Автор разработки Дронова Надежда Николаевна

Место работы, МОУ «Колосковская СОШ»

Должность учитель

Предмет Окружающий мир

Класс 2

Автор УМК А.А.Плешаков

Тема урока «Невидимые нити»

Тип урока комбинированный

, готовности следовать нормам природоохранного поведения.

Цель: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком

Планируемые результаты:

  • учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;

  • научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;

  • читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • освоение знаний по теме «Невидимые нити». 

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити» (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы) (познавательные УУД).

  • формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).

  • формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).

  • формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).

  • формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

  • формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).

Ресурсы:

  • А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1);

  • Обсуждение проблемной ситуации.

    А теперь разрешите спор двух школьников.

    Марина говорит: животные – это только дикие звери, галка – это птица, а не животное. Да и бабочка – насекомое. А не животное.

    Егор не согласен с Мариной. Он считает. Что все. Кто движется. Питается. Растет. Дает потомство, то есть живет. Относится к животным.

    Кто из детей прав?

    Сейчас мы с вами вспомним, какие группы животных населяют нашу землю

    Для этого вы должны отгадать загадки

    -Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится это животное

    -Назовите важнейшие признаки этих животных

    Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах.
    Из деревьев, веток, глины
    Строят прочные плотины. (бобры)

    Яркий мини вертолет
    Отправляется в полёт.
    Но зачем ему глаза?
    Да он просто …(стрекоза)

    (тело покрыто шерстью)

    Насекомые

    Любит мух и комаров

    Да имеет громкий зов

    Вся зеленая скажу

    Дом на речке и в пруду (лягушка)

    Что за весенняя черная птица

    Любит за плугом ходить и кормиться Птицы (тело покрыто оперением)

    Что за весенняя черная птица

    Прямо на трактор чуть не садится?

    С хвостом, а не конь Рыба

    С перьями, а не птица

    Какой группы у нас не хватает? ( Пресмыкающиеся)

    Кто относится к пресмыкающимся?

    Сообщение детей, которые выступают в роли ученых исследователей

    а) о бобре г) синицы

    в) стрекозе

    Ребята! Внимание! На нашей речке появились бобры!

    И мы люди должны не спугнуть их, А создать все условия, чтобы они у нас жили и размножались. И если у вас появиться желание пойти и посмотреть, понаблюдать за жизнью бобров на реке. Обязательно пригласите взрослых и с ними понаблюдайте. И не забудьте, как надо вести себя, чтобы не навредить нашим новым жильцам.

    3.Самоопределение к деятельности

    (Полный и верный ответ приветствуется другими учениками апплодисментами. Сформированные группы садятся вместе за стол. На экране появляются изображения осины, зайца, лисы.)

    Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса? (Заяц питается корой и ветками осины, а лиса питается зайцем.) Проверим, верно ли вы ответили.

    На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями осины, зайца, лисы.

    Что произошло бы в природе, если бы исчезли осины? Зайцы? Лисы?
    Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О том, как связаны растения и животные.)

    На экране появляется тема урока: «Невидимые нити».

    Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?
    Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.

    -А что говорит Муравьишка? Прочитаем.

    Работа по теме урока

    Что такое МОДЕЛЬ? (Выслушиваются ответы детей. На слайде появляется толкование слова МОДЕЛЬ из энциклопедического словаря.)

    МОДЕЛЬ – любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления.

    С помощью чего вы могли бы создать модель? (С помощью стрелок, картинок, клея, степлера.

    3. Работа над темой урока

    а) Чтение текста на с. 64-65 учебника сильными учащимися.

    О каких невидимых нитях говорится в тексте? (О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)
    – Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек)
    – Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.

    Человек вырубил кустарники. ––> Исчезли птицы, которые гнездились в них. ––> Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. ––> Деревья высохли.

    Как вы думаете, чем всё закончилось?  (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться.  Лес умер.)
    – Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)

    б) Закрепление изученного

    Работа в парах.

    (на с.65 по рисункам дети прослеживают взаимосвязь в природе)

    Какие связи вы увидели?

    Примерные ответы: (божьи коровки питаются тлей, если не станет божьих коровок разведется большое количество тли, которая погубит растения )

    ( пчела собирает с цветов нектар, синица питается гусеницами, если не будет синиц, разведется много гусениц , которые погубят деревья.

    А можем, мы люди нарушить эти связи?

    Действительно, божья коровка – это отличная помощница человеку в борьбе за урожай Ученые подсчитали, что только один жук за свою жизнь может съесть до 4000тлей.

    Почему нити называют невидимыми?

    В природе все действительно связано друг с другом, словно нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек.

    в)Физкультминутка (о лягушке)

    Ребята, внимание! Послушайте. Лягушка звенит в колокольчик. Она хочет привлечь к себе внимание. Не секрет, что многие люди не любят лягушек и порой беспощадно их убивают. Давайте подумаем и скажем, а действительно нужны нам лягушки.

    г)Работа в группах. Моделирование

    Класс делится на несколько групп, каждая составляет цепь питания, используя картинки и стрелки

    Результаты работы обсуждаются всем классом

    д)Выполнение заданий №1,2 с 24 в рабочей тетради Самостоятельная работа.

    е) Проверка самостоятельной работы.

    Просмотр мультильма «Сова» Бианки

    Вопрос после просмотра.

    Какую взаимосвязь в природе вы проследили в этой сказке?

    Д.З. Составить ( при помощи рисунков и стрелок) схему взаимосвязи в живой и неживой природе в сказке «Сова»

    4 Рефлексия. Вывод на с.67,


    –  Какие перед нами стояли учебные задачи? (На экране по мере ответов учеников появляется слайд «Итог урока».)
    – Справились мы с ними?  (Справились. Узнали, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ, научились находить связи в природе, между природой и человеком, научились изображать изученные связи с помощью моделей.)
    – Оцените свою работу на уроке по « Шкале Успеха». Совпадает ли ваш прогноз в начале урока с результатом в конце урока?

    б). Чтение наизусть заранее подготовленными учениками стихотворения Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!»,

    Ответы на вопросы

    ( После прослушивания стихотворений каждая группа отвечает на вопрос

    1.Докажите, что на Земле нужны мошки?

    2.Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников

    3. Почему без мышки, у кошки не лучшие делишки ?

    4. Почему ошибкой окажется, если кто — нибудь лишним окажется

    Урок подходит к концу. Спасибо за плодотворную и активную  работу на у

    Окончен урок и выполнен план, 

    Спасибо, ребята, огромное вам, 

    За то, что упорно и дружно трудились, 

    Что мне и друг другу вы так пригодились.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here