Классный час.
Автор: Бажан Евгения Григорьевна.
Учитель начальных классов МС(К)БОУ «школа-интернат VIII вида» Г. Кизел
Тема: «Край, в котором мы живем».
Класс: 4.
Цели:
1. Повторить и познакомиться с понятиями: Россия, Российская федерация, страна, край, флаг, герб, гимн, президент, губернатор, Родина, голосование, гражданин. Расширить представления учащихся о Пермском крае.
2. Развивать кругозор, словарный запас учащихся, коммуникативные качества, через работу в парах, группах.
3. Прививать интерес к истории своего края. Воспитывать любовь к своей Родине.
Ход урока | № слайда | примечание | |
1. | Организационный момент. |
|
|
| Закроите глаза, раслабтесь, я назову слово, а вы представьте то, что я назову. Родина. -Что вы представили? — Ответы разные, каждый представляет Родину по-своему. Для кого-то Родина – это наша страна; для кого-то – это город, в котором он живет; для кого-то — это его родители, дом, улица, на которой он вырос. | Слайд 1 |
Ответы детей |
2. | Введение в тему урока. |
|
|
| — Ребята сейчас, вы просмотрите слайды. Вам необходимо подобрать одно слово, которым можно объединить все, что вы увидите. — Итак, как вы объединили эти слайды? (ответы детей). — Россия – это наша страна, страна в которой мы живем, здесь мы родились – это наша Родина. Скажите, а как правильно называется наша страна? (Российская Федерация). — Что вы уже знаете о нашей стране? (флаг, есть герб, гимн, президент Путин В.В., самая большая в мире, богатая полезными ископаемыми и т.д.) — Молодцы, наша страна самая большая в мире, у нас много полезных ископаемых, мы богаты лесами и морями. Давайте посмотрим на карту нашей страны, что вы видите? (поделена на части). — Действительно, наша страна поделена на части: области, округа, края. Мы с вами живем в крае, а как он называется? (Пермский край). | Слайд 2-12
Слайд 13
Слайд 14 |
Показ по карте. |
3. | Сообщение темы и цели. |
|
|
| — Сегодня мы поговорим о нашем Пермском крае, нашей малой Родине. Что-то вы уже о нем знаете, а что-то новое и интересное вы узнаете сегодня. | Слайд 15 |
|
4. | Физминутка. |
|
|
5. | ОНМ |
|
|
| — Ребята, наш Пермский край не всегда был краем, еще совсем недавно мы жили в Пермской области. Но 1 декабря 2005 года к Пермской области присоединился Коми-пермяцкий автономный округ, и мы стали жить в Пермском крае. — Как вы думаете, кто так решил? (голосовал народ Пермской области и Коми-пермятского автономного округа). —Кто может голосовать? (ответы детей- итог учителя) — Итак, проголосовать может гражданин РФ, 18 лет, есть паспорт, трудоспособный. Скажите, у вас нет паспорта, вы не можете голосовать, вы граждане России? (Да, каждый из вас уже гражданин своей страны, с рождения) — Мы уже знаем, что страной правит президент, городом руководит мэр, а вы знаете, кто руководит нашим краем? — Нашим краем руководит губернатор, которого назначает президент России. Давайте вспомним, как зовут нашего губернатора. (Ответы детей, чтение слайда) — У нашего края есть свой флаг и герб, давайте посмотрим. — А еще мы можем гордиться краем, в котором мы живем, потому что у нас очень красивая природа. И многие люди из других регионов нашей страны и даже из других стран приезжают к нам в гости. Наш край богат реками. Какие реки Пермского края вы знаете? (ответы детей). — Давайте посмотрим наиболее крупные реки нашего края. Какие из этих рек вам знакомы? — В нашем городе тоже есть небольшая речушка, как она называется? Она так и называется – Кизел. — Скажите, а какая река в нашем крае самая большая? (ответы детей) — Верно, самая большая река у нас – это Кама. Недаром наш регион еще называют Прикамье, почему? (При Каме). — В нашем крае есть не только реки, но и конечно города. Сейчас мы вспомним, а может и узнаем, какие же города у нас есть. В названиях городов пропущены гласные буквы, вставьте их. (.л.кс.ндр.вск, п.рмь, с.л.к.мск, б.р.з.н.к. и т. д.) — Давайте прочитаем и проверим, как вы справились. Скажите, почему город Пермь выделен красным цветом? (центр нашего края). А как вы думаете, почему выделены города Чердынь, Кунгур, Соликамск? (это самые старые города, самые первые в нашем крае). Конечно, в нашем крае есть не только города, но и поселки, деревни. — Итак, в нашем крае есть реки, города и поселки, деревни. Но большая часть земли в нашем крае – это красивейшие леса. Как вы думаете – это хорошо, когда много лесов? Чем? — А сейчас, мы поговорим о самых интересных местах в нашем крае.
— Самая высокая и красивая скала в нашем крае, которая стоит на берегу красавицы реки Вишеры – это Ветлан. С вершины камня Ветлан виден и другой красавец – камень Полюд, который находится на другом берегу реки Вишеры. Поход на Ветлан – это популярнейший маршрут в Пермском крае. — Еще одно удивительное место в нашем крае – Кунгурская ледниковая пещера. Ни одна другая российская пещера не имеет столь богатой истории и не является столь известной, как Кунгурская. В пещере 48 гротов и около 60 озер с прозрачной водой.
Сталагмиты, сталактиты и сталагнаты. — А сейчас, мы поговорим об одном из старейших городов в нашем крае. Посмотрите на слайд, как вы думаете какой это город? — Верно, издавна в Соликамске добывают соли. Так как в этом городе также протекает река Кама, люди раньше говорили «Соль камская», так и получил город свое название – Соликамск. — Как вы думаете, чем же еще знаменит город Соликамск? Молодцы, конечно, прежде всего, город Соликамск знаменит своими многочисленными, красивейшими церквями. Некоторые из них до сих пор служат людям как церкви и монастыри, а в некоторых теперь находятся музеи, чтобы мы не забывали свою историю. А еще город Соликамск занесен в список исторических городов нашей страны. — На слайде вы видите: Соборная колокольня, Свято-Троицский собор, Богоявленская церковь и дом воеводы в котором сейчас находится краеведческий музей. — А еще у нас в крае очень много интересных памятников и в других городах. — Хохловка, Медведь – символ Пермского края, «Пермяк соленые уши», пуп земли, памятник самовару в городе Суксун. — Скажите, какую пользу нашему краю приносит большое количество интересных мест, достопримечательностей. Нужны ли они нам? — Конечно, это очень хорошо для нашего края. И наша с вами задача сохранить и приумножить это богатство. Это наша гражданская ответственность, за будущее нашего края и нашей страны. А как? (беречь памятники, здания, природу, бережно относится друг к другу …) — Ну, и конечно главный город в нашем крае – это … Пермь. -А как же появился город Пермь? Он не сразу стал таким большим и красивым. В 1723 году на месте нынешнего мегаполиса стояла лишь небольшая деревня Егошиха, около которой полным ходом шло строительство медеплавильного завода… Ровно через год стройка превратилась в новое предприятие, Егошихинский завод, а деревня стала довольно большим рабочим поселком. Так постепенно и стал расти и процветать город Пермь. В 1781 Екатерина Великая жалует поселку статус губернского города, вместе с которым он получает и новое имя – Пермь, которое с наречения местных коренных народов означало — «лес», «местность». — Пермь – самый крупный город в Пермском крае. Здесь центр нашего края, в Перми много интересных мест. Здесь есть большой зоопарк, цирк, планетарий, много театров для детей и взрослых, много музеев, кинотеатров. | Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26-27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
Слайд 32 |
Посчитать сколько лет краю.
Работа в парах по партам.
Краткий рассказ учителя о легенде появления.
Краткий рассказ.
Высказывания детей. |
6. | Закрепление. |
|
|
| — Конечно, в нашем родном крае еще много интересного, и мы обязательно еще об этом поговорим. А сейчас давайте подведем итог нашего кл. часа.
— Возьмите карточку красного или синего цвета. -Итак, на карточке красного цвета вопрос, на карточке синего цвета ответ. Найдите пару вопрос-ответ. Вопросы:
Ответы:
|
|
Дети выбирают карточку по желанию
Проверка: чтение вопроса и ответа. |
7. | Домашнее задание. |
|
|
| — Ребята, у нас получились новые пары и домашнее задание вы будете делать этой парой. Вам нужно нарисовать и кратко рассказать об одном из достоинств нашего края. Например: о камене Ветлан, о флаге Пермского края … |
|
|
8. | Рефлексия. |
|
|
| — А сейчас закрываем глаза. Я называю слово, а вы представляете. Пермский край. Что представили? — Я надеюсь, что сегодня вы узнали что-то новое о своем крае, о нашей с вами Родине. Давайте сейчас еще посмотрим, какой же красивый наш Пермский край, край в котором мы живем. |
Слайды 33-36 |
Ответы детей. |