Экологический турнир «Друзья природы»

( 1- 2 класс)

Воробьева Надежда Владимировна,

МБОУ СОШ №22 г. Архангельск,

учитель начальных классов

1. Расширить знания детей о природе родного края.

2. Закрепить представление о внешнем виде, повадках, особенностях приспособления к среде, к условиям жизни животных и птиц.

3. Закрепить знания о значении и пользе растений в жизни человека.

4. Воспитать экологическую культуру, закрепить правила поведения в природе.

5. Активизировать словарь по темам: «Времена года», «Птицы», «Дикие животные».

Заходя в зал, дети получают цветные карточки по секторам: голубой, жёлтый, зелёный. Рассаживаются на свой сектор.

Ведущий: Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня в нашем зале. Сегодняшняя встреча посвящена окружающей нас природе. Трудно представить жизнь человека без природы. Все, что нам нужно для жизни, находится в природе. Природа — наш общий дом. Её надо беречь, насколько хватает сил. С бесцельно сорванной ветки или цветка, с пойманной бабочки, неубранного за собой мусора начинается её разрушение. Чтобы природа никогда не исчезла, а помогала нам жить и радовала нас, нужно беречь её, относиться к ней как настоящему другу. А своих друзей мы должны хорошо знать.

Наша планета 

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.


Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)

Вот сегодня мы и проверим, какие вы настоящие друзья природы.

Первый наш конкурс «Птичьи угадайки», что вы знаете о птицах.

1 конкурс «Птичьи угадайки»

(по 3 вопроса каждой команде)

1) — Какая птица извещает о весне? (скворец)

2) — Какая птица отсчитывает года жизни человека? (кукушка)

3) — Птица, приносящая новость на хвосте? (сорока)

4) — Какая птица стала невестой царя Салтана? (лебедь)

5) — Какие птенцы не знают своей матери? (птенцы кукушки)

6) — Птица- символ мира (голубь)

7) – Птица- лесной доктор? (дятел)

8) — Какие птицы помощники Бабы — Яги? (гуси — лебеди)

9) — Какую птицу называют лучшим певцом? (соловья)

Ведущий: Мир животных! Как он удивителен и разнообразен! Сейчас на земном шаре насчитывается более 3 млн. видов животных, начиная от самых мелких бактерий до гигантов моря – синих китов.

Животные – обитатели всех уголков Земли. Их можно встретить в глубинах океана и высоко в горах, в жарких пустынях и в холодных льдах.

2 конкурс «Загадки о животных»

1) Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

Ответ (Баран)

2) Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

Ответ (Осёл)

3) Водяные мастера, строят дом без топора.
Ответ (Бобры)

4) Сделал дыру, вырыл нору, 
Солнце сияет, а он не знает.
Ответ (Крот)

5) Когда он в клетке, то приятен, 
На шкуре много чёрных пятен. 
Он хищный зверь, хотя немножко, 
Как лев и тигр, похож на кошку.
Ответ (Леопард)

6) За деревьями, кустами, 
Промелькнуло будто пламя, 
Промелькнуло, пробежало… 
Нет ни дыма, ни пожара.
Ответ (Лиса)

7) На гору бегом, с горы кувырком.
Ответ (Заяц)

8) Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу.

(муравей)

9) . Кто на своей голове лес носит?

(олень)

Молодцы. Загадки вы хорошо умеете отгадывать.

Игра с мячом «Кто, кем был? »

(Вспоминают детенышей животных).

Слон – слоненком, лиса – лисенком, волк – волчонком, медведь- медвежонком, белка – бельчонком, еж- ежонком, собака – щенком, тигр – тигренком, мышь- мышонком, корова – телёнком, лошадь — жеребёнком и т. д…

3 конкурс «Зеленая аптека»

Команды по очереди называют растения. Побеждает та команда, которая назовёт больше растений, помогающих человеку при лечении разных болезней. Соберите мозаику лекарственных растений, назовите их (4 человека от команды).

Ребята, вы знаете правила поведения в лесу? Давайте поиграем в игру: «Если я приду в лесок». Я буду называть вам действия, а вы отвечайте. Если буду говорить о хороших поступках, говорим «ДА», если о плохих, то говорим «НЕТ».

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу, банку накопаю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

4 конкурс «Когда это бывает»

Опередить по четверостишью время года или месяц.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду — упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? (Апрель)

Зацветает в поле колос,

Подает кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за месяц, подскажи-ка? (Июнь)

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало —

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это? (Февраль)

Жаркий, знойный, душный день.

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов.

Время ягод и грибов.

Дни его — вершина лета.

Что, скажи, за месяц ЭТО? (Июль)

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Листья клёна пожелтели,

Зеленеют сосны, ели,

Ветер, дождь, по речке рябь.

Это к нам пришёл. (Октябрь)

Куртки тёплые снимай —

Зеленеет даль полей

Запивает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет, угадай,

Что за месяц это? (Май)

Теплый, длинный — длинный день,

В полдень — крохотная тень. (Июнь)

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь)

Назовите-ка ребятки,

Месяц в этой-вот загадке,

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый Год. (Декабрь)

Игра «Собери листочки» (Кто больше наберёт листочков за определённый промежуток времени)

5 конкурс «Решения экологических задач»

1. Дети пошли в лес за ягодами. Они нашли спелую чернику. Что им делать?

— Срывать кустики с ягодами, чтобы получился красивый букет;

— собирать по одной ягодке;

— отламывать веточки с ягодами;

— полюбоваться и пройти мимо.

2. Мальчики отправились в лес по грибы. Миша увидел мухоморы. Что с ними делать?

— Срезать и положить в корзинку — ведь они такие красивые;

— скорее растоптать их, чтобы другие не сорвали ядовитые грибы;

— сбить с мухоморов шляпки;

— пройти мимо, не трогая грибы.

3. Девочки пошли в лес и увидели на поляне первые весенние цветы. Как им следует поступить?

— Нарвать цветов, принести их домой и поставить в вазу, чтобы дома стало по-весеннему красиво и уютно;

— сорвать несколько цветков, чтобы как следует их рассмотреть и понюхать;

— не трогать и не срывать цветы, ведь они нужны бабочкам и пчёлам.

4. На лесной поляне, на привал остановилась дружная компания туристов. Как они должны себя вести?

— разбить палатки, включить магнитофон, чтобы под громкую музыку готовить обед;

— спокойно, без шума приготовить еду, пообедать, а мусор, оставшийся после привала, собрать в кучу в стороне от поляны;

— приготовить еду, пообедать, а мусор, оставшийся после привала, забрать с собой, чтобы выкинуть в мусорный бак.

5. Девочки увидели очень красивую бабочку. Как им поступить?

— Поймать, принести домой и посадить её в банку;

— остановиться, чтобы полюбоваться её красотой;

— поиграть с ней, попробовать покормить травой.

6. Дети услышали, как на дереве красиво поет соловей, как они должны себя вести?

— начать подпевать ему,

— затаится и, не шевелясь послушать его пение

— поймать и отнести в детский сад, что бы соловей спел для всех ребят.

Подведение итогов.

Жюри подсчитывает очки, в это время проводится игра со зрителями.

Игра «Калейдоскоп»

— Все меня топчут, а я все лучше. Что это? (тропинка)

— Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (Под мокрым)

— Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (когда дверь открыта)

— Может ли петух назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)

— От чего плывет утка? (от берега)

— Про кого говорят, что они живут как кошка с собакой? (про тех, кто ссорится)

Оглашение итогов и награждение победителей.

Вы хорошо знаете природу, любите ее и бережно относитесь к природе. Мы верим, что вы настоящие друзья природы! Сегодня День экологических знаний, его девиз «Через добрые дела в юные экологи». Экологи – это защитники природы, а друзья тоже всегда защищают друг друга.

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружиться птицей,

Скачет по ветвям куницей.

И прекрасна жизнь вокруг,

Человек природе – друг!

Список использованной литературы:

1. Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек. – Издательство «Либерея- Бибинформ», 3 / 2003, с. 82.
2. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Пособие для воспитателей и учителей. – Мн.: ООО «Асар», 2001.
4. Праздник в школе. – Книжная серия для учителей, родителей и школьников: В гармонии с природой. – Мн., 2001.
5. Рыжова Н. А. Не просто сказки: Экологические рассказы, сказки и праздники. – М.: 2002.
6. Научно-методический журнал. Классный руководитель. – М.: 2 / 2003, с. 41.
7. Е. Кирюшина. Опасный возраст: Пьесы. – М.: ВЦХТ. – Репертуар для детских и юношеских театров, 2003.

8. Бианки В.В. Лесная газета. — Л.: Издательство «Детская литература», 1990. – 351 с.: ил.

9. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины Книга для учителя. — М.: Издательство «Просвещение», 1977. – 254 с.: ил

11. Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. — М.: Издательство «Детская литература», 1992. – 36 с.: ил

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here