Учитель: Цыцорина Татьяна Васильевна ГБОУ СОШ с. Надеждино 14.03.2013 г.

Предмет, класс: Окружающий мир — 2 класс

УМК «Школа России», автор – Плешаков А. А.

Тема урока: « Путешествия. Посмотри вокруг»

Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)

Цель: сформировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными), учить обозначать их на схеме, дать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток;

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие осознания необходимости в изучении данной темы.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Умение находить и формировать проблему урока вместе с учителем.

Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике.

Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Умение слушать и понимать других.

Предметные:

Развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности учащихся.

Формировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными).

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, аудиоколонки, физическая карта мира, карточки с заданиями для групповой работы, мяч.

Приложение: презентация в программе Power Point

Этапы урока

Ход урока:

Формирование универсальных учебных действий

1.Организационный момент

(Слайд №1)- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.

Пожалуйста, садитесь!

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Что-то новое узнать!

Личностные:

смыслообразование,

самоопределение

(формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).

Регулятивные:

(управление своей деятельностью).

Коммуникативные:

развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем

2.Постановка темы и целей урока

— Ребята, на летних каникулах мы планируем с вами пойти в поход. Но чтобы в походе нам не заблудиться, не сбиться с пути, дойти до нужной цели, нужно уже сегодня начать к нему готовиться.

-Какие знания и умения нам понадобятся в походе?

-Как вы думаете, а что будет самым

главным, чему мы должны научиться?

— Какова же цель нашего урока?

— Назовите тему нашего урока.

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Регулятивные:

формирование умения ставить учебную задачу урока, планирование, волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

формулировать своё мнение и позицию.

3.Работа по новой теме

(Слайд №2) — Мы с вами живём на большой красивой планете. Как она называется?

— А задумывались ли вы над тем, какую форму имеет планета Земля?

(Слайд №3) — Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский остров. Он лежит на спинах больших слонов, которые стоят на панцире огромной черепахи, плавающей в океане. Другие представляли себе Землю в форме половинки яблока, которая плоской частью лежит на трёх китах, плавающих в океане.

— Как вы думаете, правы ли были мудрецы?

— Какую же форму имеет Земля? (Слайд №4)

(Слайд №5) — В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились задолго до того, как поднялись в космос.

— Подумайте, как, какими способами люди могли исследовать Землю?

(Слайд №6) — Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале они видели лишь флаг на верхушке мачты, затем мачту корабля, а лишь потом и весь корабль.

— Как вы думаете, почему так происходило? (Слайд №7)

(Слайд №8) — Прошло много лет с тех пор, как отважный капитан Фернан Магеллан и его товарищи отправились в кругосветное путешествие.

— Всё время они плыли в одну и ту же сторону на парусных кораблях в течение трёх долгих лет и возвратились домой с противоположной стороны.

— Что доказало это путешествие?

— Как вы думаете, какой вывод о форме Земли можно сделать после этого путешествия?

— Правильно. Это путешествие ещё раз доказало,

что Земля имеет форму шара.

(Слайд №9) — Отправляясь в путешествие, люди узнавали всё больше нового. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом.

— Откройте учебник на странице 70 и найдите в нём определение горизонта, прочитайте.

— Прочитайте определение, которое даётся в учебнике.

-Что же называют горизонтом?

— А как будет называться линия, где небо как бы сходится с землёй? (Слайд № 10)

— Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта?

— Сделайте вывод. Можно ли дойти до линии горизонта?

— Послушайте загадку, о чём она?

(Слайд №11) — Он и летом и зимой

Между небом и землёй.

Хоть всю жизнь к нему иди-

Он всё будет впереди. (горизонт)

— Как догадались, что загадка о горизонте?

— По каким словам?

-Проведём опыт. Какую форму имеет планета Земля?

— Для опыта возьмём мяч, который имеет почти такую же форму.

— Представьте, что вы стоите на огромном- преогромном шаре. Вы не можете сразу увидеть всю его поверхность, а только ту часть, которая находится с вашей стороны,

вокруг вас.

— Вы увидите новые поверхности, но никогда не закончите своё путешествие. Ведь по шару, как по кольцу, можно ходить бесконечно.

Познавательные:

формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему урока, познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, сравнение,

классификацию, извлечение необходимой информации, подведение под понятие.

Коммуникативные:

использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные:

формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно, составление плана и последовательности действий, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

4. Физкультминутка

(Слайд № 12)

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам

Гром! Гром, как из пушек,

Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град,

Все под крышами сидят.

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин.

Коммуникативные

5.Работа по новой теме

6.Работа в рабочих тетрадях

— Как в старину мореходам удавалось плыть всё время в нужном направлении, не сбиваясь с пути?

(Слайд №13)

-Не заблудиться им помогало Солнце. Ведь оно каждое утро восходит с одной стороны, а закатывается, садится с противоположной.

-Подумайте, как будет называться та сторона, где солнце восходит, где заходит?

— Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу две стороны света – восток и запад, а со временем ещё две – север и юг.

-Это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны горизонта.

-Посмотрите на схему.

-Как обозначаются название сторон горизонта на русском языке?

— На схемах и картах север всегда вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.

-Как вы думаете, какая из сторон горизонта важнее?

-Послушайте сказку.

Сказка про Север, Юг, Запад, Восток.

(инсценирование сказки)

Ведущий: — Как-то раз встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее.

Север: — Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я — самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу!

Юг: — А вот и не всех. Меня ты не заморозишь — такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я тёплыми морями управляю.

Восток : — Откуда тепло исходит? От Солнца! А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я!

Запад: — Встаёт-то оно на востоке, да вот потом на закате ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я!

Ведущий: — Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит:

Солнце: — Все вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете!

-Сделайте вывод: какая из сторон горизонта важнее?

-Какие стороны горизонта вы знаете?

-Зачем нужно их знать?

В рабочих тетрадях с.43 №2

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные:

Добывать новые знания, используя информацию полученную на уроке

7.Первичное закрепление

— В походе нам нужно быть внимательными. Проведём игру на внимание.

— Представьте, что вы стоите лицом на север (к учителю).

— Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас? (сзади – юг, слева – запад, справа – восток)

Повернитесь лицом на запад (к окну), юг (к шкафам), восток (к двери), север (лицом к доске).

Поднимите правую руку, назовите сторону горизонта (аналогично — левую).

— Молодцы, все были внимательными.

8.Самостоятельная работа

(Слайд №14) — А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно.

-Среди этих букв «спряталось» слово.

-Чтобы в буквах не заблудиться, нужно двигаться строго по маршруту, указанному ниже. Один шаг – одна клетка. Движение начинайте от стрелки вверху таблицы.

— Какое слово у вас получилось?

— Как вы думаете, почему именно это слово

«спряталось»?

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

9.Работа по новой теме

(Слайд №15) Расстояние от одной стороны горизонта до другой довольно велико. Это создавало трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным сторонам и обозначить их двумя словами и буквами.

-Подумайте, какая сторона горизонта будет

находиться между севером и западом, севером и востоком, югом и западом, югом и востоком?

СЗ – северо-запад ЮЗ — юго-запад

СВ – северо-восток ЮВ – юго-восток

— Это промежуточные стороны горизонта. Подробнее вы будете их изучать на уроках географии в старших классах.

10.Работа в рабочих тетрадях

(Слайд №16) В рабочих тетрадях с.44 №3

11.Самостоятельная работа в группах

Ребята, задачи можно решать на уроках математике, но и на уроках окружающего мира можно решать задачи. Работаем в группах.

Человек ушёл на север (в погоне за зверем). Куда ему следует возвращаться?

Бурей рыбаков унесло в море (несло всё время на восток). Куда им нужно возвращаться?

Воины после боя много дней преследовали врагов (на лошадях) в направлении на юг. Куда они будут возвращаться?

Коммуникативные:

достижение общего решения в совместной деятельности.

12.Итог урока

Домашнее задание

— Вот и подошёл к концу наш урок.

— С какими новыми словами познакомились на уроке?

— О каких знаниях и умениях, которые понадобятся в походе, говорили на уроке?

-Что каждый из вас узнал сегодня на уроке?

— Я думаю, что на летних каникулах мы можем смело отправляться в поход. Ведь у нас в классе много ребят, которые показали на уроке, что они внимательные, наблюдательные, знают и умеют определять стороны горизонта, прокладывать маршрут движения.

— А вот закончить урок мне хотелось бы таким вопросом:

— Вы капитан корабля. Ваш корабль находится в море. Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить курс корабля?

Как вы будете ориентироваться?

— Вот на следующем уроке мы и узнаем, как ориентироваться на местности, зная стороны горизонта, по местным признакам и приборам. Вы можете спросить дома у родителей, почитать энциклопедическую литературу по этому вопросу.

Следующий урок мы начнем с ответа на этот вопрос. Что для этого нужно иметь на корабле?

— Дома прочитайте статью в учебнике (стр. 70 – 73).

Личностные:

Развитие осознания необходимости в изучении данной темы

Рефлексия

— У вас на партах лежат рисунки с изображением нашей красивой планеты. Если на уроке вам было интересно, вы узнали что-то новое – покажите мне цветной рисунок. Если вам было неинтересно, вы ничего не узнали – покажите чёрно- белый рисунок.

Личностные:

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Смыслообразование (сформированность мотивации к дальнейшему обучению)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here