерицы, расшивают одежду бисером.
По поверью ханты с рождения ребенку дарят оберег здоровья, который сопутствует всю жизнь, дарит ему удачу, помогает быть здоровым. Всегда пословицу приговаривали: «В каждом доме если сердца не приложить, то дела не получится». Предлагаем Вам попробовать с любовью украсить орнаментом оберег «Птица здоровья».
Дети готовят рабочие места самостоятельно: выбирают по желанию основу и материал для оберега. Изготавливают оберег.
Дети дарят друг другу обереги «Птица здоровья» с пожеланием — «Будьте всегда здоровыми».
Итог Дня Здоровья, награждения (за конкурсы: газет и чтецов) подводятся на общешкольной линейке.
Литература
-
Синявский Н. И., Власов В. В., Фытынэ О. А., Безноско Н. Н. «Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера», учебно-методическое пособие, 2002.
-
«История Ханты-Мансийского округа с древности до наших дней». Учебник для старших классов. 2009.
-
Полухина Л. М. «Югра — взгляд в будущее». 2009.
-
Куриков В. М. «Окно в Югру». Атлас-путеводитель. 2009.