Урок окружающего мира в 1 классе

Тема: Когда появилась одежда.

Цели деятельности педагога: познакомить с историей создания одежды, с разнообразием современной одежды; воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты образования

Предметные: познакомиться с историей одежды, разнообразием современной одежды; научиться подбирать для некоторых случаев подходящую одежду.

Личностные: воспитывать ответственное отношение к своему внешнему виду, использовать свои жизненные наблюдения и творческие способности в процессе работы над темой урока.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий):

Познавательные: сравнивать разные виды одежды; придумывать свои модели.

Регулятивные: формулировать тему и учебную задачу урока с помощью учителя; принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в соответствии с установкой учителя и самостоятельно оценивать правильность их выполнения.

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками в парной деятельности; слушать собеседников, участвовать в диалоге и строить свои высказывания в процессе обсуждения по теме урока.

Формы и методы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная, объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова; рабочая тетрадь на печатной основе; рисунки с костюмами разных эпох.

Технические средства обучения: презентация Microsoft PowerPoint «Когда появилась одежда?»; мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1 класс.

  1. Организационный момент.

— Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.

II. Мотивация и целеполагание.

— Я предлагаю вам вспомнить, какие темы мы изучали на предыдущих уроках и на какие вопросы искали ответы?

(Когда учиться интересно?

Когда наступит лето?

Когда придёт суббота?) ,т.е. мы искали ответ на вопрос КОГДА?

(карточка со словом КОГДА вывешивается на доску)

И сегодня это слово будет ключевым в нашей работе.

— Чтобы узнать второе слово, отгадаем загадки:

1. Лохматый пес

Тепло принес:

Хозяина обнимает,

От стужи укрывает. (шуба)

2. Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (шарф)

3. У нее есть капюшон,

Бывает мехом опушен. (куртка)

4. Упрятались голышки

В лохматые мешки:

Четверо вместе,

Один – не на месте. (варежки)

— Как назвать одним словом эти предметы? Одежда

На доске появляется карточка со словом ОДЕЖДА.

— Это второе слово, которое поможет определить тему нашего урока.

— Кто догадался?

КОГДА ПОЯВИЛАСЬ ОДЕЖДА?

— А что бы вы хотели узнать про одежду?(Ответы детей)

— Итак, мы сегодня будем путешествовать из прошлого в настоящее и постараемся ответить на все ваши вопросы.

III.Усвоение новых знаний и способов действий.

— Ребята, а что такое «одежда»?

— Где мы можем посмотреть точное значение этого слова? (в словаре)

-Давайте послушаем, как в словаре дается толкование этого слова.

(ученик читает из словаря В.И.Даля)

Игра-физминутка «Одежда или нет»

— Я буду называть предметы. Если назову предмет , который относится к одежде – хлопайте в ладоши. Если нет- приседайте.

пальто кепка

брюки босоножки

сапоги пиджак

шорты юбка

— Как вы думаете, когда появилась одежда?

-На нашей планете люди живут миллионы лет. Историки весь этот период делят на время до нашей эры и нашу эру, чуть больше 2000 лет.

— Вы сказали, что одежда появилась очень давно. А как давно? До нашей эры или в нашу эру?

— Давайте послушаем, что об этом удалось узнать нашим ребятам.

(Три ученика читают сообщения, которые сопровождаются показом слайдов)

— Верно ли наше предположение?

— Итак, из далёкого прошлого, из древности, мы продвигаемся вперёд. Постепенно человек научился делать ткань и шить из нее одежду.

Но это была еще совсем не та одежда, к которой мы привыкли.

Ткань была грубая, толстая. СЛАЙД

Нити переплетали между собой, протыкая тонкой палочкой.

ТЫКАТЬ -ТКАТЬ

Отсюда появилось слово ТКАТЬ. СЛАЙД

Умелец – ТКАЧ, а изделие – ТКАНЬ

— И только гораздо позже появились ткацкие станки. СЛАЙД

-Пока одежда стала такой, как мы привыкли ее видеть, прошло много веков.

— Перед вами стояла задача: нарисовать костюмы разных эпох и определить место своего костюма на ленте времени.

— Понаблюдайте, как менялась одежда человека?

— Как выдумаете, удобно ли нам было бы носить такую одежду?

— Для удобства мы носим одежду разнообразную:

надеваем по сезону,

в зависимости от того, чем занимаемся.

— Можно ли по одежде догадаться, куда собрался человек или чем он будет заниматься? (домашняя, для занятий спортом, деловой костюм)

— И на вас тоже одежда специальная (школьная форма)

Встаньте, продемонстрируйте вашу форму.

Физминутка.

— Ребята, знаете ли вы, кто придумывает новые модели одежды?

(Дизайнер, модельер, швея) СЛАЙД

Работа в парах.

— Я предлагаю вам побыть дизайнерами одежды.

— У вас на партах лежат конверты. В них модели одежды.

Наша задача — одеть маленьких манекенщиц:

1 ряд – на прогулку в холодную погоду;

2 ряд – на занятия спортом;

3 ряд – на прогулку в теплый летний день.

(покажите друг другу, какие наряды на ваших моделях)

Работа с применением мультимедийного приложения к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир 1 класс»

— По одежде можно определить, человек какой профессии перед вами.

Как называется такая одежда? (профессиональная)

Попробуем это сделать.

(2 человека работают у доски, остальные — в тетради на печатной основе) Проверим.

— Ребята, а что надо делать, чтобы одежда служила долго?

(Ответы детей?)

— Мы с вами проследили весь путь – как менялась одежда человека от появления до наших дней.

— Как выдумаете, какую одежду будут носить в будущем? (Ответы детей)

Рефлексия. СЛАЙД

— Ребята, у вас есть сигнальные карточки.

Выберите ту, которая покажет, понравился ли вам урок, было ли вам интересно.

Дополнительно к уроку

  1. Какую одежду носили на Руси?

Большая часть жителей на Руси занималась земледелием. Одевались они так, чтобы удобно было обрабатывать землю. Ухаживать за домашними животными и выполнять другую работу.

Мужчины поверх штанов носили короткую рубаху – косоворотку, с медными, костяными или деревянными пуговицами. Рубаху подпоясывали кожаным поясом с медной пряжкой. Поскольку карманов не было, то к поясу подвязывали ключи, нож и др.мелочи. Зимой поверх рубахи надевали овчинный тулуп.

Женщины шили длинные, почти до пят, рубахи. Поверх рубахи надевали широкую юбку или сарафан. Как и сейчас, женщины любили украшения.

Купцы и знатные люди носили сапоги. Крестьяне носили лапти.

Их плели из бересты, из лыка. Служили лапти недолго. В мокрую погоду лапти приходили в негодность за 4-5 дней, а в поле – за 3 дня.

  1. В устном народном творчестве существует много загадок, пословиц и поговорок об одежде.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here