Технологическая карта урока
окружающего мира в 1 классе по теме «Твёрдые тела, жидкости и газы»
Дидактическая задача. Создать условия для ознакомления учащихся с тремя состояниями физических тел.
Задачи на урок:
1.Личностные – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
2.Метапредметные
—познавательные – формирование умения находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы
—регулятивные – формирование умения определять цель деятельности на уроке; умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
—коммуникативные – формирование умения работать в парах;
3.Предметные: — познакомить со свойствами твердых, жидких и газообразных тел.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник Окружающий мир 1 класс часть 2 Я и мир вокруг А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан; рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. Для практической работы: деревянный брусок, вода в бутылке, стекляные колбы разной формы, стаканчики у каждого, карандаш, ластик, твердое полезное ископаемое, шприц.
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
Ι. Актуализация знания и постановка учебной проблемы
| 1. – Назовите природные богатства, о которых мы говорили на прошлом уроке. – На какие группы мы их разделили? 2. – Нас окружает много разных вещей. – Ребята, что вы заметили? – Что вы можете сказать об увиденном?– Нас окружают различные предметы, по-другому их называют «физические тела». – Как вы думаете, они все одинаковы? – Чем они отличаются? (Брусок – твёрдый, вода – жидкая, воздух – газ.) Возможно, дети не догадаются, тогда учитель подписывает сам. Запись на доске (таблица): Твёрдые тела Жидкости Газы
3. – Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? – На какие вопросы вы хотите получить ответ?
(- в чем сходство и различие твердых, жидких и газообразных тел? — каковы основные свойства этих тел?) |
Учитель показывает деревянный брусок, демонстрирует воду в бутылке.
Фиксирование на доске
Повторяет наиболее правильную формулировку и записывает на доске; записывает на доске вопросы, составляя тем самым вопросный план. | Вспоминают ранее изученное
Предположения детей.
Высказывают свои предположения | формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л); формирование умения высказывать своё предположение на основе жизненного опыта (Р);
формирование умения выделять и формулировать познавательную цель (П);
формирование умения планировать свою деятельность (Р). |
ΙΙ. Совместное открытие знания
| Посмотрите на сосуды с водой. Что вы можете сказать о количестве воды в сосудах?
А сейчас?
У каждой пары деревянная модель геометрического тела, пластиковый стакан, ластик, пластиковый кубик, шприц и кусочек полезного ископаемого (гранит, кварц, каменный уголь) — Возьмите в руки деревянную модель, какую форму она имеет? — Сожмите модель. Можете ли вы с помощью сжатия изменить её форму? — Проделайте тоже самое с кубиком, с полезным ископаемым. — Положите ластик в стакан. Изменилась ли его форма? — Какой вывод можно сделать? — Как вы думаете, можно ли сжать воду? — Наберите воды в шприц, закройте отверстие пальцем и нажмите на поршень шприца. — Что произошло? — Какой вывод сделаете? — Проделайте тоже самое с воздухом. — Какой вывод?
| Демонстрация опыта Три сосуда разной формы с одинаковым количеством воды. Вода переливается в одинаковые сосуды.
Организация работы в парах | высказывают свои предположения (Скорее всего дети скажут, что воды в одном из сосудов больше, в другом меньше и т. д.) Делают вывод: форма жидкости зависит от сосуда, в котором она находится. Выясняют свойства твердых тел и воздуха
Выполняют задания, делают вывод: твердые тела имеют постоянную форму, их нельзя сжать.
Предположения детей Вывод: воду, как и твердые тела нельзя сжать Воздух – сжимается. | Формирование умения находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (П); формирование умения на основе анализа объектов делать выводы (П);
формирование умения работать в паре (К)
формирование умения перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса (П);
|
ΙΙ. Применение нового знания
| Работа по учебнику 1. – Рассмотрите рисунки на с. 37. – Во что превращается вода, если её сильно нагреть? – Что получится, если охладить пар на стекле? – А что будет, если заморозить воду? – Сделайте вывод, что же происходит с водой?
2. – Рассмотрите иллюстрацию на с. 37. Вы знаете, что вода очень любит путешествовать. Послушайте сказку. Дети рассматривают иллюстрацию, учитель читает сказку.
Сказка о путешествии воды. Однажды в тёплый день вода в озере отдыхала. Ярко светило солнышко. Вода разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким лёгким, что быстро унёсся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в большие тучи. Наконец тучам стало так тесно, что они начали толкаться, грохотать и метать молнии. От обиды у них потекли слёзы, которые люди называли дождём. Дождь падал на землю. Вода собиралась в ручейки и стекала в озеро. Оно снова пополнилось до краёв, и в следующий жаркий день эта история повторилась с самого начала.
– Вот такая интересная история. — А какая сказка, рассказывает нам о свойствах воды? Посмотрите на иллюстрации.
Работа в тетради стр.50 № 1, 2
| Организация работы в парах
Организация самостоятельной работы | Работа в парах по заданиям учебника
Самостоятельная работа в рабочей тетради. | формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу; умения планировать свою деятельность (Р); формирование умения работать в паре (К)
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; отличать верно выполненное задание от неверного (Р).
|
ΙV. Итог урока. Рефлексия | – Чему мы учились на уроке? – На какие вопросы мы сегодня ответили? – Что нового мы узнали? – Для чего нужен сегодняшний урок?
– Что у вас получилось сегодня лучше всего? – Какое задание вызвало затруднения? — Как вы оцените свою работу? | Организация оценивания деятельности учащихся | Самооценка деятельности | формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П); давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (совместно с учителем) (Р)
|