Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лядовская основная общеобразовательная школа

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ

«ТЫ И ТВОИ ДРУЗЬЯ»

(2 класса УМК «Школа России»)

Учитель начальных классов Новоструева Людмила Павловна

с. Ляды, 2013

Цели:

    • формирование представлений о понятиях «дружба», «друг»

    • развитие когнитивных и речевых способностей учащихся, умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения

    • вовлечение всех учащихся класса в игровое взаимодействие и формирование сплоченного классного коллектива

    • развитие коммуникативных навыков и формирование игровой культуры учащихся: умение работать сообща (в парах, командах), согласовывать свои действия

Планируемые достижения учащихся:

Предметные результаты:

— знать, что самое ценное в дружбе – любовь и уважение друг к другу, согласие и взаимная помощь;

— оценивать характер взаимоотношений со сверстниками;

— знать правила приема гостей и поведения в гостях, правила поведения за столом

Метапредметные результаты:

— принимать и сохранять целевые установки урока, сформулированные совместно с учителем;

— осваивать начальные формы личностной рефлексии через оценку взаимоотношений со сверстниками, сравнение интересов и увлечений;

— анализировать иллюстрации учебника, формулировать с их помощью правила этикета;

— взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий, участвовать в ролевой игре в соответствии с заданными условиями;

— активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, обсуждать морально-этические аспекты дружбы;

— формулировать выводы из изученного материала.

Личностные результаты:

— осознавать ценность дружбы, согласия, взаимопомощи между людьми, ценить добрые и справедливые поступки и стремиться их совершать.

Оборудование.

Запись песни «Когда мои друзья со мной», видеоклип «Дружба», карточки для строительства «Дома дружбы».

Ход урока.

I. Организационный момент.

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

А почему он важный –

Скажет каждый!

II. Актуализация знаний.

— Проверим домашнее задание.

— Какую тему мы изучали на прошлом уроке? («Вежливые слова»)

1. Игра «Закончи фразу».

  • Если вы хотите, чтобы с вами были вежливы, то вы…

  • Если вам неприятно, когда вас толкают, то …

  • Если вам хочется, чтобы другие вам уступали в чем-то, то …

  • Если вы хотите, чтоб вам помогли в чем-то …

2. Игра «Кто последний»

(Учащиеся по очереди называют «вежливые» слова. Выигрывает тот, кто последним назовет слово.)

3. Игра «Подбери слово»

(Учащиеся подбирают слова на каждую букву слова «здравствуйте».З – здоровье, д – доброта, …)

— Что спрятано в этом слове? Какой вывод можно сделать?

III. Постановка учебной задачи.

— А начнём мы урок с песни «Если с другом вышел в путь …» (отрывок)

Обратите внимание на слова: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!».

— Можно ли, по словам песни, определить тему нашего урока?

— Вы правильно догадались, тема сегодняшнего урока будет звучать так “Ты и твои друзья”.

-Какую цель поставим? (Что хотели бы узнать и чему научиться?)

IV. Освоение нового знания и его применение.

Прекрасное слово — “дружба”. Произносишь его — и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или просто помечтать.

— Давайте выясним, чем различаются понятия «друг» и «приятель»?

Слова «друг» и «приятель» разные, наверное, и значение этих слов тоже будут разные.

Друг – это тот, которому можно доверить свои секреты, поделиться чем-то, а приятель – это тот, с которым приятно общаться.

— У кого из вас есть друг? Расскажите о своей дружбе.

— Что вам нравится в ваших друзьях?

— Знаете ли вы их увлечения?

— В чём бы вы хотели походить на друга?

— А теперь подумаем, как поступают настоящие друзья.

— Если вы попали в беду, что сделает ваш друг?

— Если вы совершите плохой поступок, какую ему оценку даст

настоящий друг?

— А как вы утешаете друзей, если у них возникли неприятности?

— Что вы советуете им?

— Умеете ли прощать им обиды?

— Как вы назовёте учеников, которые учатся с вами в одном классе?

— А теперь поразмышляем о том, что нравится вам в одноклассниках, друзьях?

— Дружный у вас коллектив?

Есть ли у вас друзья среди одноклассников?

— Где вы бываете вместе?

— Кого же вы можете назвать своим другом?

Послушайте стихотворение А.Барто “Требуется друг”. Читают две девочки.

Все живут, не тужат, а со мной не дружат,

Предлагаю Ильиной: “Ты дружи со мной одной”.

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,

Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.

Все пятёрки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: “Дружи со мной! Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать”.

А девчонка на дыбы! Говорит: “Молчала бы!”

Не вставать же на колени уговаривать подруг,

Напишу я объявленье: “Срочно требуется друг!”

-Почему с девочкой никто не хотел дружить?

— Что бы вы ей посоветовали?

— Можно ли заставить насильно дружить?

— Какими же качествами должен обладать настоящий друг?

— Попробуйте объяснить, кого вы называете своим другом.

— Друг — тот, кто …

Физминутка.

Запоминаем слова и повторяем движения:

В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа.

Вместе мы одна семья.

(Далее действия третьей и четвертой строки заменяются словами: подмигните, пожми руку, помашите и т. д.)

А сейчас вы послушаете, что о дружбе написал А.Старшинов в своем стихотворении.

Друг

У дружбы есть свои законы –

Она рождается не вдруг.

Вот в классе – все тебе знакомы,

Но лишь один из них – твой друг.

Другие и умней быть может,

Им в жизни многое дано,

Но быть в твоих друзьях, похоже,

Им никогда не суждено.

Друг настоящий очень редок.

Когда он есть в твоей судьбе,

То не страшны любые беды,

Любые трудности тебе.

— Что значит выражение «У дружбы свои законы»?

(Закон – это правило. У дружбы есть свои законы, значит, правила)

— Какие правила нужно соблюдать, чтобы с другом не было ссор?

Сформулируйте правила друзей. (Работа в группах. Учащиеся обсуждают и записывают правила. Один ученик от каждой группы озвучивает их.)

— В труде, как и в игре, очень важно, чтобы вы умели работать дружно, сообща. Будем работать в группах по 4 человека.

— У каждой группы свой докладчик, который расскажет о работе группы. Если группа закончит работу, все участники берутся за руки и поднимают их над головой.

Правила работы в группе:

уважать мнение товарищей;

слушать и слышать друг друга;

не обижать и не обижаться;

быть внимательным;

участвовать всем.

— Так что же значит «дружить»?

— Мы с вами пришли к выводу, что дружить — это значит делать вместе дела, проводить вместе досуг, помогать друг другу в учёбе, настоящие друзья не оставят в беде, а если ты совершил плохой поступок, то они не отвернутся от тебя, а помогут тебе исправить ошибку.

— Настоящую дружбу ничто не разрушит.

Как найти друзей? Ответ очень простой — будь хорошим другом сам.

У каждого человека есть такой день, который он считает самым главным в своей жизни, — это день рождения.

— Сегодня на уроке мы поговорим, как следует себя вести в гостях у друга, бывая на его дне рождения. Как надо принимать гостей, как приглашать в гости и как развлекать гостей?

— Обсудим вместе, как правильно отпраздновать День рождения.

— Кого пригласим на праздник?

(В гости приглашают близких друзей.)

— Каким образом можно пригласить друзей на праздник?

(начинать с пригласительных открыток, или со звонка другу по телефону, пригласить лично)

— Как вы думаете, какие слова вы должны при этом сказать, или написать?

— Что вы ответите другу, если тоже получите такое же приглашение?

( Слова благодарности, нужно сказать, сможем мы прийти на День рождения, если не сможем, то объяснить почему.)

— А вот и гости. Подумайте, какими словами встретите гостей?

— Какие слова говорят гости?

О чём вы думаете, когда выбираете подарок?

— Что вам хочется подарить другу?

— Чтобы вы пожелали ему в День рождения?

— Как надо принимать подарки, что говорить при этом?

(Цветы поставить в вазу; коробку конфет открыть и поставить на стол; подарки нужно рассмотреть и обязательно поблагодарить подарившего.)

— Представьте, что имениннику подарили два одинаковых подарка, как себя он должен вести. Что сказать надо?

— Как вы считаете, вежливо ли заказывать подарки?

— Составьте и разыграйте диалоги между ребятами, дарящими и принимающими подарки. Не забывайте «волшебные слова».

— Почему говорят: «Не дорог подарок, дорога любовь»?

— Лучший подарок тот, что сделан своими руками. Чтобы правильно выбрать подарок нужно знать вкусы и увлечения своих друзей.

Посмотрите на с. 57 рисунки. Все ли за столом ведут себя как полагается?

— Какие правила поведения за столом нарушают дети?

— Какие ещё правила нужно соблюдать за столом?

— А теперь вы должны дружно поработать друг с другом. В конвертах лежат листы с героями разных сказок. Найдите им друзей.

Игра “Кто с кем дружит, кто кому нужен” (картинки с изображением сказочных героев)

Проведите тропинки, соединяя друзей. (В конвертах волк, Белоснежка и гном, Чебурашка и крокодил Гена, Дядя Фёдор и кот Матроскин, Малыш и Карлсон, Буратино и Мальвина)

Пока все работают на местах, одна пара выполняет задание у доски.

— Кому друзей вы не нашли? Почему волк остался без друзей?

— Каким должен стать волк, чтоб у него появились друзья?

V. Итог урока.

— Ребята, быть другом – это очень трудное дело, именно трудиться надо, чтобы иметь хороших, настоящих друзей. Надо считаться с желаниями друга, а не со своими, надо знать привычки друга и прощать ему обиды, надо уметь предложить помощь так, чтобы не обидеть своего друга.

— В мультфильме, который очень любят дети, крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то, на чем держится весь дом. И вам надо подумать, что же будет лежать в основе вашего дома. (Двое работают у доски)

Из кирпичиков дети составляют Дом Дружбы.

Дети берут «кирпичики», на которых написаны разные качества, выбирают положительные и строят из них дом.

Любовь, терпение, злость, доброта, взаимоуважение, понимание, равнодушие, сочувствие, жадность, взаимовыручка.

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Какие правила дружбы мы запомнили?

— Вспомните цели нашего урока. Достигли ли мы их?

— И наш урок мне бы хотелось закончить замечательной песней «Дружба» (клип). (Дети смотрят и подпевают).

VI. Домашнее задание.

Для всех:

1.Повторить вывод по уроку, объяснить смысл пословиц стр. 58-59. В рабочей тетради выполнить задание на стр.40

Кто желает:

2. Написать письмо другу. Письмо можно написать любому однокласснику с предложениями о дружбе.

3. Нарисовать портрет друга.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here