Конспект урока

Предмет: Окружающий мир. Класс: 2, часть 1. УМК: «Школа 2100»

Тема: Погода и климат

Тип урока: Урок раскрывающего содержания

Вид урока: Объединенный

Технология построения урока: Урок развивающего обучения

Цели урока:

Образовательные цели:

— Начать формировать понятия: Погода и климат.

— Начать формировать умение характеризовать климат, уметь отличать понятия погода от климата. — Формировать умение соотносить текст с иллюстрациями и отвечать на вопросы.

Воспитательные цели:

Содействовать в ходе урока формированию познавательности мира и его закономерностям.

— Ознакомить учащихся с такими явлениями природы как: облачность, осадки, ветер.

Планируемые результаты учебного занятия:

-Предметные: Изучить, что такое погода, климат, атмосфера, ветер, облачность, осадки.

-Метапредметные:

— Познавательные: Умение отличать погоду от климата, умение описывать погоду, умение характеризовать климат.

-Общеучебные: Умение соотносить текст с иллюстрациями, пересказывать тексты.

-Коммуникативные: Умение слушать и слышать, умение громко выражать свои мысли.

-Регулятивные: Умение составлять план ответа по иллюстрациям.

Форма работы: Фронтальная, коллективная.

Методы: Беседа, частично — поисковый.

Информационные технологические ресурсы: Учебник, рабочая тетрадь, термометр, веер, карточки со словами.

Основные термины: Погода, климат, атмосфера, ветер, облачность, осадки.

Этапы урока

Деятельность учителя

1.Организационный момент. Приветствие.

Снег землю покрывает,
И деревья окунает.
Что- то он сказать хотел,
К нам в окошко залетел.
Он решил нам подсказать,
Что урок пора начать

2. Повторение ранее изученного.

Анализ погоды

Работа по карточкам

Проверка домашнего задания

(Два — три ученика вызываются к доске сделать анализ погоды условными знаками и определить температуру на термометрах.)

Дать определение — полярный круг, тропики и назвать все пояса освещенности.

Ребята, скажите любителям жары и солнечного света, куда мы посоветуем отправиться?

(Самая жаркая точка — в Африке.) 

— Покажите, ребята, где живут люди, которые не могут кататься на лыжах, санках как мы?

(Не испытывают радости зимних игр — жители жаркого пояса. Там — вечное лето.)

— Ребята, а где самые трудные условия жизни для растений и животных? И объясните почему?

(В холодном поясе — очень холодно. Солнечные лучи не согревают землю, они ведь только скользят по поверхности. Полгода — ночь, а полгода — день. Трудно добывать пищу, прятаться, а для растений почва нужна.)

— А где холоднее, на Северном полюсе или на Южном?

(Очень холодно в Антарктиде.) 

 — А теперь разгадайте ребус.
 — Что такое погода?

   Погода – это состояние атмосферы в определённом месте в определённое время.

 — Какое новое слово услышали? (Атмосфера)

    Атмосфера (воздушная оболочка) — «земное одеяло», которое  защищает нашу планету от космического переохлаждения и перегрева.

      В атмосфере происходят явления, которые определяют погоду. Облака, ветер, мороз и жара, дождь и снег, гроза и туман – всё это атмосферные явления. Попробуем  в них разобраться.  

3. Изучение нового материала и закрепление.

1. 1. Температура воздуха.

Мини закрепление

1.2. Ветер.

Мини закрепление

1.3. Облачность

Мини закрепление

1.4. Осадки

Обобщающее закрепление.

— В зависимости от погоды люди одевают либо куртки и плащи, либо шубы и дублёнки, либо рубашки и майки.

 — Как мы, находясь дома, можем определить, какая на улице погода?

 — Как можно узнать температуру воздуха?

 — Где следует прикрепить уличный термометр?

    Температуру воздуха измеряют  специальным прибором, он называется термометр. Температуру измеряют в градусах. Термометр состоит из стеклянной трубки, наполненной жидкостью, и шкалы. На шкале каждое деление соответствует одному градусу. Ноль на шкале показывает границу между градусами тепла и холода. Цифры, стоящие выше 00, показывают  количество градусов тепла, ниже 00 – количество градусов холода. Температуру выше 00 называют положительной и пишут со знаком «+». Например: +100С. Температуру ниже 00 называют отрицательной и пишут со знаком «─». Например: ─100С.

-Ребята, скажите, из чего состоит термометр?

Работа по учебнику стр. 71

— Проведём простейший опыт. (Учитель машет веером)

— Что вы заметили? Почему?

— Воздух – это не пустота. Воздух перемещается.

Горизонтальное движение воздуха называется ветер.

Работа по учебнику стр. 72

— О чём разговаривают Лена и Миша?

— Как вы поняли, почему возникает ветер? (Прохладный ветер с реки дует на берег, там он согревается и поднимается вверх, а его место занимает снова прохладный воздух.)

— Свойства ветра зависят от его направления и силы. Направление определяется по стороне света.

— Укажите стороны света.

Давайте определим направление ветра.

Работа по учебнику стр. 72

— Какими словами можно выразить силу ветра?

— Что такое облачность?

Облачность – скопление облаков.

 — Как образуются облака?

Теплый воздух поднимается вверх. Там он охлаждается  и превращается в капельки воды, из которых состоят облака.

 — По виду облаков можно предсказать погоду?

Определите вид облаков на рисунках учебника стр.72.

Работа по учебнику стр. 73.

Назовите виды осадков.

Что характеризует погоду?

Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

— Как называют людей, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет? (метеорологи)

— А как называется наука о погоде? (метеорология).

а) Работа по таблице (стр. 74)

— Какая погода бывает чаще всего  в разные времена года?

б) — Чем отличается погода от климата?

Погода

  • состояние атмосферы

  • в определённое время

  • в определённом месте

погода каждый день может меняться.

Климат

  • изменение погоды

  • в течение года

  • в определённом месте

для каждой местности свойственен вполне определённый климат.

1.5. Работа в тетради.

4. Домашнее задание

— Запишите народные приметы, предсказывающие  погоду

5.Поурочный балл.

(Выставляются оценки, тем, кто работал у доски и по карточкам, а так же за работу на уроке).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here