Тема урока: «Весна в природе»
Оборудование: учебники, хрестоматии, видеозапись «Сосульки», картина, ноутбук, оборудование для опыта «Чист ли лёд?» (белые салфетки), одноразовые тарелки, лёд)
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы урока: частично – поисковый, наглядный, словесный, практический.
Место урока: первый урок по разделу.
Формы проведения урока: коллективная, фронтальная, парная
Цели урока:
1. Обобщить жизненные наблюдения детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы; рассмотреть правила безопасного поведения во время зимних игр.
2. Развивать наблюдательность, устную речь, творческие и познавательные способности
3. Воспитывать любовь к родной природе, чувство прекрасного, чувство самосохранения и безопасности во время игр зимой.
Ход урока
I. Организационный момент.
— С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не скучать,
А работать, отвечать!
— Все готовы работать на уроке?
— У всех ли бодрое и весёлое настроение?
— Тогда с хорошим настроением продолжим урок
II. Актуализация знаний.
Слайд № 2-3
— Прежде чем объявить тему урока, я хотела бы вам прочитать стихотворение, а вы подумайте какие слова пропущены?
К нам ….. шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у…….
— А кто догадался, о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
III. Формулирование темы и целей урока детьми.
— Сегодня мы будем говорить о замечательном времени года – весне.
— Попробуем определить цель нашего урока.
— Откройте учебник на стр. 46 – 47. Посмотрите в центр разворота учебника.
— Какое время года изображено на левой стороне рисунка? А на правой?
— Как вы думаете, для чего художник Валерий Перов изобразил одну и ту же местность зимой и весной?
— Будем наблюдать и сравнивать, как изменилась природа с приходом весны.
IV. Открытие нового, обобщение жизненных наблюдений.
— Какое время года сменяет весна?
Слайд №4-5
— Назовите зимние месяцы.
— Назовите весенние месяцы.
— А сейчас я предлагаю вам посмотреть презентацию «Весна» и ответить на вопрос
— А чем весна отличается от зимы?
Работа по учебнику с 46 — 47
— Рассмотрите левый и правый рисунки в учебнике.
Слайд № 6
— Ответьте на вопрос, как изменилась природа с приходом весны?
(дети должны найти изменения в поведении птиц, в окрасе зайца, обратить внимание на перемены, которые произошли с деревьями, водоёмом, снегом.)
— А почему произошли такие изменения в природе, что на это повлияло?
(Ответы детей. Солнце стало выше, чем зимой, теплее греет. )
— Что происходит со снегом с приходом весны? (снег весной оседает, становится тяжёлым, грязным)
— А почему весной снег становится грязным? (всю зиму на снег падают обломки веток, кусочки коры и другой мусор. Новый снег прикрывает мусор, и всё становится белым. А весной начинается оттепель. Снег тает и оседает. Вода от тающего снега просачивается вниз, а мусор словно ползёт, из оседающего снега, кверху)
-Ребята, а вы знаете, что снежный сугроб – это настоящая записная книжка природы?
-Вспомним: какие тайны снежного сугроба открылись нам?
Откройте хрестоматию на с.44.
— А теперь выберите из рассказа ответы на мои вопросы.
-
— О чем может рассказать тебе белый слой?
-
— О чем расскажет серый слой?
-
— А льдистая корочка поперек сугроба, о чем расскажет она нам?
-
— А ветка с сухими листьями, что накрепко вмерзла в сугроб?
Прочитаем вывод.
— А что же происходит со льдом на водоемах?
— Чем отличается лед на реке зимой и весной?
Ледяной панцирь на реке тоже с приходом весны меняется. Лед намокает, темнеет, будто смоченный водой сахар. А кое-где, неподалеку от берега, появляются небольшие талые оконца.
— Можно ли играть весной на льду?
Весенний лед особенно опасен, и играть на льду весной категорически запрещается. Приближаются весенние каникулы. Ни в коем случае нельзя играть на реках или других водоемах весной
V Физминутка
Слайд № 7
-А кто самый наблюдательный?
— Какие еще изменения происходят весной в природе?
А сейчас мы познакомимся с тайнами сосулек. Посмотрите на правую сторону разворота и найдите вот такой условный знак. Как он называется? О чем просит рассказать?
(Чтение задания
— А расскажет нам об этом Семко Саша.
Отчего «растут» сосульки? Вопрос непростой. Ведь если сосулька образуется в оттепель, когда вода на крыше тает, почему она замерзает? А если сосулька появляется в мороз, откуда на крыше появляется вода? Есть над чем подумать! Оказывается, образуются сосульки только в морозную погоду. А причины появления воды, строительного материала для будущей сосульки, могут быть разными. Слой снега на крыше может, например, подогреваться снизу со стороны теплого чердака. Снег слегка подтаивает, и тонкие струйки воды стекают до карниза. А здесь они попадают на морозный воздух, замерзают и становятся сосульками. Но бывает и иначе. На южном скате крыши снег подтаивает под прямыми солнечными лучами даже в легкий морозец. Но стоит струйкам воды попасть в тень, как они превращаются в лед. А поскольку происходит постоянная «подпитка», сосулька «растет».
Просмотр мультфильма «Сосульки» из «Азбуки безопасности»
-Зачем сосульки сбивают с крыш?
— Да потому, что они опасны: упав на человека, они подчас наносят очень тяжелые травмы. Всем прохожим весной надо соблюдать особую осторожность: не подходить близко к домам, чаще поглядывать вверх.
Слайд №8 Работа в парах
— Посоветуйтесь друг с другом и решите, кто из вашей пары будет выбирать те признаки, которые относятся к зиме, а кто те, которые относятся к весне.
VI Динамический момент
— А теперь посмотрите на левую сторону разворота и найдите вот такой условный знак. Как он называется? Прочитайте в рамке около значка, какова цель нашего опыта?
(Сосульки (кусочки не совсем чистого льда) заранее принесены в класс)
Что мы должны сделать для проведения опыта?
Ответы
Продолжается наблюдение, цель которого ответы на вопросы: а чист ли лед в сосульках? Можно ли облизывать сосульку? Дети убеждаются, что на чистой салфетке следы грязных «разводов».
VII Закрепление
Слайд № 9
— Восстановите последовательность текста, что за чем происходит.
Слайд № 10
— Дополните предложения, чтобы получился небольшой рассказ.
— Как его можно озаглавить?
VIII Работа в тетради
— С каким настроением все вокруг встречают весну?
— Почему?
— Какая одежда и обувь наиболее удобны для весенней прогулки?
Стр. 32 №32
IХ Итог урока
— Подведем итог нашего урока. Как изменилась природа с приходом весны?
Х Рефлексия
Слайд № 11
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Наш урок подходит к концу. Сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свою работу на уроке.
— Возникли затруднения в ходе выполнения заданий, почему?
— Как вы думаете, всё ли мы узнали о весне?
— Да, ребята, мы ещё не всё узнали. Нам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.
— Если вы активно работали, много и правильно отвечали, справлялись с заданиями и довольны своей работой, то вы закрасьте первый смайлик.
— Если некоторые задания вам было выполнить трудно и вы не очень довольны своей работой ,то закрасьте второй смайлик.
— Если вам было трудно справится с заданиями и вы совсем собой не недовольны, то закрасьте последний смайлик.
Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.
Игра на закрепление