Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Биляр — Озерская средняя общеобразовательная школа
Нурлатского муниципального района Республики Татарстан»
|
Конспект открытого урока
по окружающему миру в 1 классе,
проведенного в рамках кустового конкурса
«Учитель года 2015»
Составила
учитель 1квалификационной категории
Пенькова Елена Геннадьевна
2014/2015 г, Биляр- Озеро
Тема: «Как помочь птицам зимой?»
Тип урока: открытие новых знаний на основе жизненного опыта.
Вид урока: комбинированный
Цель урока: раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.
Задачи, направленные на формирование универсальных учебных действий:
Предметные результаты:
-
Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях
-
Правильно подбирать корм для птиц
-
Уметь изготовить простейшую кормушку
-
Знать правила подкормки птиц
Личностные:
-
Формирование интереса к изучению родной природы
-
Понимать важность заботы о зимующих птицах
-
Повышение уровня мотивации учебной деятельности
-
Формирование бережного отношения человека к птицам
-
Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения в природе
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
-
Наблюдать и различать зимующих птиц по рисункам, по описаниям и в природе, знать их названия
-
Изготавливать простейшие кормушки
-
Подбирать для птиц корм
-
Запомнить правила подкормки птиц
Коммуникативные УУД:
-
Участие в диалоге
-
Обсуждать, слушать и понимать речь других
-
Отвечать на вопросы
-
Работать в группе
Регулятивные УУД:
-
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять
-
Определять и формулировать цель своей деятельности
-
Оценивать свои достижения
-
Учиться делать самооценку своей деятельности на уроке
Оборудование: Компьютер, презентация, плакаты «Зимующие и перелётные птицы»
аппликации и рисунки с изображением зимующих птиц ( для оформления класса), выставка кормушек, детали птиц
Организационная структура урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия | |
1.Организационный момент. Психологический настрой. | Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Зовут меня …. Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудиться Работаем старательно, Слушаем внимательно. Нас на уроке приветствует зимнее солнышко и дарит нам свои волшебные лучики: счастья, добра, здоровья. И я вам дарю лучик добра и знаний. Чтобы вы были добрыми, вежливыми, уважали друг друга и окружающих, и чтоб на уроках получали знания, которые вам понадобятся в жизни. — Ребята, а с каким настроением вы пришли на урок? -Если у вас настроение хорошее, веселое, то вы показываете солнышко. А если оно у вас грустное, то тучку. |
Внимательно слушают
Показывают солнышки и тучки | Регулятивные УУД: — организация своего рабочего места Личностные УУД: — формировать интерес к изучению родной природы; — повышать уровень мотивации учебной деятельности |
2.Актуализация знаний. Введение в тему. | Давайте мысленно перенесемся мы в зимний волшебный лес. — Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой — Закройте глаза.(звучит запись голосов птиц) Что вы услышали сейчас? — В какое время года можно услышать голоса птиц? — А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? — Почему?
— Когда поют птицы?
Зимой птицам не до песен. Голодно зимой в лесу и зверям и птицам.
— Как птицам перезимовать? Известно, что у птах Нет ни халатов ватных, Ни байковых рубах. У многих даже нет гнезда: Они в грозу, и в град, И под дождем, и в холода На ветках сидя спят. — Ребята, догадайтесь, кому же будет посвящен наш урок? — Да. Сегодня мы будем говорить о птицах: о том ,как помочь им пережить трудное зимнее время. —Я вам расскажу сказку. Однажды собрались 4 волшебника – художника: ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ. Собрались и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали они друг за другом разрисовывать землю, луга, поля, леса. Первой взялась за кисть зима. Она ходит в больших мягких валенках по горам, лугам, полям, лесам, одевает деревья в белоснежный наряд, Белым ровным слоем покрыл снег землю. Ночью идёт снежок. А утром на снегу можно увидеть много таинственных значков, точек, чёрточек. Значит, ночью здесь были разные лесные жители. С — Что это? Слайд — А следы всех ли птиц можно увидеть на лесной поляне? -Почему?
— а каких перелетных птиц вы можете назвать? слайд
— А как нам назвать птиц , которые оставляют эти следы? -Значит о каких птицах будем говорить на уроке? — Давайте сформулируем задачи урока, продолжив мои предложения: — Мы должны научиться______
-Мы должны выяснить_______
| (Дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода)
-птицы поют.
— летом. — нет, нельзя.
— им холодно и голодно. — когда им тепло и они сыты.
— птицам.
— следы птиц.
— нет — нет перелетных птиц, так как они улетают на юг, нет корма и холодно. Скворцы, ласточки, грачи, жаворонки, соловьи, утки
— зимующие — о зимующих
-различать зимующих птиц. -Мы должны выяснить чем можем им помочь в трудное зимнее время. |
Познавательные УУД: —общеучебные — осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках зимы, перелетных птицах; — логические – осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта). Коммуникативные УУД: — умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные УУД: — проявление интереса к новому учебному материалу. Регулятивные УУД: — в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
|
3.Изучение нового материала | Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете.? Отгадайте загадки: — А это что за птичка? Я весь день ловлю жуков Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю слайд А кто из вас знает, почему так называется птичка? (Есть такое предположение, что воробей — сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.) — Как вы думаете, а какую пользу приносит воробей
2) Спинка зеленоватая Животиком желтоватая Чёрненькая шапочка И полоска галстучка. слайд
— А какую пользу приносят синицы, кто знает
3)Непоседа пёстрая Птица длиннохвостая Птица говорливая Самая болтливая слайд
4) Окраска сероватая Повадка вороватая Крикунья хрипловатая Известная персона Кто это? Слайд
5) Известно с давних нам времён Что это птица – почтальон слайд
6) Ну а кто скажите нам Ловко лазит по стволам Вверх и вниз и тут и там Кто мелькает целый день? Это птица слайд
7) -Что это за птичка? Он в своей лесной палате Носит пестренький халатик, Он деревья лечит. Постучит – и легче. Слайд
— А кто из вас знает, как эту птичку ещё называют и почему? — Кто знает, какую пользу он приносит? — Молодцы!
8)- А эта птичка как называется? Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистый, Кле! Кле! Кле! – поёт со свистом? Слайд — У клеста необычный клюв- с загнутыми перекрещенными концами. Этот клюв хорошо приспособлен для шелушения еловых шишек, семенами которых он питается зимой. Клёст — зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков тем, что птенцов она выводит зимой. — Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой?
|
— воробей
— Кормит своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не кусали
— синица
-Они сад стерегут от насекомых – вредителей)
— сорока
— ворона
— голубь
-поползень
— дятел
-Санитаром или лесным доктором) Он своим клювом-молоточком выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. А ещё в них спят летучие мыши и белки- летяги. Дятел достаёт из-под коры вредителей, так он лечит деревья.)
— клест
— В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться |
Познавательные УУД: — перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; — наблюдать и делать выводы; — дополнение и расширение имеющихся знаний; — знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
Коммуникативные УУД: — участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); — приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
|
4.Физкультминутка | «Фолоу зе лидер» Я включаю музыку первый ведущий показывает движение. Музыка останавливается, лидером становится следующий и т. д | Выполняют движения | Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, самостоятельное оценивание правильности выполнения действий |
5.Продолжение изучения темы | — Над какой проблемой мы работаем на уроке? Самый опасный зимний период для птиц. — Что опаснее холод или голод? Корма очень мало и его трудно добывать из- под снега и птички жмутся к человеческому жилью. С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна., 9 синиц погибают. Вам их жалко ? Синичка нас спросила: Кто им поможет? — Как же может помочь человек зимой ?
Что за стол среди берез Под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом. (Кормушки)
Кормушки бывают разные, посмотрите слайд — Мало сделать кормушку, надо знать, что в нее можно положить. — Чем кормятся птицы и что они любят ? Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся— А сейчас давайте посмотрим слайды, чем же можно кормить птиц? Слайды «чем кормить птиц»
| Как помочь зимой птицам
голод
— человек
— он может подкармливать птиц., изготовлять кормушки для них.
Семенами, зернышками крошками хлеба, не соленым салом. | Познавательные УУД: — чтение и слушание; — умение извлекать нужную информацию; — дополнение и расширение имеющихся знаний
Личностные: осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам.
|
6.Закрепление и обобщение материала. | 1.)Игра « Собери птичку» ( 2 карточки с изображением птиц разрезать на детали по количеству человек и надписать на первой – 1, на второй- 2.; разложить вперемешку. Дети подходят и берут, кому какая достанется. Таким образом разделились на 2 группы. Дети собирают птичек и рассказывают о своей птичке.
2.) Тест 1. Почему птицы осенью улетают на юг ? 1) становится холодно 2) земля покрывается снегом 3) нет корма 2. Какая птица зимующая? 1)сорока 2)грач 3)утка
3. Какая птица имеет ярко – красную грудку? 1)поползень 2) клёст 3) снегирь 4. Какие птицы ждут у кормушки кусочки сала? 1) снегири 2) синицы 3) вороны 5. Как помочь птицам зимой ? 1) развести костёр 2) сделать кормушки 3) устроить тёплое жильё
|
-дети собирают из деталей птичек.
С помощью сигнальных карточек – их у каждого (1,2,3).Дети выбирают нужный ответ под цифрой.
|
|
8.Подведение итогов урока. | — Чем запомнился вам урок? -Что нового вы узнали на уроке? Вывод: Самое главное что многие из вас, наверное поняли, что охрана нашей природы- это наша забота. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои веселые, звонкие песни.
| -отвечают что нового узнали на уроке. |
|
9.Рефлексия урока. | — ребята, давайте оценим свою работу на уроке. Если было все понятно и вы довольны своей работой- поместите птичку в кормушку. Если нет – рядом с кормушкой.
За то , что вы слушали все внимательно, Задания все выполняли старательно. Хочу я картинки с птицами вам подарить. Картинки раскрасьте, а птиц не забудьте кормить.
Спасибо за урок. | Рассаживают своих птичек в кормушку | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и оценивают результат своей работы.
|