Урок по теме «Свет и цвет».
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тип урока: урок новых знаний
Цели урока:
1) познакомить учащихся с понятиями свет и цвет, объяснить многоцветие окружающего мира,
научить выделять зону незнаемого в том, что они уже знают, формируя метапредметые знания;
совершенствовать специальные (универсальные) умения через практическую деятельность в процессе обучения; расширять кругозор детей; отражать полученные впечатления в творческих работах;
2) развивать эмоциональную сферу детей; развивать художественно-образное, творческое мышление детей; развивать умение видеть, слышать, понимать и чувствовать красивое в окружающей природе. Формировать эстетические чувства
3)Воспитывать любовь к предмету, критическое отношение к результатам своей деятельности, чувство товарищества.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, программа power point, призма, лампа направленного действия (фонарь), карточки с заданиями, презентация, шары, бумажные цветики-семицветики, прожектор
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Владимировна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Вместе со мной к вам на урок заглянули гости.
-
Слайд 1.Мотивация и актуализация. Введение в проблему.(включается прожектор, музыка, на потолке возникают световые кружки – «зайчики»)
— Что это ребята? ( Солнечные зайчики)
— Благодаря чему появились солнечные зайчики? (благодаря солнцу, солнечному свету)
— К нам на урок заглянуло солнышко. Оно поможет разобраться в трудном и интересном вопросе : Как появляются цвета?
— Солнце явилось источником света. Каким источником света оно является? Природным или искусственным? (Природным)
— Какие еще природные источники света вы знаете? (Звезды, луна, месяц, огонь)
—А что явилось источником появления наших солнечных зайчиков? (Лампа)
— Какой это источник света? (Искусственный) Что значит искусственный? (созданный в результате деятельности человека)
— Назовите искусственные источники света (Лампа, фонарь, свеча). (Выключить прожектор)
— Как вы считаете, какие источники света появились раньше, природные или искусственные, и почему? (неживая природа появилась раньше, чем живая)
Слайд2.Дождь идет! Солнце появляется!
В капле воды лучи преломляются!
Слайд 3 В небе радуга рождается!
— Так , как в природе появляется радуга? (Во время дождя выглядывает солнце, луч в капле воды преломляется и образуется радуга). Из чего получается цвет? (Из света)
— Верно, в природе из света рождается цвет.
3. Объяснение новых знаний.
— Движение солнечных лучей изучает физика – наука о законах природы. (Вешаю карточку – физика). (Читаем все вместе)
Слайд4Очень давно английский физик-математик Исаак Ньютон провел опыт, как искусственным путем получить радугу. Я предлагаю этот опыт повторить, а потом сделать вывод, откуда берется цвет?(слайд5, пульт)
Демонстрация опыта. Световой луч проходит через небольшое отверстие и стеклянную призму , луч лампы заменит нам луч солнца, а роль капелек воды будет выполнять стеклянная прозрачная призма . Посмотрите на потолок, что вы видите, ребята? (Цветные полосы – радугу).
— Благодаря чему появились цветовые полосы? (Благодаря свету)
— Верно, совокупность всех этих цветов, постепенно переходящих друг в друга, называется солнечным спектром или радугой.(Вешаю карточку солнечный спектр)
— Сегодня вы узнаете, какую роль в нашей жизни играет свет и цвет.
— А каково же значение понятий свет и цвет? Растолковать их нам поможет наука лингвистика – наука о языке. (Вешаю карточку лингвистика, читаем все вместе).
слайд 6 В толковом словаре русского языка Ожегова дается несколько определений, но основные звучат так:
Свет — лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. А цвет – это световой тон предмета, окраска. То есть свет рождает цвет.
Воздействие цвета хорошо известно и признается большинством людей. Изучением этого влияния на душу человека занимается психология ( вешаю карточку психология, читаем вместе).В психологии существует тест по определению настроения человека. Я предлагаю создать полянку настроения нашего класса. Для этого возьмите конверт № 1, выберите цветок, передающий ваше настроение сейчас и прикрепите его на доску, как это делаю я. (Вешают цветки на доску).
— Что же нам напоминают нам эти цветочки? (Полянку).В психологии каждый цвет обозначает настроение и оказывает воздействие на человека. Я выбрала фиолетовый цветок, так как этот цвет – цвет творчества и фантазии. Посмотрите, на полянке преобладает желтый цвет . Те ребята, которые выбрали этот цветок, вы с радостью готовы сегодня работать. Те из вас, которые выбрали красный цветок, вы готовы активно работать. Те из вас, кто выбрал цветы зеленые, голубые и синие – ваше настроение поможет легко справиться с заданиями. А те, кто выбрал оранжевый цветочек – вы готовы к общению и творчеству.
Микроитог. – А сейчас, ребята, поиграем в игру День – Ночь. Ночь – закройте все глазки, а теперь день – откройте глазки. В какое время суток вы увидели полянку? (день). Что помогло утром, днем увидеть полянку? (Свет). Значит свет – это (цвет).
Пульт,Слайд 7 .Физкультминутка.
— Мы создали нашу полянку настроений. Я предлагаю на ней поиграть в игру День и ночь. Встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парты, когда вы слышите музыку это день – вы легко, как солнечные зайчики прыгаете, а когда музыка затихает, наступает ночь вы замираете. (три-четыре раза, включаю музыку). слайд8, пульт
— Молодцы, ребята! Садитесь! Так от чего же зависит наше настроение? (От цвета и света)
— Верно, каждый цвет вызывает у человека определенные эмоции и настроения. И в интерьере помещений цвет играет важную роль. Цвет может превратить нелюбимое помещение в место, где вам будет хорошо заниматься любой деятельностью, будет комфортно и удобно. Изучением здоровья и комфорта человека занимается наука, которая называется валеология (вешаю карточку валеология, читаем вместе).
— Давайте представим, что в вашей квартире идет ремонт. Я хочу предложить вам окрасить стены ваших комнат в нужный цвет.(На доске четыре перевернутых карточки с названием комнат).
— В какой комнате дома вы проводите большую часть времени? (Детская)
— Какой цвет стен имеет ваша детская комната? А сейчас давайте проверим, какой цвет для детских комнат рекомендуют валеологи. Пойди, Открой карточку (обращение к ребенку). Зеленый. Зеленый цвет успокаивает глаза, создает ощущение свежести.
— А теперь доскажите словечко , чтобы угадать, о какой комнате пойдет речь.
В ней я моюсь и купаюсь,
Зубы чищу, умываюсь,
Называется она – (ванная)
— Умницы, угадали. Какой цвет имеют ваши ванные комнаты? (Дети отвечают). А давайте посмотрим, какой цвет нам советуют валеологи.Приглашаю перевернуть карточку . Синий, голубой. Валеологи считают, что голубой цвет обладает расслабляющими свойствами.
— Доскажите следующее словечко, чтобы отгадать название этой комнаты:
Прихожу из школы я, открываю дверь
Предо мной просторная комната….(Прихожая)
— Какой цвет имеет ваша прихожая комната? (Ответы детей) Давайте посмотрим, какой цвет нам рекомендуют валеологи. Красный и оттенки красного. Очень энергичный цвет, цвет жизни и силы, но его нужно использовать в определенных количествах.
— Доскажите словечко, чтобы отгадать эту комнату:
В ней люблю гостей встречать,
Сладким чаем угощать,
Для всех она любимая,
Комната (гостиная)
— Какие вы молодцы! Как по-другому можно назвать эту комнату (Зал). Какой цвет имеет ваша гостиная комната? А как считают валеологи, давайте посмотрим. Переверни карточку, … Оранжевый. Оранжевый и оттенки бежевого валеологи считают цветом творчества, я думаю, поэтому стены вашего кабинета окрашены в бежевых тонах. Этот цвет поможет вам развить ваши творческие способности.
— Ребята, так для чего вам нужно знать, в какие цвета нужно окрашивать стены комнат (Для создания настроения, для сохранения здоровья).
— Откуда же рождается цвет? (Из света). Свет рождает ….(цвет).
— Ребята, на каких уроках вы чаще всего используете понятия цвет и свет? (на уроках изобразительного искусства). Верно, есть еще одна область, где используют особенности цвета и света – это искусство. (вешаю карточку, читаем вмете)
пульт,слайд 9
— Перед вами картина Айвазовского «Корабли в море» и картина Афанасьева «Золотая осень». Я предлагаю заняться классификацией. Слушайте внимательно задание. Необходимо разбить слова на две группы, так, чтобы первая группа слов передавала настроение от картины Айвазовского, а вторая группа слов передавала настроение от картины Афанасьева. Возьмите конверт номер 2, работаете в паре, советуйтесь, прислушивайтесь к мнению товарища. (Работа в парах).
— Назовите слова, которые подобрали к картине Айвазовского (мрачное, печальное, грустное).
— Назовите слова, которые подобрали к репродукции Афанасьева (Радостное, веселое, светлое)
— Что помогло почувствовать настроение этих произведений (свет и цвет).
5. Подведение итогов урока.
— Какие два понятия рассмотрели на уроке? (Свет и цвет)
Слайд 10- Какую связь между ними установили? (Свет рождает цвет)
— Где мы можем применить знания о свете и цвете в жизни?
— Какие области знаний помогли получить эти сведения? (физика, психология, валеология, лингвистика, искусство)
— Какое открытие вы сделали для себя на уроке? (что свет рождает цвет, или цвет получается из света)
-А для нас свет рождается в знаниях.
Слайд11 Закончите наш урок известной пословицей
«Ученье-….(свет), а не ученье-…(тьма)
6. Оценка работы класса.
Слайд12 — Молодцы ,ребята! Вы мне очень помогли сегодня на уроке.
Слайд13 Желая поощрить вас за хорошую работу, на память вам оставляю о сегодняшнем занятии радужный букетик-семицветик с нашей полянки настроений. Пусть он вызывает улыбку и теплые воспоминания в эти холодные зимние дни.