муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №29
Тракторозаводского района города Волгограда
Номинация: «Урок – вершина мастерства» — педагогическая деятельность учителя
в условиях введения и реализации ФГОС НОО.
Урок окружающего мира во 2 классе по УМК
«Перспективная начальная школа»
Тема «Рыбы»
Учебник «Окружающий мир»
Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов
Москва Академ. книга 2013г
Хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный»
Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов
Москва Академ. книга 2013г
Тетрадь для самостоятельных работ в вопросах
и заданиях №2
Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов
Москва Академ. книга 2013г
Попова Вера Владимировна
учитель начальных классов
Волгоград 2014
Тема: «Рыбы».
Урок изучения нового материала. 1-ой урок
Цели:
Создать условия для:
-
ознакомления с особенностями строения рыб в связи с жизнью в воде
-
повторения отличительных признаков рыб
-
формирования представления о растительноядных, хищных и всеядных животных этой группы
-
развития у детей наблюдательности, умения анализировать и обобщать
-
воспитания интереса и любви к природе
Планируемый результат: уметь самостоятельно рассказывать о строении рыб в зависимости от условий обитания, называть характерные признаки рыб, группировать виды рыб.
Основные понятия: строение рыбы, растительноядные, хищники, всеядные.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, литературное чтение
Ресурсы:
Основные: учебник, хрестоматия, тетрадь. Дополнительные: предметные картинки, проектор, компьютер, одноразовые тарелки с чешуей рыбы, лупы.
Организация пространства фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Этапы работы | Содержание этапа
| |
1. | Организацион- ный момент (1 мин)
| Цель: Создать доброжелательную атмосферу, организовать внимание учащихся, настроить на позитивный результат. Учитель: Прозвенел звонок Начинается урок. Дети: Раз, два, три, четыре, пять, Я хочу успешным стать. Буду я стараться, Будет получаться.
|
2.
3. | Актуализация опорных знаний (2мин)
Сообщение темы урока (2 мин) | Цель: создать условия для развития у детей умения анализировать и делать выводы; создать условия для развития умения работать коллективно, опираясь на жизненный опыт. Повторение. Учитель: — Ребята, скажите чего на Земле больше: воды или суши? — Кто живет в воде? — Отгадайте загадку: Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле не хожу, Рот есть – не говорю, Глаза есть – не мигаю, Крылья есть – не летаю. — Какие особенности животного отмечены в загадке? — О каких «крыльях» идет речь? — Подумайте и скажите, какая тема нашего сегодняшнего урока? Цель: создать условия для развития у детей умения анализировать и делать выводы. Учитель: — Чему мы будем учиться на уроке? Учитель: — Правильно, ребята. Мы познакомимся со строением рыбы в связи с жизнью в воде, будем классифицировать виды рыб, находить их общие и отличительные признаки. |
4.
5
6
7
8
| Изучение нового материала(14 мин)
Самостоятельная работа (4 мин) Фронтальная работа (7 мин)
(2 мин)
Самостоятельная работа (1 мин) Самостоятельная работа (5 мин)
| Цель: создать условия для формирования знаний о строении рыбы, о способах питания и местах обитания рыб. Работа по учебнику. Учитель: — Рассмотрите рисунок в учебнике. Кто здесь изображен? Что объединяет этих животных? Назовите только рыб. По каким признакам вы отнесли этих животных к рыбам? Прочитайте текст учебника и расскажите об отличительных признаках рыб. — Что способствует быстрому передвижению рыб в воде? — Посмотрите на экран. (слайд 1 ) — У большинства рыб тело удлиненное, сжатое с боков. Голова плавно переходит в туловище, а туловище – в хвост. Шеи у рыб нет. С длинной и гибкой шеей, отделяющей голову от туловища, тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который легко пробивает себе дорогу в толще воды. Посмотрите, как располагается на теле рыбы чешуя? Такое расположение чешуи облегчает плавание. Чешуя примечательна и тем, что по ней можно узнать возраст рыбы. (слайд3) — Почему рыбы могут жить в воде, а на суше погибают? (слайд 4 ) — Посмотрите на экран и скажите — где изображен морской конек, а где – летучая рыбка? (слайд 5 ) — Ребята, скажите, что едят рыбы? Все ли рыбы питаются одинаковой пищей? ( слайды 6 — 9 ) Учитель: — Ребята, скажите, а где живут рыбы? ( слайд 10 – 11) — Какие рыбы обитают в наших водоемах? (слайд 13) — Находясь вблизи с водоемом старайтесь беречь окружающую природу. (слайд14) — Посмотрите на экран. Некоторые виды рыб занесены в красную книгу. (слайд 15- 16) Самостоятельная работа по тетради. — Откроем тетради для самостоятельных работ на странице 6 задание 9. Прочитаем задание. Скажите, что мы должны выполнить? Поднимите руку, кому не понятно задание? Проверяем. Учитель: — Посмотрите, теремок От воды совсем промок. В этом тереме жильцы – Очень ловкие пловцы. ( слайд 12) Учитель: — Наблюдали ли вы за аквариумными рыбками? Чем они обычно заняты? — Обитают ли в аквариумах другие животные? Назовите их. — Что необходимо обитателям аквариума? — Для чего в аквариум помещают растения? — Всех ли рыб можно содержать в одном аквариуме? Почему? Физминутка (слайд 18) Учитель: — Немного отдохнем и проверим хорошие ли мы рыбаки. Выберем «рыбки»: 3 девочки – маленькие «рыбки», 2 – 3 мальчика – большие «рыбки». Остальные дети, взявшись за руки, встают вокруг них. Это «рыбки» с сетью. Когда мелкие «рыбки» подплывают, «рыбаки» поднимают руки вверх, чтобы выпустить их за пределы круга, и быстро опускают, чтобы не упустить крупную «рыбу» — мальчиков. — Рыболов, рыболов, Покажи – ка, свой улов! — Я поймал леща большого И налима – вот такого! Двух горбатых, полосатых Окуней и двух линей, Щуку, карпа, судака… А в ведерке – два малька. Самостоятельная работа по тетради. — Прочитаем задание 10 в тетради. Ребята, вы знаете, как окрашены ее тело, плавники и хвост? Посмотрите на экран и с помощью цветных карандашей покажите это в тетради. (слайд 13?)
Самостоятельная работа по группам. Работа с хрестоматией. Учитель: — Первая группа откроет наши хрестоматии на странице 73 и прочитает текст «Записи на чешуе». Практическая работа в группе. — У вас на партах в одноразовых тарелках лежит чешуя рыбы и рядом лупа. Определите возраст этой рыбы. Проверяем. — О чем вы узнали по чешуе леща на рисунке? — Как можно узнать возраст рыбы? — Вторая группа прочитает рассказ « Что рыбы едят» на странице 75. Проверяем. — Назовите рыб, о которых шла речь в тексте? — Назовите растительноядных рыб? — Назовите всеядных рыб? — Назовите рыб – хищников? — Третья группа на странице 76 читает рассказ «Как рыбы охотятся». Проверяем. — Почему рыбу морской черт называют еще удильщиком?
|
9 | Итог урока ( 1 мин) Рефлексия (2 мин) | Учитель: (слайд 17) — Назовите признаки рыб? Перечислите группы рыб по способу питания? Перечислите группы рыб по месту обитания? — Какое самое интересное задание было? — За хорошую работу на уроке я вам дарю эти красивые рыбки. ( слайд 19) — Кто считает, что понял тему урока, работал на уроке активно, подойдите и возьмите красную рыбку. — Кто считает, что тему урока понял, но мог бы работать на уроке лучше, подойдите и возьмите желтую рыбку. – Кто не был активен на уроке, возьмите голубую рыбку. Выставление оценок. Домашнее задание в тетради самостоятельных работ, по выбору: кто пожелает выполняет задание 11, а кто 12. Спасибо за урок. Урок окончен. |