• Окружающий мир . 1 класс.

  • К учебнику А.А.Плешакова.

Тема: Кто такие насекомые.

Цель:

-формировать представления у детей о классе насекомых, их разнообразии и значении для природы; выделить их существенные и отличительные признаки;

Задачи:

развивать логическое мышление ( синтез, анализ, классификация, обобщение);

— развивать коммуникативные качества речи;

Оборудование: презентация, картинка с изображением насекомых, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

II. Проверка домашнего задания.

— О чем мы говорили на прошлом уроке?

— Кто такие рыбы?

— Каких речных рыб вы знаете?

— Приведите примеры морских рыб

— Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с животными.

III. Новый материал.

— Наш Муравьишка пригласил мудрую Черепаху в гости к своим друзьям. Давайте отгадаем, кто это?

1. На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь (кузнечик)

2. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат (цапля)

3. Над прудом гибкая лоза,

На ней повисла …

(стрекоза)

4. Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком и поделится медком (пчела)

5. Летит, пищит, ножки длинные тащит,
Случай не упустит, сядет и укусит (комар)

6. Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(бабочка)

7. Ростом мал, но работящий и охотник настоящий,
Дом из хвои собирает, лес от гусениц спасает (муравей)

8. Зима ушла за тридевять земель, над лугом загудел лохматый :(шмель)

— Кто здесь лишний? (цапля) Почему? (птица) (картинка)

— А как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (о насекомых)

III. Сообщение темы.

— Как вы уже догадались тема нашего сегодняшнего урока: Кто такие насекомые!

— А вот какие задачи мы сегодня будем решать на уроке, давайте прочтем в учебнике на стр.32.

Живут эти животные везде:

на воде и под водой;

на земле и под землей;

в густой траве;

и в старом пне.

— А как же узнать нам насекомое?

1) Работа с учебником стр.32 рисунок

— Посмотрите внимательно и скажите кто изображен на рисунке?

— Как вы думаете, кто здесь насекомое?

— А что бы убедиться, кто был прав, давайте разберемся, кто же такие насекомые?

— Узнать это нам помогут основные признаки, которые есть только у насекомых.

2) Определение признаков насекомых

— Ребята, посмотрите внимательно на доску, вам старшеклассники, приготовили материал, который поможет нам выделить основные признаки насекомых.

-Давайте назовем, кто здесь нарисован (дети называют и показывают)

— Посмотрите, внимательно и скажите, какие одинаковые части есть у всех насекомых.

По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.

1 признак

«6 ног»

— У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в «корзиночки» на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания

— Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?( наличием ног)

Давайте с вами внимательно посмотрим и посчитаем сколько ног у насекомых. (Считаем совместно с детьми)

Так сколько же ног мы насчитали? (6 ног)

2 признак

— Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых.

— Какие части тела насекомого вы видите? (голова, грудь, брюшко…)

Выставляются таблички.

«голова»

«грудь»

«брюшко»

— в чём же вы видите особенность строения тела насекомых? (тело разделено)

Значит, тело насекомого состоит из 3 частей.

3 признак насекомых (наличие усиков)

Давайте внимательно посмотрим что есть на голове у насекомых, но нет у других животных? (Усики)

— Как вы думаете, зачем насекомым нужны усики?

— А чем питаются ночные бабочки? (нектаром).

— А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. ( Им помогает запах).

— Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.

— Усики характерный признак многих насекомых, который помогает им питаться (появляется табличка на доске).

Усики- характерный признак многих насекомых

— А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)

— Посмотрите, у меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых?(похожи на то, как питаются насекомые)

— А сейчас давайте проверим ваши предположения и определим какое отношение эти предметы имеют к насекомым.( Рассказ сопровождается показом)

— Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки

— Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь

— Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка

Вот так разнообразно питаются насекомые.

4 признак (наличие двух пар крыльев)

-Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других животных?(6 ног, две пары , есть усики, строение тела другое)

— Что помогает их передвижению?(крылья)

— У животных, какой группы тоже есть крылья?(у птиц) Сколько их?(пара)

— Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?(4 крылышка)

Появляется табличка «две пары крыльев»

Но у всех ли насекомых есть крылья? Есть и такие, у которых их нет( муравьи, тараканы и другие).

— А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые» (голова, грудь, брюшко, 6 ног, усики, 2пары крыльев)

IV. Физминутка «Кузнечики»
Поднимаем плечики,
Прыгают кузнечики
1,2 сели,
Травушку поели
Тихо, тихо высоко
Прыгаем на носках легко

V. Работа по теме урока

1) Работа с учебником стр.32 рисунок

— Давайте вернемся, к картинке в учебнике и посмотрим, уже зная основные признаки насекомых, кто же здесь насекомое?

— Почему другие животные не являются насекомыми

  1. Работа у доски

Давайте посмотрим, все ли насекомые имеют признаки которые мы с вами выделили? ( у нескольких насекомых определяем эти признаки у доски, дети выходят и показывают)

  1. Индивидуальная работа по карточкам. Игра «Чего не хватает»

Посмотрите внимательно, у вас на столах лежат карточки, на которых нарисовано насекомое.

— Кто скажет, как называется это насекомое?

— Посмотрите внимательно, у вашего насекомого не хватает какой то части, определите эту часть и карандашом дорисуйте ее. (Выполнение задания)

— А сейчас отдайте свою работу соседу и проверьте, как вы справились с заданием. Если необходимо, карандашиком исправьте ошибку соседа.

VI. ФИЗМИНУТКА

— Встали, я сейчас проверю кто у нас внимательный, я буду называть животных. Если это насекомое, то вы показываете, что оно делает.

Пчела, муравей, карась, кузнечик, бабочка, воробей, стрекоза, таракан.

— Молодцы, вы были очень внимательны, а сейчас тихо садимся.

VII. Работа по теме урока.

1) Работа у доски

— А каких вы еще знаете насекомых, которые обитают в нашей области?

-Да, мир насекомых в нашей области разнообразен, давайте посмотрим, на картинке на доске и скажем, какие насекомые у нас обитают.

2) Обобщение

Итак, мы познакомились с новым классом животных – классом «Насекомые». Тело насекомого покрыто полосками, будто бы насечено. Поэтому они и называются «насекомые», от слова «насечка», «насекать».

Их называют хозяевами планеты Земля. Это самая многочисленная группа живых организмов на Земле. Насекомые живут поодиночке и большими семьями. Насекомые питаются по-разному. Среди них есть любители растений и хищники, кровососущие и поедатели шерсти и ткани.

Насекомые имеют прекрасный слух, зрение и обоняние. Они могут защищаться, кусаться, жалить, прокалывать кожу.

— Среди насекомых есть как полезные насекомые, так и вредные.

-Назовите вредных насекомых (колорадский жук, комары, муха цеце, бабочка капустница, тля, моль)

— Назовите полезных насекомых. ( пчела, муравьи, жуки, бабочки).

— Что вы знаете об этих насекомых?

Рассказ детей.

Польза:

Пчёлы — основные опылители почти всех цветковых растений. Но они также польза, приносимая пчелами в борьбе с различными вредными насекомыми в полях, фруктовых садах и т. д. Дело в том, что выбирая из цветов весь нектар, которым могли бы питаться и вредные насекомые, пчелы лишают последних возможности существования.

Лидером по истреблению вредных насекомых считается рыжий муравей. Когда они роют подземные ходы, то при этом рыхлят почву, обогащают органическими удобрениями, перемешивая землю и разносят семена.

Божьи коровки и их личинки питаются тлёй. Жуки-навозники и их личинки, поедая навоз, являются своеобразными санитарами.

Польза бабочек и в том, что они являются пищей для птиц. Среди бабочек есть и одомашненные формы. Это дубовый и тутовый шелкопряды. Которые человек использует как сырьем для получения шелка.

Вред.

Колорадский жук нападает на кусты картофеля и томатов, съедая листья. В результате не образуются плоды, и куст погибает.

Некоторые комары переносят такие заболевания, как: малярия, москитная лихорадка, а мухи — возбудителей желудочно-кишечных заболеваний.

Моль, а особенно ее гусеницы, являются главным сельскохозяйственным вредителем: она ест яблони и капусту. Но нам больше всего знакома домашняя моль, которая ест ткань и мех.

— Но, несмотря на это все насекомые важны.

VI. Рефлексия

— Кто же такие насекомые?

Скажите, вам понравился наш сегодняшний урок. Если да, то у наших смайликов нарисуйте улыбку, если, нет, то грустное лицо.

VII. Итог урока

— Похлопаем себе. Какие мы молодцы сегодня. Со всем справились. И на память о нашем уроке вы получаете наклейку с насекомым.

— Всем спасибо. Урок окончен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here