Тема урока: «Что такое погода?»

                                                                Султайкина М.Л.

                                                                учитель начальных классов 

Тип урока.

Урок изучения нового материала.

Цели урока: 

1. Дать общее представление о погоде и том, из чего она складывается.

2. Создать условия для развития УУД

— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

— Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

— Познавательные УУД: — организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.

3. Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.

 Оборудование:

Для учителя: 

презентация «Что такое погода?»;

ноутбук, проектор, экран;

карточки со словами

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка;

учебник «Мир вокруг нас. 2 класс» А. А. Плешакова;

Для обучающихся: 

1) учебник «Мир вокруг нас» А. А. Плешакова;

2) рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» А. А. Плешакова;

Ход урока:

I. Организационный этап.

Давайте поприветствуем друг друга, гостей, посмотрим всё ли мы приготовили, всё ли в порядке. Тихонечко садимся.

— Сейчас посмотрите и выберите то настроение, которое возьмёте с собой на урок. Прикрепите, чтобы помнить, с каким настроением мы отправляемся делать открытия. (АМО «Тучка и солнышко»)

II. Актуализация знаний.

Игра «Поменяйтесь местами…»

— Вам нужно определить, что относится к живой природе, а что к неживой.

— А по каким признакам вы смогли определить, где живая, а где неживая природа?

III. Усвоение новых знаний.

1) Мотивация.

Скажите, ребята, а какое сейчас время года? (Осень.)

2) Постановка проблемы.

Посмотрите на следующий слайд 2-3

Обратите внимание на нашего друга Серёжу. Он собрался на улицу, но не знает в чём выходить?

А как узнать?

— А как радио, телевидение и газета узнали о погоде?

— О чём вы сегодня хотите поговорить на уроке? Что бы вы хотели узнать?

Что такое погода?

От чего она зависит?

Почему погода постоянно меняется?

Откуда знают о погоде на завтра?

Зачем о погоде надо знать заранее?

— Вы поставили перед собой вопросы. Давайте вместе искать на них ответы

3) Объяснение нового материала

Утром, собираясь в школу вы слышите от родителей: «Сегодня плохая погода». Что это значит?

Попробуйте выбрать слова, которыми нельзя охарактеризовать погоду. Слайд 4 (Игра «Магазин»)

Итог выбора Слайд 5

— Что такое погода?

— В словаре С. И. Ожегова написано: «Погода – это состояние атмосферы в данном месте в данное время?»

— Какое слово оказалось непонятным? ( Вывешивается слово Атмосфера)

— Наша планета Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой. Слайд 6

Солнечные лучи нагревают воздушную оболочку. Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Поэтому Солнце согревает нашу планету не везде одинаково. От действия солнечных лучей зависит температура воздуха (вывешивается слово Температура) в данной местности в данное время. Слайд 7

Температуру мы записываем так (запись на доске), её можно прочитать разными способами.

— Будет ли зависеть погода от температуры воздуха?

— От чего ещё зависит погода?

— Мы живём на самом дне воздушного океана.

Слайд 9 Воздушная оболочка Земли давит на поверхность планеты. Это называется атмосферным давлением. Прибор, который определяет атмосферное давление называется барометр.

Слайд 10. Человек это давление не замечает. Оно постоянно меняется. Из-за разницы в давлении образуется ветер. (Вывешивается слово Ветер) Слайд 11

— От чего ещё будет зависеть погода? (от ветра)

— Большая часть планеты Земля покрыта водой.

— Назовите водоёмы.

Слайд 13 Вода под действием тепла испаряется, в атмосферу попадает большое количество влаги, которая в верхних слоях атмосферы охлаждается, образуя капельки воды. Они сливаются в облака и тучи. Когда тучи наполняются большим количеством влаги, они становятся тяжелее воздуха и что тогда? Идёт дождь. Так образуются осадки. (вывешивается слово Осадки)

— Какие виды осадков вы знаете? Слайд 14 Осадки бывают в виде дождя, снега, града, тумана, росы, инея.

— Вот так их обозначают схематично.

— От чего ещё будет зависеть погода? От состояния неба

— Наличие в небе облаков и туч называется облачностью. (Вывешивается слово Облачность) Именно они не дают проникать солнечным лучам и нагревать поверхность земли.

3) Работа с учебником.

— А вот какая бывает облачность, вы прочитаете по учебнику. Страница 33.

— Какая бывает облачность?

Давайте сделаем вывод, что же такое погода и от чего она зависит? Слайд 18.

4) Физкультминутка.(Четыре стихии)

5) Расширение кругозора обучающихся.

Ученые ведут постоянные наблюдения за погодой, они составляют прогнозы – предсказания погоды на завтра, на несколько дней и даже недель вперед.

На метеорологической станции работают метеорологи. Слайд 19, 20.

— Со всей Земли приходят в метеоцентры сведения о погоде. Миллионы цифр! И синоптики составляют по этим цифрам карты погоды для всей планеты, страны, для области или города. Перед вами синоптические карты. Слайд 21. Прогноз погоды должен до нас доходить быстро.

— А зачем людям нужен быстрый и точный прогноз погоды?

В космосе работают метеоспутники, которые ведут фотосъёмку днём и ночью, используя специальные камеры. Слайд 22. Есть даже специальные метеорологические самолеты и корабли, оснащенные необходимым оборудованием. Слайд 23.

Народные приметы , которые тоже иногда помогают предсказывать погоду. Слайд 24.

IV. Закрепление новых знаний.

1. Составление мини-проекта по изучаемой теме.

Класс делится на 4 группы: «Синоптики», «Художники», Народные знатоки», «Ученые»

Практическая работа по составлению мини-проекта

«Синоптики» — описать погоду сегодня, сделать на доске запись.

«Ученые» — найти ответы на вопросы:

Составить «Кластер» о погоде

«Народные знатоки» — работа по слайду 21, назвать свои приметы о природе.

«Художники» — написать любую погоду. .

2.Отчет каждой группы и защита своего проекта.

3. Оценка выполнения проекта.

2) Рефлексия.

Отгадайте:.

1)Наука о погоде.   (метеорология)

2)Неизвестно, где живет. Налетит – деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, ох не уймешь. (ветер)

3)Её узнать поможет нам термометр (температура)

4)Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады и огороды всей округи полила (гроза)

5)От количества облаков на небе зависит… (облачность)

6)Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра зависит… (погода)

7)Снег, дождь, град – это… (осадки)

8)Небо чистое, солнечно. Мы говорим:… (ясно)

V. Инструктаж о выполнении домашнего задания. Слайд 26

1)Дома прочитайте статью учебника на страницах 32-35.

2) Отгадайте загадки на 25 странице Рабочей тетради.

VI. Итоговая оценка деятельности и знаний обучающихся.

Сейчас посмотрите, на столах у вас лежат солнышки и тучки. Если урок вам понравился, вы всё поняли, то возьмите солнышко, подойдите к доске и прикрепите его. Если же урок показался вам непонятным, скучным, неинтересным, то возьмите тучку и тоже прикрепите ее к доске.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here