Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лядовская основная общеобразовательная школа
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ
«ТЫ И ТВОИ ДРУЗЬЯ»
(2 класса УМК «Школа России»)
Учитель начальных классов Новоструева Людмила Павловна
с. Ляды, 2013
Цели:
-
формирование представлений о понятиях «дружба», «друг»
-
развитие когнитивных и речевых способностей учащихся, умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения
-
вовлечение всех учащихся класса в игровое взаимодействие и формирование сплоченного классного коллектива
-
развитие коммуникативных навыков и формирование игровой культуры учащихся: умение работать сообща (в парах, командах), согласовывать свои действия
Планируемые достижения учащихся:
Предметные результаты:
— знать, что самое ценное в дружбе – любовь и уважение друг к другу, согласие и взаимная помощь;
— оценивать характер взаимоотношений со сверстниками;
— знать правила приема гостей и поведения в гостях, правила поведения за столом
Метапредметные результаты:
— принимать и сохранять целевые установки урока, сформулированные совместно с учителем;
— осваивать начальные формы личностной рефлексии через оценку взаимоотношений со сверстниками, сравнение интересов и увлечений;
— анализировать иллюстрации учебника, формулировать с их помощью правила этикета;
— взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий, участвовать в ролевой игре в соответствии с заданными условиями;
— активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, обсуждать морально-этические аспекты дружбы;
— формулировать выводы из изученного материала.
Личностные результаты:
— осознавать ценность дружбы, согласия, взаимопомощи между людьми, ценить добрые и справедливые поступки и стремиться их совершать.
Оборудование.
Запись песни «Когда мои друзья со мной», видеоклип «Дружба», карточки для строительства «Дома дружбы».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный –
Скажет каждый!
II. Актуализация знаний.
— Проверим домашнее задание.
— Какую тему мы изучали на прошлом уроке? («Вежливые слова»)
1. Игра «Закончи фразу».
-
Если вы хотите, чтобы с вами были вежливы, то вы…
-
Если вам неприятно, когда вас толкают, то …
-
Если вам хочется, чтобы другие вам уступали в чем-то, то …
-
Если вы хотите, чтоб вам помогли в чем-то …
2. Игра «Кто последний»
(Учащиеся по очереди называют «вежливые» слова. Выигрывает тот, кто последним назовет слово.)
3. Игра «Подбери слово»
(Учащиеся подбирают слова на каждую букву слова «здравствуйте».З – здоровье, д – доброта, …)
— Что спрятано в этом слове? Какой вывод можно сделать?
III. Постановка учебной задачи.
— А начнём мы урок с песни «Если с другом вышел в путь …» (отрывок)
Обратите внимание на слова: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!».
— Можно ли, по словам песни, определить тему нашего урока?
— Вы правильно догадались, тема сегодняшнего урока будет звучать так “Ты и твои друзья”.
-Какую цель поставим? (Что хотели бы узнать и чему научиться?)
IV. Освоение нового знания и его применение.
Прекрасное слово — “дружба”. Произносишь его — и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или просто помечтать.
— Давайте выясним, чем различаются понятия «друг» и «приятель»?
Слова «друг» и «приятель» разные, наверное, и значение этих слов тоже будут разные.
Друг – это тот, которому можно доверить свои секреты, поделиться чем-то, а приятель – это тот, с которым приятно общаться.
— У кого из вас есть друг? Расскажите о своей дружбе.
— Что вам нравится в ваших друзьях?
— Знаете ли вы их увлечения?
— В чём бы вы хотели походить на друга?
— А теперь подумаем, как поступают настоящие друзья.
— Если вы попали в беду, что сделает ваш друг?
— Если вы совершите плохой поступок, какую ему оценку даст
настоящий друг?
— А как вы утешаете друзей, если у них возникли неприятности?
— Что вы советуете им?
— Умеете ли прощать им обиды?
— Как вы назовёте учеников, которые учатся с вами в одном классе?
— А теперь поразмышляем о том, что нравится вам в одноклассниках, друзьях?
— Дружный у вас коллектив?
Есть ли у вас друзья среди одноклассников?
— Где вы бываете вместе?
— Кого же вы можете назвать своим другом?
Послушайте стихотворение А.Барто “Требуется друг”. Читают две девочки.
Все живут, не тужат, а со мной не дружат,
Предлагаю Ильиной: “Ты дружи со мной одной”.
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,
Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: “Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать”.
А девчонка на дыбы! Говорит: “Молчала бы!”
Не вставать же на колени уговаривать подруг,
Напишу я объявленье: “Срочно требуется друг!”
-Почему с девочкой никто не хотел дружить?
— Что бы вы ей посоветовали?
— Можно ли заставить насильно дружить?
— Какими же качествами должен обладать настоящий друг?
— Попробуйте объяснить, кого вы называете своим другом.
— Друг — тот, кто …
Физминутка.
Запоминаем слова и повторяем движения:
В нашем классе все друзья:
Я, ты, он, она.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.
(Далее действия третьей и четвертой строки заменяются словами: подмигните, пожми руку, помашите и т. д.)
А сейчас вы послушаете, что о дружбе написал А.Старшинов в своем стихотворении.
Друг
У дружбы есть свои законы –
Она рождается не вдруг.
Вот в классе – все тебе знакомы,
Но лишь один из них – твой друг.
Другие и умней быть может,
Им в жизни многое дано,
Но быть в твоих друзьях, похоже,
Им никогда не суждено.
Друг настоящий очень редок.
Когда он есть в твоей судьбе,
То не страшны любые беды,
Любые трудности тебе.
— Что значит выражение «У дружбы свои законы»?
(Закон – это правило. У дружбы есть свои законы, значит, правила)
— Какие правила нужно соблюдать, чтобы с другом не было ссор?
Сформулируйте правила друзей. (Работа в группах. Учащиеся обсуждают и записывают правила. Один ученик от каждой группы озвучивает их.)
— В труде, как и в игре, очень важно, чтобы вы умели работать дружно, сообща. Будем работать в группах по 4 человека.
— У каждой группы свой докладчик, который расскажет о работе группы. Если группа закончит работу, все участники берутся за руки и поднимают их над головой.
Правила работы в группе:
уважать мнение товарищей;
слушать и слышать друг друга;
не обижать и не обижаться;
быть внимательным;
участвовать всем.
— Так что же значит «дружить»?
— Мы с вами пришли к выводу, что дружить — это значит делать вместе дела, проводить вместе досуг, помогать друг другу в учёбе, настоящие друзья не оставят в беде, а если ты совершил плохой поступок, то они не отвернутся от тебя, а помогут тебе исправить ошибку.
— Настоящую дружбу ничто не разрушит.
Как найти друзей? Ответ очень простой — будь хорошим другом сам.
У каждого человека есть такой день, который он считает самым главным в своей жизни, — это день рождения.
— Сегодня на уроке мы поговорим, как следует себя вести в гостях у друга, бывая на его дне рождения. Как надо принимать гостей, как приглашать в гости и как развлекать гостей?
— Обсудим вместе, как правильно отпраздновать День рождения.
— Кого пригласим на праздник?
(В гости приглашают близких друзей.)
— Каким образом можно пригласить друзей на праздник?
(начинать с пригласительных открыток, или со звонка другу по телефону, пригласить лично)
— Как вы думаете, какие слова вы должны при этом сказать, или написать?
— Что вы ответите другу, если тоже получите такое же приглашение?
( Слова благодарности, нужно сказать, сможем мы прийти на День рождения, если не сможем, то объяснить почему.)
— А вот и гости. Подумайте, какими словами встретите гостей?
— Какие слова говорят гости?
О чём вы думаете, когда выбираете подарок?
— Что вам хочется подарить другу?
— Чтобы вы пожелали ему в День рождения?
— Как надо принимать подарки, что говорить при этом?
(Цветы поставить в вазу; коробку конфет открыть и поставить на стол; подарки нужно рассмотреть и обязательно поблагодарить подарившего.)
— Представьте, что имениннику подарили два одинаковых подарка, как себя он должен вести. Что сказать надо?
— Как вы считаете, вежливо ли заказывать подарки?
— Составьте и разыграйте диалоги между ребятами, дарящими и принимающими подарки. Не забывайте «волшебные слова».
— Почему говорят: «Не дорог подарок, дорога любовь»?
— Лучший подарок тот, что сделан своими руками. Чтобы правильно выбрать подарок нужно знать вкусы и увлечения своих друзей.
Посмотрите на с. 57 рисунки. Все ли за столом ведут себя как полагается?
— Какие правила поведения за столом нарушают дети?
— Какие ещё правила нужно соблюдать за столом?
— А теперь вы должны дружно поработать друг с другом. В конвертах лежат листы с героями разных сказок. Найдите им друзей.
Игра “Кто с кем дружит, кто кому нужен” (картинки с изображением сказочных героев)
Проведите тропинки, соединяя друзей. (В конвертах волк, Белоснежка и гном, Чебурашка и крокодил Гена, Дядя Фёдор и кот Матроскин, Малыш и Карлсон, Буратино и Мальвина)
Пока все работают на местах, одна пара выполняет задание у доски.
— Кому друзей вы не нашли? Почему волк остался без друзей?
— Каким должен стать волк, чтоб у него появились друзья?
V. Итог урока.
— Ребята, быть другом – это очень трудное дело, именно трудиться надо, чтобы иметь хороших, настоящих друзей. Надо считаться с желаниями друга, а не со своими, надо знать привычки друга и прощать ему обиды, надо уметь предложить помощь так, чтобы не обидеть своего друга.
— В мультфильме, который очень любят дети, крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то, на чем держится весь дом. И вам надо подумать, что же будет лежать в основе вашего дома. (Двое работают у доски)
Из кирпичиков дети составляют Дом Дружбы.
Дети берут «кирпичики», на которых написаны разные качества, выбирают положительные и строят из них дом.
— О чем мы говорили сегодня на уроке?
— Какие правила дружбы мы запомнили?
— Вспомните цели нашего урока. Достигли ли мы их?
— И наш урок мне бы хотелось закончить замечательной песней «Дружба» (клип). (Дети смотрят и подпевают).
VI. Домашнее задание.
Для всех:
1.Повторить вывод по уроку, объяснить смысл пословиц стр. 58-59. В рабочей тетради выполнить задание на стр.40
Кто желает:
2. Написать письмо другу. Письмо можно написать любому однокласснику с предложениями о дружбе.
3. Нарисовать портрет друга.