Рамешковский район МОУ «Кушалинская СОШ»

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ»

«С чего начинается Родина?»

3 класс

«Школа 2100»

Учитель начальных классов : Агапова С.В.

Цели и задачи урока.

ЛИНИЯ 1. Овладение картиной мира: помочь ученикам осознать принадлежность к стране, в которой он родился и живет. Сформировать первичные представления о таких понятиях , как власть, правительство, армия, полиция.

ЛИНИЯ 2.Чувственно- эмоциональное отношение к миру: способствовать становлению чувства патриотизма.

ПЛАН УРОКА

  1. Постановка проблемы: что человек называет своей Родиной?

  2. Версии детей, актуализация знаний.

  3. Поиск решения проблемы(открытие нового знания):

а) Взаимосвязь людей в обществе.

б) Порядок в стране.

4. Выражение проблемы.

Применение нового знания.

Итоги урока.

Домашнее задание.

ХОД УРОКА

  1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Постановка проблемы осуществляется с помощью текста учебника. Дети по ролям читают текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации(с. 16).

-Какую основную мысль высказала Анюта в первой фразе?

-Наша Родина – Россия.

На доске появляется запись : «Наша Родина – Россия».

— Что удивило Анюту?

— Что папа назвал своей родиной – Новгород.

На доске появляется запись – «Новгород – родина Анютиного папы».

-Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?

-Получается, что у Анютиного папы две Родины?

-Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос урока : «Что человек называет своей Родиной?»

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия , особенно на последнем этапе урока.

2.ВЕРСИИ ДЕТЕЙ, АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

— Рассмотрите рисунки на стр. 16. К каждому рисунку придумайте высказывание со словом «Родина».

Ученики придумывают предложения. От записанной на доске проблемы урока учитель проводит стрелки, под которыми пишет ключевые слова основных версий ее решения: Родина – это дом, в котором родился, родное село (город), родная страна.

3 .ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ).

а) Взаимосвязь людей в обществе.

— Родной дом, село, город называют малой родиной. А страну, в которой ты родился , — большой Родиной. Как вы объясните, что такое страна?( 2 класс).

Ученики высказывают свои предположения . Их ответы поверяются по тексту фрагмента «Человек без Родины – что птица без гнезда»(с.16-17).

— Прежде чем помочь Илюше ответить на вопросы папы, давайте внимательно рассмотрим , что видно из окна их квартиры?(с. 17- иллюстрация из жизни современного города).

Дети описывают рисунок, выделяя самые разные детали:

-автобус с пассажирами;

-мальчик, покупающий продукты;

-грузовик с овощами;

-врач и больной;

-строители.

Далее ученики отвечают на вопросы папы, которые он задал Илюше.

-Без чьей помощи пассажиры автобуса не смогут добраться до своей работы? (Без помощи водителя.)

— А кто еще должен потрудиться, чтобы этот автобус подъехал к остановке с пассажирами?( Рабочие завода, где он был изготовлен; конструкторов; мастеров технического обслуживания; тех, кто связан с производством топлива и т.д.)

Работа по следующим вопросам ведется по аналогии. В конце работы с иллюстрацией должен прозвучать вывод, который можно сравнить с выводом учебника на стр.18.

-Где бы ни жил человек, в городе или в деревне, он не может обойтись без помощи других людей. У всех нас одна общая Родина – Россия- страна, где мы родились, живем и трудимся .И все мы – это одно общество.

-Сможет ли человек в современном городе, селе, прожить один, сам по себе, без помощи и поддержки других людей?

-Может ли один город или село в нашей стране быть независимыми, не связанными с другими городами (селами)?

-Нет ,по всей стране люди пользуются товарами, произведенными другими людьми; по радио и телевидению мы слушаем и смотрим передачи о жизни других людей и т.д.

б) Порядок в стране.

Без предварительного описания ученикам предлагается сравнить рисунки на стр.20.

-Почему одна ситуация на улице так сильно отличается от другой? Что или кто необходим, для того чтобы был порядок ?

Ученики в группах читают текст «Для Родины своей сил не жалей» на стр. 19 и выполняют задание. Каждая группа предлагает свой вывод:

Россия – это государство, в котором кроме законов есть правительство, армия и полиция. Все это помогает поддерживать порядок в стране.

Если позволяет время, то можно поработать с материалом на стр. 20-21.

  1. ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.

-Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

— Что человек называет своей Родиной?

-Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?(Ученики совещаются в группах и дают свой вариант ответа.):

-Родиной можно назвать не только родной дом, село, город, но и всю страну. В стране, как и в доме, должен быть порядок, который поддерживается на государственном уровне.

ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.

-Ответьте на вопросы на стр. 21

— Выполните задания из рабочей тетради на стр. 6 № 1,2.

ИТОГ УРОКА.

-Какие знания вы приобрели сегодня на уроке?

— Где они пригодятся вам в жизни?

— Так что же является Родиной для тебя?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Чтение текста на стр. 16-21; ответить на вопросы № 1,5; рабочая тетрадь – стр. 7 № 3.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here