Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Патракеевская основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка теста по русскому языку
для 5 класса
по теме «Имя существительное
как самостоятельная часть речи»
Автор разработки: Зыкина Светлана Валентиновна,
учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории
д. Патракеевка
2015г.
Анкета
1. Зыкина Светлана Валентиновна.
2. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Патракеевская основная общеобразовательная школа»
3. Предмет: русский язык.
4. Тип урока: тест.
5. Комплектация работы: данный файл.
Аннотация
Данный тест составлен по теме «Имя существительное как самостоятельная часть речи», состоит из 16 заданий и предназначен для учащихся 5-х классов. Он может быть использован на уроках промежуточного и обобщающего контроля по данной теме и при организации обобщающего повторения в 9 и 11 классах.
Задание 1
Вариант 1
Укажите верное утверждение
-
Существительное обозначает предмет.
-
Существительное обозначает признак предмета.
-
Существительное обозначает действие предмета.
-
Существительное обозначает признак действия.
Вариант 2
Укажите верное утверждение
-
Морфологические признаки существительного определяются по окончанию.
-
Морфологические признаки существительного определяются по корню.
-
Морфологические признаки существительного определяются по приставке.
-
Морфологические признаки существительного определяются по суффиксу.
Вариант 3
Укажите верное утверждение
-
Существительное в предложении может быть любым членом предложения.
-
Существительное в предложении может быть только подлежащим.
-
Существительное в предложении может быть только подлежащим и дополнением.
-
Существительное в предложении может быть любым членом предложения, кроме сказуемого.
Вариант 4
Укажите верное утверждение
-
Существительное отвечает на вопросы кого? по чему? о чём? кому? что? кто? у кого?
-
Существительное отвечает на вопросы кого? какого? о чём? кому? что? кто? где?
-
Существительное отвечает на вопросы кого? чего? о чём? кому? что? кто? что делающий?
-
Существительное отвечает на вопросы кого? чего? о чём? кому? сколько? кто? что?
Задание 2
Вариант 1
Укажите существительное
-
Белизна
-
Белить
-
Белый
-
Белеющий
Вариант 2
Укажите существительное
-
Бег
-
Бегущий
-
Бегать
-
Прибежать
Вариант 3
Укажите существительное
-
Затемнение.
-
Затемнить.
-
Затемно.
-
Затемнённый
Вариант 4
Укажите существительное
-
Сожаление
-
Пожалели
-
Жалеть
-
Жалеющий
Задание 3
Вариант 1
Укажите существительное, образованное приставочным способом
-
Приплыть
-
Стенгазета
-
Покупатель
-
Избушка
Вариант 2
Укажите существительное, образованное суффиксальным образом
-
Переплётчица
-
Прибежать
-
Прилив
-
Нехороший
Вариант 3
Укажите существительное, образованное приставочно-суффиксальным способом.
-
Подоконник
-
Побег
-
Регистрация
-
Велосипедист
Вариант 4
Укажите существительное, образованное способом сложения.
-
Вездеход
-
Пианист
-
Ребятишки
-
Разглядеть
Задание 4
Вариант 1
Укажите слово с суффиксом — ЧИК-
-
Заказ..ик
-
Лакиров..ик
-
Типограф..ик
-
Застрой..ик
Вариант 2
Укажите слово с суффиксом — ЩИК-
-
Морожен..ик
-
Рассказ..ик
-
Перепис..ик
-
Смаз..ик
Вариант 3
Укажите слово с суффиксом — ИК-
-
Дожд..к
-
Мешоч..к
-
Платоч..к
-
Горош..к
Вариант 4
Укажите слово с суффиксом — ЕК-
-
Внуч..к
-
Осл..к
-
Арбуз..к
-
Гвозд..к
Задание 5
Вариант 1
В каком предложении НЕ с существительными пишется слитно?
-
(Не)погода помешала уборке урожая.
-
(Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а сосед.
-
Ом мне (не)друг.
-
Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, (не)мышонка, (не)лягушку…
Вариант 2
В каком предложении НЕ с существительными пишется слитно?
-
(Не)вежа – грубый, невоспитанный человек.
-
(Не)ветры осыпают пущи, (не)листопад златит холмы.
-
С хвостом, а (не)зверь.
-
(Не) друг ты мне, а враг.
Вариант 3
В каком предложении НЕ с существительными пишется раздельно?
-
От беды спасла (не)удача, а мать.
-
Однажды (не)внимательность чуть не погубила галчонка.
-
После такого (не)доразумения галчонок долго сидел на пригорке.
-
Ребята остановились в (не)решительности.
Вариант 4
В каком предложении НЕ с существительными пишется раздельно?
-
Железо кузнец, а (не)молот куёт.
-
Голодная воля лучше сытой (не)воли.
-
В(не)счастье не унывай, а печаль одолевай.
-
Опять вы, гордые, восстали за (не)зависимость станы…
Задание 6
Вариант 1
Укажите одушевлённое существительное.
-
Школьник
-
Камыш
-
Берёза
-
Перламутр.
Вариант 2
Укажите одушевлённое существительное.
-
Кукла
-
Народ
-
Стая
-
Толпа
Вариант 3
Укажите неодушевлённое существительное.
-
Взвод
-
Туз
-
Мертвец
-
Кенгуру
Вариант 4
Укажите неодушевлённое существительное.
-
Крапива
-
Тигрёнок
-
Покойник
-
Зимовщик
Задание 7
Вариант 1
Укажите имя собственное.
-
(Е, е)вропа
-
(Г,г)ород
-
(Р, р)омашка
-
(К, к)нига
Вариант 2
Укажите имя собственное.
-
(С, с)сатурн
-
(П, п)ушок на варежках
-
(Л, л)ицей
-
(К, к)афе
Вариант 3
Укажите имя нарицательное.
-
(А, а)втомобиль
-
(Д, д)ания
-
(А, а)нна
-
(Л, л)ермонтов
Вариант 4
Укажите имя нарицательное.
-
(М, м)олоко
-
(К, к)ощей
-
(И, и)ванушка
-
(Н, н)овгород
Задание 8
Вариант 1
Укажите существительное мужского рода.
-
Тюль
-
Мышь
-
Бандероль
-
Фасоль
Вариант 2
Укажите существительное женского рода.
-
Фамилия
-
Помидор
-
Повидло
-
Овощ
Вариант 3
Укажите существительное среднего рода.
-
Полотенце
-
Простыня
-
Автомобиль
-
Рояль
Вариант 4
Укажите существительное общего рода.
-
Неряха
-
Геолог
-
Командировка
-
Озеро.
Задание 9
Вариант 1
Укажите существительное, употреблённое в единственном числе (существительные стоять в именительном падеже).
-
Магистраль
-
Жиры
-
Меха
-
Боли
Вариант 2
Укажите существительное, употреблённое во множественном числе (существительные стоять в именительном падеже)..
-
Хвастуны
-
Пристань
-
Библиотека
-
Край
Вариант 3
Укажите существительное, которое не имеет формы единственного числа (существительные стоять в именительном падеже).
-
Сани
-
Рога
-
Недели
-
Окна
Вариант 4
Укажите существительное, которое не имеет формы множественного числа (существительные стоять в именительном падеже).
-
Детвора
-
Народ
-
Море
-
Монета
Задание 10
Вариант 1
Укажите существительное 1 склонения.
-
Аллея
-
Море
-
Стол
-
Мышь
Вариант 2
Укажите существительное 2 склонения.
-
Окно
-
Река
-
Дочь
-
Змея
Вариант 3
Укажите существительное 3 склонения.
-
Пристань
-
Деревня
-
Заяц
-
Сосед
Вариант 4
Укажите существительное, относящиеся к особой группе по типу склонения.
-
Стремя
-
Земля
-
Вода
-
Горе
Задание 11
Вариант 1
В каком ряду оба существительных употреблены в родительном падеже?
-
Делать без мамы, встать поперёк пути.
-
Отдыхать душой, встать перед глазами.
-
Не выходить из головы, погладить по шерсти.
-
Всплыть в памяти, вешать голову.
Вариант 2
В каком ряду оба существительных употреблены в дательном падеже?
-
Подарить папе, гладить по голове.
-
Положить в щи, варить яйца.
-
Улететь на самолёте, спать в гамаке.
-
Писать ручкой, стирать резинкой.
Вариант 3
В каком ряду оба существительных употреблены в творительном падеже?
-
Отдыхать душой, красит валиком.
-
Построить дом, работать в поле.
-
Выполз из земли, жили в усадьбе.
-
Сидит в темнице, сосёт лапу.
Вариант 4
В каком ряду оба существительных употреблены в предложном падеже?
-
Думать о каникулах, сидеть в вагоне.
-
Заросли ивой, вырос на земле.
-
Причёсываться гребнем, положить на шкаф.
-
Танцевать на балу, вслушиваться в природу.
Задание 12
Вариант 1
В каком ряду оба существительных с пропущенными гласными имеют окончание —е?
-
Подъехать к деревн.., подходить к рассад…
-
От Дарь.. Марковны, подплыть к суш…
-
Вернуться из поездк.., остаться в транше.. .
-
Жарил на сковородк.., читал в хрестомати.. .
Вариант 2
В каком ряду оба существительных с пропущенными гласными имеют окончание –е?
-
Сидит на ветк.., зайдём на новосель…
-
Были на плоскогорь.., в процессе реч.. .
-
Хранить в памят.., город в Бельги.. .
-
Свалился в изнеможени.., в красивом плать.. .
Вариант 3
В каком ряду оба существительных с пропущенными гласными имеют окончание —и?
-
Видел в санатори.., писать в тетрад..
-
Подбежать к упряжк.., лечиться в госпитал.. .
-
Лежать в колыбельк.., для Мари.. Сергеевны.
-
Жить в Росси.., ехать в кибитк.. .
Вариант 4
В каком ряду оба существительных с пропущенными гласными имеют окончание —и?
-
Вздрогнуть от вспышк.., находиться в отдалени.. .
-
Снимался в фильм.., спустился на парашют…
-
Встретился в издательств.., был на пенси.. .
-
Учился в лице.., улыбаться мам.. .
Задание 13
Вариант 1
В каком предложении выделенное существительное является подлежащим?
-
Зиний морозец приятно щипал лицо.
-
Путники перешли снежный перевал.
-
Метель занесла высокий дуб снегом.
-
Вчера Маша прочитала книгу про Незнайку и его друзей.
Вариант 2
В каком предложении выделенное существительное является сказуемым?
-
Собака – друг человека.
-
Осенью у ежей мало добычи.
-
Тьма населилась звёздами.
-
Хорошая книга – просто праздник.
Вариант 3
В каком предложении выделенное существительное является дополнением?
-
Охотники зажгли большой костёр.
-
Сады друг с другом обнялись, и роща к роще тянется.
-
Туристы выбрали слишком трудный маршрут и скоро очень устали.
-
Их хвосты высовывались наружу.
Вариант 4
В каком предложении выделенное существительное является обстоятельством?
-
В ведёрке медленно плавала небольшая рыбка.
-
Язык – это душа нации.
-
Мой брат отлично играет в футбол.
-
Метнула туча огненные корни.
Задание 14
Вариант 1
В каком предложении есть грамматическая ошибка?
-
У меня нет зимних сапогов.
-
Я купила 5 килограммов апельсинов.
-
Я люблю пирожки с повидлом.
-
В детском саду моя сестра любит играть с ребятами.
Вариант 2
В каком предложении есть грамматическая ошибка?
-
После уроков Вася поделился о впечатлениях на каникулах.
-
Сегодня вечером моя мама поехала к брату.
-
Старики снисходительны к шалостям детей.
-
Артист был удостоен высокой награды.
Вариант 3
В каком предложении есть грамматическая ошибка?
-
Благодаря победы в этом матче команда выиграла турнир.
-
Мандаринов в магазине не оказалось.
-
Солдат отправили охранять склад.
-
У меня нет новых ботинок.
Вариант 4
В каком предложении есть грамматическая ошибка?
-
Сколько время?
-
Который час?
-
В своём сочинении он коснулся темы подвига.
-
Командующий флотом посетил наш корабль.
Задание 15
Вариант 1
В каком существительном допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
-
дЕфис
-
свЁкла
-
фОрзац
-
щавЕль
Вариант 2
В каком существительном допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
-
тортЫ
-
ломОть
-
столЯр
-
Иконопись
Вариант 3
В каком существительном допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
-
искрА
-
досУг
-
танцОвщица
-
добЫча
Вариант 4
В каком существительном допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
-
НефтепрОвод
-
договОр
-
алфавИт
-
тУфля
Задание 16
Вариант 1
Укажите ошибку в морфологическом разборе существительного в предложении: Северный ветер стучал, дыша в окна.
-
Является обстоятельством.
-
именительный падеж
-
Нарицательное
-
Неодушевлённое
Вариант 2
Укажите ошибку в морфологическом разборе существительного в предложении: Октябрь листвой калёною засыпал чёрный пруд.
-
Одушевлённое
-
Женский род
-
1 склонение
-
нарицательное
Вариант 3
Укажите ошибку в морфологическом разборе существительного в предложении: Волны белыми когтями золотой скребут песок.
-
2 склонение
-
Неодушевлённое
-
Женский род
-
Множественное число
Вариант 4
Укажите ошибку в морфологическом разборе существительного в предложении: Сердце гложет и тревожит тайная досада.
-
Именительный падеж
-
Нарицательное
-
Средний род
-
2 склонение
Список использованной литературы:
-
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 класс: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 112 с.
-
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 6 класс: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000. – 112 с.
-
Русский язык. 5 класс: учебник/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под. Ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2013.
-
Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.. Ч. 2.; под ред. А.Д. Шмелёва. – М:Вентана-Граф, 2012. – 320с.
-
Сайтанова Н.И. Русский язык. Тестовые упражнения. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Н.И. Сайтанова. – М.: Просвещение, 2010. – 175с.
-
Страхова Л.Л. Диктанты по русскому языку. 5 класс: Словарные, проверочные, контрольные. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2007. – 64 с.
-
Страхова Л.Л. Диктанты по русскому языку. 6 класс: Словарные, проверочные, контрольные. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2007. – 64 с.
-
Хазанова А.С., Цвайг Л.В. Русский язык: Практическое руководство: В 2 ч. Ч.1. – М.: Владос, 1995. – 192 с.