Урок. Окружающий мир «Растениеводство». 3 класс.

Введение.

Наша школа является русской национальной культурологической. Поэтому в базисный план школы с целью решения задач по воспитанию гордости за национальное достояние, духовное своеобразие России, интереса к русской истории и культуре, развитию национально-исторических и патриотических начал у обучающихся школы I ступени, в вариативную часть плана были введены факультативы «Природа Зауралья» (2 класс), «Город и его люди» (3 класс), «История в лицах» (4 класс). На занятиях факультатива в 3 классе дети знакомятся с людьми, которые прославили наш город. Одним из них является Терентий Семёнович Мальцев. С Мальцевым Т.С. обучающиеся нашей школы начинают знакомиться с 1-го класса на уроках и во внеурочной деятельности. К третьему классу обучающиеся достаточно знакомы с этой выдающейся личностью. Использование краеведческого материала на уроках развивает интерес к изучаемому предмету и помогает решать поставленные воспитательные задачи.

Считаю актуальным в настоящее время на примере известных личностей возбуждения у учащихся потребности к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.

Адресат: 10 лет, 3 класс.

Цели урока:

  • узнать об одной из отраслей сельского хозяйства — растениеводстве;

  • учить различать культурные растения, анализировать, группировать, обобщать полученные знания;

  • развивать речь детей;

  • воспитывать бережное отношение к продук­там растениеводства;

  • воспитывать чувство гордости за малую родину.

Основные идеи, подходы: работа в группах и умение самостоятельно добывать знания по инструкции учителя.

Оборудование:

Гербарии: рожь, овес, ячмень, пшеница;

Картинки с изображением сельскохозяйственных профессий;

Карточки с названиями культур: зерновые, кормовые, прядильные.

Пшеница и другие семена.

Баночки с землёй.

Фотографии Т.С. Мальцева.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Введение в тему урока

— Отгадайте загадки:

Белая беляна

По полю гуляла,

Домой пришла,

В сусек легла.

(Мука)

Не живое, а дышит.

(Тесто в квашне)

Всем нужен,

А не всякий сделает.

(Хлеб)

Учитель:

-Как вкусен и душист хлеб! Но чтобы выпечь хлеб, нужна му­ка. Из чего делают муку? (Из пшеницы, овса, ржи, ячменя.)

-Кто знает, где достают пшеницу, рожь, чтобы намолоть много муки и накормить всех нас? (Пшеницу выращивают на полях.)

-Что значит — выращивают? (Готовят почву, сеют, удобря­ют, борются с сорняками и вредителями, убирают урожай.)

-Как называются растения, которые выращивает человек? (Растения, которые выращивает человек, называют культурными)

-Как называется отрасль, которая занимается выращиванием растений? (Растениеводство).

-Верно. Тема нашего урока «Растениеводство».

-Сегодня на уроке познакомимся с растениями, которые выращивают в сельском хозяйстве. Вспомним нашего известного земляка, жизнь которого была связана с хлебом.

III Изучение нового материала..

Дети разделены на 3 группы. Работают в них в течение всего урока.

1.Работа в группах по учебнику.

-Прочитайте текст в учебнике на стр. 53 и найдите ответы на вопросы:

1-я группа. Что такое растениеводство? Чем оно занимается?

2-я группа. Проверьте правильность утверждения: «Озимую пшеницу сеют осенью».

3-я группа. Проверьте правильность утверждения «Яровую пшеницу сеют весной».

Проверка. Дети зачитывают ответы из учебника.

-Вспомните нашего известного земляка, полевода. Чем он занимался? (Т.С. Мальцев).

2. Рассказ обучающихся об опытах Т.С. Мальцева.

Вся жизнь крестьянина Мальцева была связана с землёй.

В далеком 1921 году, взявшись за плуг после германского плена, Мальцев засеял свой земельный участок крупными семенами, собственноручно по зернышку отобранными из местного сорта. С этого момента приходит понимание неразрывности звена: земля — растение — сорт.

В 1927 году он привез для испытания с Шадринского опытного поля первые сорта — «Альбидум-604» и «Китченер». И с этого же года с 200г зерен, присланных из Ленинграда, начинается размножение сорта «Цезиум-III».

Интерес к набору сортов все больше возрастал. Терентий Семено­вич много читал, запрашивал и получал многочисленные пакетики с зерном со всех концов страны: из Омска, Саратова, Ленинграда и других городов. К 1935 году на сортоиспытательном участке высевалось уже 30 сортов яро­вой пшеницы, 5 сортов ячменя, более 40 сортов гороха, 30 — чины и т.д.

Что – то с этих делянок не подходило, отметалось сразу, а что – то приживалось.

На основании многолетних данных наблюдений «Цезиум-III». можно характеризовать так: сорт достаточно засухоустойчивый в сравнении с другими сортами, более стойкий к вредителям.

Весной 1933 в колхозе были высеяны новые сорта пшеницы, полученные из Омска: Гостиум 303, Мильтурум 351. Эти и другие сорта прижились в нашей области.

3.Практическая работа в группах. Детям выдаются пакетики с зерном и другими семенами.

— Сегодня на уроке мы проделаем опыт нашего земляка Т.С. Мальцева, чтобы почувствовать самим, как Терентий Семёнович любил землю, дорожил каждым зёрнышком и был настоящим хозяином на земле.

Отделите крупные семена от мелких. Подпишите коробочки с семенами и посадите рассортированные семена в разные коробочки. Вам ребята, надо будет вести дневник, куда вы будете записывать результаты своего опыта.

4. Работа в группах по учебнику (стр. 54-Рассмотрите культурные растения. Сравните их между собой. Составьте описание каждого растения по плану

(1-ая группа – дерево, 2-ая группа – кустарник, 3 группа – травянистое растение):

  • Название растения.

  • К какой группе относится (дерево, кустарник, травянистое растение)?

  • Где его выращивают (в поле, в огороде, в саду)?

  • Какие части ты видишь у растения? Как они выглядят?

  • Как человек использует это растение?

Проверка. Отвечает ученик из группы.

5. Рассказ заранее подготовленных учеников.

Пшеница

Много полезных растений выращивают на полях. Но самая главная наша кормилица — пшеница.

Пшеница — самое первое хлебное растение, которое стал выра­щивать человек. Её сеют во всех странах мира.

Самые распространенные виды пшеницы — твердые и мягкие. У твердой пшеницы зернышко твердое, а у мягкой — мягкое, мучни­стое. Твердые сорта пшеницы — самые ценные, но они боятся морозов. Такую пшеницу выращивают в странах с теплым климатом. Мягкая пшеница более выносливая и быстрее созревает. Ее сеют в странах с более холодным климатом,

Из пшеницы делают муку, манную крупу и макароны. Если сде­лать макароны из мягкой пшеницы, они расползутся при варке и превратятся в кашу. Самые лучшие макароны и самые пышные бу­лочки получаются из твердых сортов пшеницы.

Вырастить хорошую и урожайную пшеницу очень трудно. Для этого нужно много знать и старательно трудиться.

Рожь

Рожь — хлебное растение. Из всех хлебных растений рожь лучше всех переносит морозы и быстрее всех созревает. Поэтому ее сеют там, где холодное лето, — на севере.

У ржи высокий стебель, выше, чем у пшеницы. Поэтому ей не мешают расти сорняки: она их перерастает. Ее стебель выше чело­веческого роста.

В нашей стране рожь растет лучше пшеницы, поэтому ею засевают многие поля. Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают черный хлеб. Такой хлеб питательнее, полезнее пшенич­ного. Все мы любим вкусный ржаной хлебушек. Иностранцы, которые приезжают к нам из Африки и Австралии, с удивлением глядят на наш черный хлеб: такого они никогда не видели. В Англии черный хлеб очень дорогой, он считается хлебом для богатых.

Кроме муки, из ржи получаются отруби, солома и мякина, которыми кормят домашних животных. А из длинных соломенных стеб­лей делают красивые летние шляпы.

IV. Физкультминутка

V. Работа по таблицам-карточкам. Работа в группах.

Каждой группе выдается конверт с картинками культурных растений. Первая группа должна подобрать картинки с зерновыми культурами; вторая — с кормовыми культу­рами; третья — с прядильными культурами.

Зерновые: рожь, овес, ячмень, пшеница.

Кормовые: тимофеевка, клевер, люцерна, кормовая свекла.

Прядильные: лён, хлопчатник.

Проверка.

VI. Работа по учебнику. Закрепление изученного.

Дети читают текст в учебнике на стр. 56 -57 об этих культурах.

-Люди каких профессий работают в растениеводстве? (Овощеводы, хлеборобы, садоводы, хлопкоробы).

-Русская пословица гласит: «Худ обед, когда хлеба нет», поэтому «Хлеба к обеду в меру бери, Хлеб– драгоценность, им не сори». Ребята, не забывайте, чтобы вырастить зёрнышко, сшить одежду или построить дом, люди вкладывают большой труд. Поэтому учитесь бережно относиться к чужому труду.

-А сейчас представь, что ты бригадир в хозяйстве, где собирают большой урожай яблок и груш. Что ты предложишь для луч­шего хранения и использования урожая ?

-Какое предприятие нужно построить в этом хозяйстве ?

-Что у тебя за профессия ?

Ответ ученика: «Я садовод. В этом году в августе- сентябре в на­шем хозяйстве собрали большой урожай фруктов. А чтобы урожай сохранить, у нас построен мини-завод для переработки яблок, груш, подвалы для хранения фруктов. В них низкие температуры. Фрукты там хорошо хранятся».

VII. Знакомство с краеведческим материалом «Встреча Т.С Мальцева с И.В. Мичуриным». Рассказ учителя.

-Жизнь шла вперед. Имя опытника становилось всё более известным. 1931 год. Правление решило командировать Т.С. Мальце­ва в город Козлов к великому естествоиспытателю И.В. Мичурину.

Встретиться с Мичуриным удалось не сразу: то занят, то нездоров. Сотрудники лаборатории посоветовали сходить к Мичурину в воскрес­ный день. Каково же было удивление, когда Терентий Семенович возле дома обнаружил толпу, больше десяти человек, все, по внешности, горожане.

«Где же ему со всеми переговорить», — загоревал Терентий. И пришел к такому решению: с трудами Ивана Владимировича его познакомили, те­перь хоть бы издали увидеть его самого, чтобы рассказать о нём дома…

Через некоторое время показался Мичурин. В белом костюме, со­ломенной шляпе и с тростью в руке. Рядом семенила его собака. По­равнявшись с приезжими, он сделал вид, будто не знает, что они к нему, проворчал неразборчиво в ответ на приветствие и продолжал идти своей дорогой.

Один из ожидающих воскликнул:

Иван Владимирович! Нам хотелось посмотреть Ваш сад.

Мичурин сердито спросил: «Чего вы не видели? А кто-нибудь из деревни есть?»

Терентий подался вперед:

-Я, Иван Владимирович, колхозник, из Сибири!

-Из Сибири? — удивленно вскинул глаза Мичурин. — Специаль­но ко мне или тоже…

-Меня колхоз командировал. Специально.

Они прогуляли до обеда. Терентий рассказал о своем родном Зау­ралье, о почвах, о погодных условиях. Рассказал о своих опытах с пше­ницей, о том, как 200 граммов пшеницы «Цезиум» превратились в тонны. Три дня водил И. В. Мичурин Терентия Семеновича по своему саду.

Еще после первой встречи Мальцев попросил у Мичурина несколь­ко саженцев для того, чтобы у себя в Зауралье развести фруктовый сад. Но Мичурин сразу оборвал его:

Сорта надо создавать на месте, готовые не будут устойчивы. У вас там такие сорта нужно создавать, какие у меня в саду не найдешь.

Уезжая, Мальцев обещал Ивану Владимировичу заложить у себя в колхозе сад. Мичурин сказал: «Вы тоже естествоиспыта­тель. И Вам надо особенно хорошо понять, что естествоиспытатель должен не только объяснять живую природу, но и планово, направ­ленно изменять ее в интересах человека».

-Наверное, стоит гордиться успехами Т.С. Мальцева, нашего сооте­чественника, чьи идеи успешно внедряются и во многих других государствах.

VIII. Итог урока

-Какие растения люди выращивают для получения продуктов питания?

-Какие из растений идут на корм домашним животным?

VIII. Домашнее задание

Выполнить задания раздела «Подумай!» (учебник, стр. 58);

Задания 1, 2 (учебник, стр. 58);

Для самых любознательных — прочитать текст о Н.И.Вавилове (стр. 59).

Наблюдать за семенами.

Заключение

Учитывая особенности работы нашей школы, я систематически использую краеведческий материал в урочной и внеурочной деятельности. Система Мальцевских уроков разработана в нашей школе. Она действует и на обычных уроках.

В новом 2010 – 2011 учебном, юбилейном для Т.С. Мальцева году продолжу работу в данном направлении.

Результат работы – развитие элементарной самостоятельной поисково — исследовательской деятельности учащихся по заданию или инструкции учителя, развитие национального характера.

Литература

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2ч. Ч.2/ А.А. Плешаков. – 5-е изд.-М.: Просвещение, 2006.

  2. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу Мир вокруг нас. 3 класс.

  3. Сметанин А.М. Уроки народного академика. — Курган: Зауралье, 2005.

  4. Суровцев П.В. Чародей полей России. Из записных книжек журналиста. – Шадринск: ПО «Исеть», 1995.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here