Эльшайдт Надежда Яковлевна –учитель начальных классов средней школы № 7
города Степногорска, Акмолинской области.
Общий педагогический стаж – 32 года. Учитель первой категории.
На протяжении многих лет работаю по теме: « Развитие речи – как фактор роста интеллекта»
Хочу поделиться составленным мною уроком на тему « Звуки весны» в 1 классе.
ТЕМА: « ЗВУКИ ВЕСНЫ»
ЦЕЛИ:
ОБУЧАЮЩИЕ:
1. Учить логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных наблюдений.
2.Закрепить знания о функциях речи.
3.Познакомить с этимологией слова» одуванчик»,названиями весенних месяцев.
4.Познакомить учащихся с приметами весны, её особенностями, с жизнью животных и растений весной.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1.Развивать интонационную выразительность речи.
2.Развитие памяти, внимания, фантазии, творчества, логического мышления.
3.Развитие умения сопоставлять, выражать мысли коротким, чётким высказыванием.
4.Активизировать словарь по теме «Весна».
5. Развивать связную речь учащихся .
3.ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
1.Воспитывать самостоятельность, творческую активность.
2. Воспитывать интерес к родному языку.
3.Воспитывать чувство прекрасного и любви к природе в процессе общения с музыкой .
4. Воспитывать коммуникативные навыки ( воспитание товарищества, взаимопомощи).
ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг о весне, творческие работы детей ( рисунки о весне), аудиозаписи пьесы Ф. Листа « Грёзы любви», аудиозаписи альбома А. Вивальди, рисунки по теме» Весна», цветы, стихи о весне, значки-солнышки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Мотивация.
УЧИТЕЛЬ:
— Вспомним, дети, для чего вы пришли в школу?
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно
Работаем старательно.
АУТОТРЕНИНГ.
-Для чего человек послан на Землю?
-Кто согласен с этими словами, повторяйте вместе со мной, положив правую руку на сердце.
Я — любовь,
я – воля
я — сила
я — добро,
я – всё прекрасное на Земле,
я – человек.
Всё зависит от меня, всё в моих руках. ( Звучит музыка о доброте)
-Я надеюсь, что и сегодня на нашем уроке вы проявите волю, будете справедливы к себе, терпеливы к ошибкам других и окажете помощь товарищу, если он вас об этом попросит.
2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
-Сегодня у нас очередной урок развития речи.
— Что необходимо для того, чтобы научиться разговаривать? ( дети читают стихи.)
-Молодцы ! Вы совершенно правы мы сегодня на уроке продолжим учиться говорить красиво, правильно, пополнять наш словарь новыми словами, учиться сочинять стихи, фантазировать.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА.
-Закройте глаза, послушайте музыку и подумайте, кто пришёл к нам в гости под звуки такой чарующей музыки .( музыка А. Вивальди « Весна»
Я раскрываю почки
в зелёные листочки.
Деревья одеваю
Посевы поливаю
Движения полна
Зовут меня ( весна ).
-Весна приглашает нас в лес. Весной легко дышится и так интересно наблюдать за пробуждением природы. Весну называют утром года .Почему?
-Ехали мы, ехали
И на станцию приехали.
ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА «РЕЧЕВАЯ»
-Что такое речь?
-Какая бывает речь? Из чего она состоит? Из чего состоит предложение? Из чего состоит слово? Из чего состоит слог? Расшифруйте мне схему. Какая должна быть речь?
-Здорово! Едем дальше.
ВТОРАЯ ОСТАНОВКА « СКОРОГОВОРНАЯ»
_ Что помогает нам говорить правильно и быстро?
-Я предлагаю вам поучаствовать в марафоне скороговорок. Кто победит, тот получит медаль «Знатоку скороговорок»
ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ» ( тихо звучит музыка Вивальди.)
-О чём вы думали, когда слушали музыку?
-Сегодня мы с вами поговорим о весне, послушаем различные произведения об этом времени года, в том числе и ваши собственные. Я предлагаю вам стать сегодня не просто учениками, а немного поэтами-художниками слова.
-Представим на минутку, что мы художники и попробуем нарисовать картину весны на доске, а вы у себя за партой . А для этого нужно вспомнить названия весенних месяцев. Название месяцев зашифровано в ответе на мой вопрос: « Какой праздник приближается?»
-В этом слове каждая буква обозначает один месяц.
-Послушайте, почему месяцы так названы?
-В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался он богу Марсу-
покровителю полей и стад, В честь него и месяц так назвали.
-Зима кричит « Долой весну!
И сыплет хлопьев пуху
Весна хохочет и вовсю
Бьёт солнце из-за тучи.
-А теперь пора начинать рисовать нашу весеннюю картину? Март – месяц чего? Поместим на нашу картину свои забавные солнышки. Работать вы будете в паре. Будьте терпеливы при работе, мальчики уступайте девочкам. Какую пословицу мы знаем при работе в паре.? Докажите мне это.
-Улыбается солнышко, улыбаюсь я и жду ваших улыбок. Улыбнитесь мне, улыбнитесь своему соседу по парте. Ведь с улыбкой жить легче.
-Что мы поместим на нашей картине дальше вы узнаете, если найдёте четвёртое лишнее слово( лето, зима, весна, облако.
-Верно. Это белые барашки облачка плывут по весеннему небу. Поместите свои облачка на вашу картину.
-Отгадайте, о чём я говорю?
Солнце выглянет, заплачет.
Солнца нет — слезинки прячет. Что это? Вот и у меня она есть на картине.
-Родина слова апрель — Древний Рим. Оно означает « тёплый», «солнечный». Апрель- весна воды.
-Как называется явление, когда сосульки тают и капают?
Под окном капель лопочет
И смеётся и хохочет
Что с тобой, скажи, капель?
Да щекочется апрель.
— Ярко светило солнце и растопило снег.
-Что происходит после того, как растает снег? Поместите ручеек на свою картину.
А вот зима не рада, ей это не награда
Она трудилась, всё белила.
Весна пришла и размочила
-Мы въехали в лес.
-Название пятого месяца года — май. Оно произошло от собственного имени Майя. Так в Древнем Риме звали богиню земли и плодородия. Май- весна цветов.
Весна идёт! Весна идёт!
Уже растаял толстый лёд
Грачи вернулись
Гнёзда вьют
Цветы в лесах, полях цветут.-
— Дети а какие ёщё звуки можно услышать в природе? ( запись пения птиц ).
-А у весны впереди ещё много работы, Три долга у неё, три завета. Тьму зимнюю одолеть- с этим
март справляется.
Снег согнать, землю разбудить и отогреть – апрель этим занимается:
Третий долг — тёплую землю в зелень нарядить — достаются маю, который лес наряжает, лето в гости приглашает.
-Дети, скажите, а когда мы отмечаем Новый год?
-Оказывается – обитатели леса празднуют Новый год по лесному календарю, и начинается он не зимой, а весной. Все лесные жители встречают этот праздник, веселятся, оживает лес, прилетают птицы, распускаются первые весенние первоцветы.
ЧЕТВЁРТАЯ ОСТАНОВКА « УГАДАЙ-КА»
-Дети будут читать загадки, а вы должны отгадать, о каком месяце они говорят?
Дует тёплый южный ветер
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает,
Что за месяц, кто узнает? ( март )
Яростно река ревёт
И разламывает лёд
В домик свой скворец вернулся
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель
Кто же к нам пришёл? ( апрель ).
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет,
Угадай, что за месяц это? ( май)
И так май – месяц зелени и цветов. ( Поместите на своей картинке цветы).
— В воздухе летают бабочки.
— Дети, а какие ещё звуки можно услышать весной ?
-Едем дальше.
ПЯТАЯ ОСТАНОВКА « ОТДЫХАЙ-КА»
_ Давайте сочиним потешку , а заодно отдохнём. Я начинаю, а вы договариваете.
На- на- на, наконец пришла ….( весна)
Чи- чи- чи, прилетели к нам ….( грачи)
Ло –ло — ло , всем от солнышка ….( тепло
Шо – шо -шо, в лесу очень …..( хорошо )
Ты- ты- ты- а в траве растут … ( цветы)
-Вот и появились у нас на полянке цветы.
ШЕСТАЯ ОСТАНОВКА « СОЧИНЯЛКИ»
-В народе говорят, что апрельский цветок ломает снежок. А теперь послушайте, я расскажу вам легенду. ( Чайковский « Март»)
— Давным – давно, когда на Земле только зарождалась жизнь и всё вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть землю. Больше некому было это сделать. Этот цветок согрел Землю, и на ней появилась жизнь. Эти цветы приходят к нам из царства вьюг и снега. Это голубые, как небо, цветочки, маленькие, тихие, нежно пахнущие. Как называются наши цветы? Почему их так назвали?
-Мы с вами ещё не всё увидели, а вот подснежник или как его в народе называют прострел поникший, увидел что- то особенное. Давайте и мы поиграем в Сочинялки».
-Пригрело солнышко. На лесной полянке вылез из- под снега подснежник. Оглянулся и увидел
— Что он мог увидеть?
-Оглянулся и услышал весёлое щебетание птиц, увидел множество нежных цветочков, так похожих на него.
Я — синий подснежник
Весенний цветок
Я вылезти, встать
Из — под снега не мог
Но утром апрельским
Запахло весной
И я распустился
Цветочек лесной.
— Молодцы! Здорово у вас получается.
.ШЕСТАЯ ОСТАНОВКА « БУРИМЕ».
— Что необходимо соблюдать при написании стихов?
— А что такое рифма?
1 ряд 2 ряд 3 ряд
лес светит весна
чудес в вышине красна.
букет дети поют
привет. весне цветут.
-Мы учились с вами писать стихи по заданной рифме. Вот и сейчас и у нас зажурчал ручеек, но не обычный, а поэтический. Кто хочет прочитать свои стихи?.
-Молодцы! Как здорово у вас получается. Посмотрите, как ярко светит наше солнышко. Оно радуется не только приходу весны, но и вашим успехам.
СЕДЬМАЯ ОСТАНОВКА « ЦВЕТОЧНАЯ»
А – на полянке расцвели ещё цветы. Угадайте, о каком цветке идёт речь?
Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денёчка через два
Облысела голова.
— О каком цветке идёт речь?
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное
Ветерку послушное.
— Дети, представьте, что вы не знаете название этого цветка. Попробуйте его как-нибудь назвать.
— Многие ваши названия созвучны с названиями одуванчика в различных местностях.
На доске : Одуван, молочай , одуванник , летучки, пушица, молочник.
— В переводе с венгерского « одуванчик» детсковеночная трава, то есть трава, из которой дети плетут венки.
-Одуванчик облетает от дуновения ветра.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
— Послушайте красивую легенду об этом цветке( включается пьеса Ф. Листа « Грёзы любви»)
-Однажды Южный ветер увидел далеко в северных равнинах юную золотоволосую девушку и полюбил её. Каждый день он любовался золотыми волосами девушки и мечтал о встрече. Но был он робок и леноват и всё откладывал путешествие на север. А однажды утром он увидел, что побелели золотые косы девушки. Решил Южный ветер, что это его брат, Северный ветер, украл у него невесту и посеребрил её волосы. Горестно вздохнул Южный ветер, и от его вздохов белым пухом, словно снегом, наполнился воздух, и юная дева навсегда скрылась с глаз. Так и не узнал Южный ветер, что не девушку любил он, не о девушке мечтал, а всё время любовался золотым одуванчиком, который развеял в поле своими вздохами.
-Понравилась вам легенда?
— Чего недоставало Южному ветру для осуществления его мечты?
Что же произошло после того, как Южный ветер развеял своими вздохами белый одуванчик?
-Об одуванчике говорят: «Золотисто- жёлтый днём, он зелёный вечерком. Почему? Одуванчики у нас жёлтые, но не везде, На Земле существует больше двухсот видов одуванчиков, среди них есть беловатые, розоватые, ярко- красные и даже фиолетовые.
— Что должны делать и взрослые и дети, чтобы наша планета была яркой и красивой?
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если все и я и ты
Если мы сорвём цветы.
То окажутся пусты
И деревья и кусты.
И не будет красоты
И не будет доброты
Если только я и ты,
Если мы сорвём цветы
— А теперь послушайте стихотворение о цветах.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.
— Без растений наша Земля превратится в пустыню, так давайте беречь природу, не будем причинять ей боль и тогда наш общий дом, наша планета Земля будет радовать нас своей красотой.
— Давайте посмотрим ,какие картины получились у вас?
-Вот и кончился урок
И подводим мы итог.
РЕФЛЕКСИЯ.
-Сегодня мы своим трудом приблизили приход весны и внесли в нашу копилку много солнечных лучей. А какие мы чудные поэты и художники!
Дети вы молодцы, а теперь я бы хотела узнать ваше настроение. У вас на парте лежат солнышки, прикрепите их к подходящему рисунку и покажите ваше настроение.