МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа

МО «Ахтубинский район»»

Конспект урока русского языка по теме

«Действительные и страдательные причастия.

Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени»

( 7 класс )

Учитель русского языка и литературы

Кликунова Елена Петровна

с.Золотуха

2012 год

Пояснительная записка.

Урок по теме «Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени» является третьим в системе уроков по теме «Причастие». Предлагаемый в традиционном планировании вариант изучения темы данного урока путем отработки каждой темы отдельно мне кажется не совсем рациональным, поэтому обычно даю все темы на одном уроке, а затем уже отрабатываю на практике. На данном уроке для отработки и представления достаточно обширного теоретического материала использован метод проектов, который позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений учащихся, связанных с критическим и творческим мышлением. Основной этап урока – это самостоятельная работа учащихся в группах по определенной проблеме. Может быть, названа она достаточно громко – Исследовательская работа, но, на мой взгляд, чем громче название, тем серьезнее и добросовестнее учащиеся отнесутся к делу (они еще дети и еще играют, а здесь предлагается поиграть в НИИ).

Конспект урока русского языка в 7 классе.

Тема урока: Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с действительными и страдательными причастиями, учить различать действительные и страдательные причастия;

  2. Познакомить со способами образования причастий.

  3. Развивать речевые навыки при построении устных высказываний, творческие и поисковые способности, общую эрудицию учащихся

  4. Воспитывать культуру общения

Ход урока:

  1. Организация класса.

  2. Фронтальный опрос – повторение ранее изученного.

Учитель: Мы продолжаем изучение темы «Причастие». На предыдущих уроках вы узнали, что причастие – это….(учащиеся отвечают, учитель по ходу ответа открывает слайд 2).

  1. Объявление новой темы

Учитель: Вид, время, число, падеж – категории для вас уже известные. Сегодня же вы познакомитесь еще с одной морфологической характеристикой причастия. Мы будем говорить о причастиях действительных и страдательных. Давайте запишем в тетради тему урока. (Слайд 1)

  1. Объяснение новой темы методом наблюдения.

Учитель: Я вам предлагаю посмотреть внимательно на слайд (слайд 3) и прочитать словосочетания в первом столбике, в котором я расположила действительные причастия.

— Прочитайте словосочетания из второго столбика – это страдательные причастия. Кто-нибудь сам смог догадаться, почему одни – действительные, а другие – страдательные?

(Когда мы только начинали изучать причастие, мы говорили, что причастие обозначает признак предмета, создаваемый действием самого предмета или действие над этим предметом. Вспомнив это, вы можете ответить на мой вопрос?)

— Давайте сделаем вывод:

Действительные причастия обозначают признак….

Приведите примеры действительных причастий.

Страдательные причастия обозначают признак….

Приведите примеры страдательных причастий.

— Эти выводы записаны у вас в учебнике на странице 38. Дома вы их еще раз прочитаете, выучите и закрепите, выполнив упражнение №83. Но это дома.

  1. Исследовательская работа учащихся по теме «Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени».

Учитель: — А сейчас мы с вами проведем небольшое исследование, во время которого попробуем выяснить, как же образуются действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Мы заранее разделились на группы, каждая из которых будет работать над своей задачей.

— Каждой группе будет дано задание, которое поможет вам самостоятельно сформулировать правила образования причастий. Прежде, чем вы начнете работать, давайте вспомним: Какие глаголы называются переходными, какие – непереходными? Эти знания вам понадобятся в вашем исследовании.

1 группа: Как образуются действительные причастия настоящего времени?

2 группа: Как образуются действительные причастия прошедшего времени?

3 группа: Как образуются страдательные причастия настоящего времени?

4 группа: Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?

— На работу вам даётся 15 минут. Затем каждая группа представит всем нам свои выводы.

Исследовательская работа № 1.

Цель исследования: выяснить, от основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени.

Результаты исследования записать в таблицу:

Образование действительных причастий настоящего времени.

Глаголы переходные и непереходные

Суффиксы

Пример

вид

спряжение

Выполните задания:

  1. Прочитайте глаголы и образованные от них действительные причастия настоящего времени. Определите вид и спряжение глаголов. Выделите суффиксы причастий.

Читать ( _____ вид, ____ спр.) — читающий

Шептать ( _____ вид, ____ спр.) — шепчущий

Улыбаться ( _____ вид, ____ спр.) — улыбающийся

Дышать ( _____ вид, ____ спр.) – дышащий

Красить ( _____ вид, ____ спр.) — красящий

Лечить ( _____ вид, ____ спр.) — лечащий

Любить ( _____ вид, ____ спр.) — любящий

Приехать ( _____ вид, ____ спр.) —

  1. От какого глагола не удалось образовать причастия? Какого вида данный глагол? Какого вида остальные глаголы? Запишите в таблицу, от глаголов какого вида можно образовать действительные причастия настоящего времени.

  2. С помощью каких суффиксов образованы причастия от глаголов 1 спряжения? Запишите в таблицу ваше наблюдение.

  3. С помощью каких суффиксов образованы причастия от глаголов II спряжения? Запишите в таблицу ваше наблюдение.

  4. Опираясь на таблицу, сформулируйте правило образования действительных причастий настоящего времени.

  5. Дополните таблицу своими примерами.

Исследовательская работа № 2.

Цель исследования: выяснить, от основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени.

Результаты исследования записать в таблицу:

Образование действительных причастий прошедшего времени.

Глаголы переходные и непереходные

Суффиксы

Пример

вид

спряжение

Выполните задания:

  1. Прочитайте глаголы и образованные от них действительные причастия прошедшего времени. Определите вид и спряжение глаголов. Выделите суффиксы причастий:

Приехать ( _____ вид, ____ спр.) – приехавший

Засеять ( _____ вид, ____ спр.) – засеявший

Построить ( _____ вид, ____ спр.) – построивший

Учить ( _____ вид, ____ спр.) – учивший

Нести ( _____ вид, ____ спр.) – несший

Увянуть ( _____ вид, ____ спр.) – увядший

  1. Зависит ли выбор суффикса от спряжения и вида глагола?

  2. Запишите свои выводы в таблицу. Приведите свои примеры.

Исследовательская работа № 3.

Цель исследования: выяснить, от основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени.

Результаты исследования записать в таблицу:

Образование страдательных причастий настоящего времени.

Глаголы переходные

Суффиксы

Пример

вид

спряжение

Выполните задания:

  1. Прочитайте глаголы и образованные от них страдательные причастия настоящего времени. Определите вид и спряжение глаголов. Выделите суффиксы причастий:

Уважать ( _____ вид, ____ спр.) – уважаемый

Составлять ( _____ вид, ____ спр.) – составляемый

Вести ( _____ вид, ____ спр.) – ведомый

Видеть ( _____ вид, ____ спр.) – видимый

Носить ( _____ вид, ____ спр.) – носимый

Слышать ( _____ вид, ____ спр.) – слышимый

  1. С помощью каких суффиксов образованы причастия от глаголов 1 спряжения? Запишите в таблицу ваше наблюдение.

  2. С помощью каких суффиксов образованы причастия от глаголов II спряжения? Запишите в таблицу ваше наблюдение.

  3. Образуйте страдательные причастия настоящего времени от глаголов прочитать, сделать, увидеть. Вам это удалось? Чем отличаются эти глаголы от записанных выше? Запишите ваше наблюдение в таблицу.

  4. Дополните таблицу своими примерами.

Исследовательская работа № 4.

Цель исследования: выяснить, от основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени.

Результаты исследования записать в таблицу:

Образование страдательных причастий прошедшего времени.

Глаголы переходные

Суффиксы

Пример

вид

спряжение

Выполните задания:

  1. Прочитайте глаголы и образованные от них страдательные причастия прошедшего времени. Определите вид и спряжение глаголов. Выделите суффиксы причастий:

Обещать ( _____ вид, ____ спр.) – обещанный

Прочитать ( _____ вид, ____ спр.) – прочитанный

Привести ( _____ вид, ____ спр.) – приведённый

Исправлять ( _____ вид, ____ спр.) – исправленный

Сомкнуть ( _____ вид, ____ спр.) – сомкнутый

Приехать (_____ вид, ____ спр.) – ?

  1. Зависит ли выбор суффикса от спряжения и вида глагола?

  2. Запишите свои выводы в таблицу. Приведите свои примеры.

  3. Почему нельзя образовать страдательное причастие прошедшего времени от глагола приехать?

  1. Представление результатов исследований.

По окончании работы каждая группа ( 1 представитель группы) докладывает свои выводы классу. После каждого выступления сравниваем работы учащихся с вариантами учителя. (Слайды 5, 6, 7, 8)

  1. Знакомство с обобщающей таблицей «Образование причастий» (слайд 9).

  1. Закрепление материала.

Слайд 10 : образовать от данных глаголов все возможные формы причастий.

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Что нового узнали? Какие знания вам понадобились для изучения новой темы?

Что понравилось на уроке? Что оказалось трудным?

  1. Домашнее задание: изучить п.14 – 19, составить обобщающую таблицу «Образование причастий», выполнить упражнение 83 (обязательно выделить все суффиксы причастий).

Использованная литература:

  1. «Русский язык», 7 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., М.: Просвещение, 2010 год

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here