Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: «Весна идет, весне дорогу»

Цель:

Познакомить учащихся с произведениями о весне разных авторов, расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас детей.

Развивать познавательный интерес к работе с текстом, творческое воображение через слово, музыку, живопись.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока:

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. А вот куда, догадайтесь сами.

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды.

Наряд белоснежный надели сады.

А птицы пропели: — Вить гнезда пора!

Итак, это …?

Мотивация: для чего?

Цель: для чего вам это нужно?

Погружение в урок

— Мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать ее песни и всматриваться в ее краски. Постараемся понять, о чем щебечут птицы, журчат ручьи, тихонько шепчут первые листочки березы.

— Давайте все вместе произнесем слово ВЕСНА.

— Какие смысловые ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? (свет, радость, тепло и т.д)

— В природе бывает три весны. Всмотритесь в эти картины и определите, какие три весны существуют в природе.

— Какой месяц соответствует весне света?

— Весне воды?

— Весне зеленой травы?

Полюбуйтесь – весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят!

— Слышите, какие необычные слова – это зажурчал наш поэтический ручеек. Он подхватит наш кораблик и понесет по весенним волнам.

— Кто желает прочесть стихи о весне? (все хотят, тогда посоветуйтесь в своих группах и выберите лучшего чтеца)

Передавая кораблик, дети читают стихи.

-Вы прослушали стихи и теперь, выбрав нужный цвет, постарайтесь передать свое настроение об этих стихах.

— Прослушав стихи, скажите, какими звуками наполнена весна? (звоном ручьев, свистом соловья, смехом детей, пением птиц).

— Вспомните весну, когда цветут сады, ярко светит весеннее солнце. В это время весна удивляет нас своим небом, его чистотой. Оно голубое-голубое, воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту картину врывается сильный и свежий запах весны.

— Какое настроение передает поэт в этих словах?

— Поделитесь своими мыслями с товарищами. (мне захотелось, чтобы скорее пришла весна. Это красивое и доброе стихотворение)

— Какое настроение поэта вы почувствовали? (ликующее, праздничное, радостное, грустное, мечтательное)

— Обоснуйте свой выбор.

— Какие чувства возникли в вашем сердце?

— Какие картины возникли в вашем воображении после прослушивании этого стихотворения?

Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

— Перед вами карточка «Чтение лирики». Прочитайте правила. Кто попрбует прочитать стихотворение выразительно, с паузами? Нужно постараться передать настроение автора о своих чувствах.

Работа по развитию речи

Весенними лугами –

На потопленные луга –

Блещут небеса –

За данью полевой –

Из кельи восковой –

В безмолвии ночей –

Анализ лирического стихотворения.

— Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

Работа с эпитетами.

— При помощи каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты?

Коллективное чтение стихотворения.

Дифференцированное задание (работа в группах по вопросам). Нарисуйте.

Дома: выучить стихотворение, нарисовать те картины, которые возникли при прочтении этого стихотворения.

— Ребята, а какой вид искусства передает красоту мира через звуки? (музыка)

— Вот так услышал музыку весны композитор П.И.Чайковский. вслушайтесь в звуки музыки и постарайтесь представить весеннюю картину.

— Свою пьесу П.Чайковский назвал «Апрель». Подснежник под дуновение легкого ветерка распускает свои лепестки. Подснежники – первые цветы.

Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

— Весна волновала сердца и настоящих художников. Предлагаю вам всмотреться в картину Саврасова «Грачи прилетели». Это его лучшая работа. Мы видим русскую деревню, небольшие деревянные домики, прилетели первые вестники весны – неугомонные грачи. Сколько звуков в этой картине, слышите, как перекликаются птицы?

— Мы с вами побывали в мастерской художника, но есть мастерская поэтов. Они в наших душах и сердцах.

— Наша задача – подобрать пропущенные имена прилагательные.

И весел звучный лес, и ветер меж берез

Уж веет ласково, а белые березы

Роняют тихий дождь

Своих алмазных слез,

И улыбаются сквозь слезы

Работа в группах. Анализ удачно подобранных определений.

— А вот такие определения у автора.

— Мы увидели, насколько трудна работа поэта, писателя, художника, композитора. А теперь и вы скажите свое слово о весне.

Рефлексия.

— Что сегодня на уроке на вас произвело наибольшее впечатление? Что вы не знали, а сейчас знаете? Какие задания показались вам наиболее интересными?

Оценка

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here