Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: «Весна идет, весне дорогу»
Цель:
Познакомить учащихся с произведениями о весне разных авторов, расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас детей.
Развивать познавательный интерес к работе с текстом, творческое воображение через слово, музыку, живопись.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока:
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. А вот куда, догадайтесь сами.
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
А птицы пропели: — Вить гнезда пора!
Итак, это …?
Мотивация: для чего?
Цель: для чего вам это нужно?
Погружение в урок
— Мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать ее песни и всматриваться в ее краски. Постараемся понять, о чем щебечут птицы, журчат ручьи, тихонько шепчут первые листочки березы.
— Давайте все вместе произнесем слово ВЕСНА.
— Какие смысловые ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? (свет, радость, тепло и т.д)
— В природе бывает три весны. Всмотритесь в эти картины и определите, какие три весны существуют в природе.
— Какой месяц соответствует весне света?
— Весне воды?
— Весне зеленой травы?
Полюбуйтесь – весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят!
— Слышите, какие необычные слова – это зажурчал наш поэтический ручеек. Он подхватит наш кораблик и понесет по весенним волнам.
— Кто желает прочесть стихи о весне? (все хотят, тогда посоветуйтесь в своих группах и выберите лучшего чтеца)
Передавая кораблик, дети читают стихи.
-Вы прослушали стихи и теперь, выбрав нужный цвет, постарайтесь передать свое настроение об этих стихах.
— Прослушав стихи, скажите, какими звуками наполнена весна? (звоном ручьев, свистом соловья, смехом детей, пением птиц).
— Вспомните весну, когда цветут сады, ярко светит весеннее солнце. В это время весна удивляет нас своим небом, его чистотой. Оно голубое-голубое, воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту картину врывается сильный и свежий запах весны.
— Какое настроение передает поэт в этих словах?
— Поделитесь своими мыслями с товарищами. (мне захотелось, чтобы скорее пришла весна. Это красивое и доброе стихотворение)
— Какое настроение поэта вы почувствовали? (ликующее, праздничное, радостное, грустное, мечтательное)
— Обоснуйте свой выбор.
— Какие чувства возникли в вашем сердце?
— Какие картины возникли в вашем воображении после прослушивании этого стихотворения?
Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
— Перед вами карточка «Чтение лирики». Прочитайте правила. Кто попрбует прочитать стихотворение выразительно, с паузами? Нужно постараться передать настроение автора о своих чувствах.
Работа по развитию речи
Весенними лугами –
На потопленные луга –
Блещут небеса –
За данью полевой –
Из кельи восковой –
В безмолвии ночей –
Анализ лирического стихотворения.
— Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?
Работа с эпитетами.
— При помощи каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты?
Коллективное чтение стихотворения.
Дифференцированное задание (работа в группах по вопросам). Нарисуйте.
Дома: выучить стихотворение, нарисовать те картины, которые возникли при прочтении этого стихотворения.
— Ребята, а какой вид искусства передает красоту мира через звуки? (музыка)
— Вот так услышал музыку весны композитор П.И.Чайковский. вслушайтесь в звуки музыки и постарайтесь представить весеннюю картину.
— Свою пьесу П.Чайковский назвал «Апрель». Подснежник под дуновение легкого ветерка распускает свои лепестки. Подснежники – первые цветы.
Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
— Весна волновала сердца и настоящих художников. Предлагаю вам всмотреться в картину Саврасова «Грачи прилетели». Это его лучшая работа. Мы видим русскую деревню, небольшие деревянные домики, прилетели первые вестники весны – неугомонные грачи. Сколько звуков в этой картине, слышите, как перекликаются птицы?
— Мы с вами побывали в мастерской художника, но есть мастерская поэтов. Они в наших душах и сердцах.
— Наша задача – подобрать пропущенные имена прилагательные.
И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь
Своих алмазных слез,
И улыбаются сквозь слезы
Работа в группах. Анализ удачно подобранных определений.
— А вот такие определения у автора.
— Мы увидели, насколько трудна работа поэта, писателя, художника, композитора. А теперь и вы скажите свое слово о весне.
Рефлексия.
— Что сегодня на уроке на вас произвело наибольшее впечатление? Что вы не знали, а сейчас знаете? Какие задания показались вам наиболее интересными?
Оценка